18 октября 1872 года родился Михаил Кузмин.
_
_
Кто-то сравнил его лицо с лицом не то фавна, не то молодого сатира, какими их изображают помпейские фрески. Самым впечатляющим в его внешности были глаза. Если глаза А. Белого вызывали ассоциации с чем-то одухотворённым и возвышенным, то глаза Кузмина производили впечатление чего-то дьявольского, сатанинского. Вот как описала их И. Одоевцева: «Глаза сверхъестественно велики. Как два провала, две бездны. Как пруды, в которых водятся лягушки, тритоны и змеи». А вот как - Марина Цветаева:
_
Два зарева! Нет, зеркала!
Нет - два недуга:
два вулканических жерла,
два чёрных круга...
_
Кузмина называли «апостолом санкт-петербургских эстетов», русским Оскаром Уайльдом, «идеалом денди с солнечной стороны Невского» (Г. Иванов). Его по праву считали законодателем мод (ходили легенды о его «365 жилетах», которыми он якобы владел). Костюмы элегантного покроя, изысканные духи, наманикюренные руки, огромные «византийские» глаза, подведённые чёрной тушью, накрашенные губы - таков был облик этого поэта- денди, «принца эстетов».
_
_
Это известный портрет Кузмина работы Константина Сомова, хранящийся в Третьяковской галерее.
_
Кузмин не делил жизнь на высокую и низкую. Для него не было низких предметов, недостойных того, чтобы встать в стихотворный ряд. Оказывается, и шабли во льду, и поджаренная булка, запах пыли и скипидара, голландская шапка, картонный домик - подарок друга и прочие «милые мелочи» нисколько не мешают присутствию божественного начала в поэзии. Такое ощущение, что Кузмин любил землю и небо больше рифмованных и нерифмованных строк о земле и небе, вопреки утверждению Блока, что сочинитель всегда предпочтёт второе. Кузмин любил жизнь.
_
_
Надо сказать, что появление такого поэта было как бы подготовлено самой почвой серебряного века. После утончённостей символизма, дерзаний футуризма, хотелось простоты, лёгкости, обыкновенного человеческого голоса. Так заявил о себе акмеизм, ярким представителем которого был Михаил Кузмин. На смену высокому слогу пришла «прекрасная ясность»:
_
Светлая горница - моя пещера,
Мысли - птицы ручные: журавли да аисты;
Песни мои - веселые акафисты;
Любовь - всегдашняя моя вера.
_
Приходите ко мне, кто смутен, кто весел,
Кто обрел, кто потерял кольцо обручальное,
Чтобы бремя ваше, светлое и печальное,
Я как одёжу на гвоздик повесил.
_
Любовь - главная его тема, основа творчества.
Далее -
здесь.