"Если бы командование Добрармии сумело наладить сотрудничество с общественностью, то мы не претерпели бы впоследствии погубившего все дело распада тыла" (А. Шкуро)
...У меня не было ни денег, ни какого-либо снабжения. Поэтому я очень обрадовался, когда ко мне явились представители местного беженского финансово-промышленного мира и предложили свои услуги по налаживанию этого вопроса. Они сформировали из себя "Финансовую комиссию", поставившую себе задачей изыскание средств для питания армии финансами и всяким снабжением..
.
Председателем комиссии был господин Фрешкоп, члены - Востряков, Лоов, Кюн, Цатуров, Маилов, Гукасов, Шадинов и другие. Работали идеально, блестяще, честно, самоотверженно, выше всяких похвал.
Члены "Финансовой комиссии" выдали местному отделению Государственного банка вексель за своими подписями, обеспеченный их имуществом, находившимся в совдепии; банк выпустил равную сумму денег местного значения (чеки) на 6-7 миллионов, прозванных в народе "шкуренками". По взятии Грозного Маилов внес один миллион. Впоследствии все эти обязательства были оплачены и изъяты из обращения.
В течение двух месяцев "Финансовая комиссия" содержала армию в 25-30 тысяч человек, освободив меня от всяких хозяйственных забот. Вся интендантская часть обслуживалась также комиссией, открывшей швальни, кожевенный, полотняный и шорный заводы, сапожные и седельные мастерские, сукновальню. Комиссия скупала винтовки и патроны. Она же издавала газету "Доброволец", сослужившую большую службу в смысле привлечения к нам общественных симпатий и боровшуюся с большевицкими лжеучениями.
Впоследствии, при отступлении моем из Кисловодска, комиссия озаботилась вопросами эвакуации и питания до 10 тысяч беженцев, их размещением, санитарными мероприятиями.
Я не нахожу слов, чтобы охарактеризовать замечательную работу этой комиссии. На ее примере я убедился, что наша буржуазия и общественность могут работать, и притом великолепно.
Если бы командование Добрармии сумело наладить сотрудничество с общественностью, то мы не претерпели бы впоследствии погубившего все дело распада тыла...
Андрей Григорьевич Шкуро. "Записки белого партизана"