Она красавица - это первое и главное, что хочу про нее сказать. Как и подобает красавице, она не очень-то доступна - дома и заборы перегораживают подходы и ракурсы для съемок. И все равно, когда стоишь у ее подножия, испытываешь трепет и радостное восхищение.
Наверное когда она только появилась, в 1922 году, и была самой высокой в России (160 метров) она вызывала не меньший шок, чем сегодня вызывают творения Нормана Фостера, который использовал все те же сетчатые конструкции, считая создателя башни, Владимира Шухова, своим учителем и кумиром
(про Фостера). Но за красотой Шуховской башни - уникальные инженерные решения, которые не буду излагать (поверьте на слово или обратитесь к другим источникам). Именно отсюда, 17 лет спустя транслировались первые телепередачи, она долгие годы была эмблемой советского телевидения и его символа - Голубого огонька.
Шли годы, появилась Останкинская башня, радиобашня, когда-то соседствовавшая с Шуховской, незаметно исчезла, а красавица стояла, продолжала вещание (до 2002 года) и собирала титулы - участник выставки «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века», один из семи архитектурных шедевров русского авангарда и так далее.
А потом настали новые времена, башне стала необходима реконструкция, денег на которую как водится нет, а кому-то - участок дефицитной земли в центре Москвы. И недавно появился вариант, вызывающий не столько негодование, сколько недоумение в силу полной абсурдности: разобрать и собрать в другом месте. Воистину - что имеем - не храним.
Так что спешим видеть, пока цела. Вашему вниманию предлагаются две небольшие фотосессии - дневная и вечерняя. А потом - пару слов (хотя заслуживает много больше) про инженера Шухова.
Вот она показалась из-за домов заурядной московской улицы
Подошли ближе; снимать приходится из-за домов и заборов
А как она преображается вечером...
Так получилось, что в ту прогулку, когда мы снимали Шуховскую башню, мы еще несколько раз соприкасались с судьбой и делами инженера Шухова. Я не готова к подробному рассказу о нем, поэтому лишь несколько штрихов.
Мы проходим ГУМ, с его знаменитыми перекрытиями, сконструированными Шуховым
Идем Кривоколенным переулком, где он жил много лет, А кончаем наш путь у памятника, который стоит напротив Лукойла и им же спонсирован: ведь вклад Шухова в нефтедобычу не меньше, если не больше, чем в архитектуру.
Если вы идете в районе перекрестка Мясницкой и бульваров, поклонитесь памяти Владимира Григорьевича Шухова и пожелайте долгих лет жизни его проектам. Вдруг да поможет...