Спасибо, Марина. Кушнер мне тоже его отметил. А вот на "Общелите" многие были возмущены, тем, что посмела бросить тень на гения.) Хотя они просто не поняли сути проблемы.
А кто безгрешен, Наталия? Даже гении - люди. Со всеми слабостями, они могут быть трусливы (вспомните, как настойчиво повторяет Мастер у Булгакова, что самый страшный грех - это трусость), они могут быть эгоистичны, ничем от простых людей в этом не отличаясь. Но на на этом часто всходит их гениальность.
Всё это так. Но Пушкин с его "грешен не так, как вы, иначе", Блок с его горделивым "а вот у поэта всемирный запой" как бы выводит творца, гения за рамки всеобщих правил и человеческих законов. Тут у меня не осуждение, и даже не суждение, а скорее недоумение: как же так? а так ли?.. Словом, есть над чем задуматься.
Согласен, что это неразрешимый вопрос, каждый будет его для себя решать по-своему. Всякий поступок обычного человека в жизни - равен самому себе, мы судим о человеке по его делам. Не то творец. Каждый его поступок - это опыт, который потом будет воплощен в его произведениях. Это не оправдывает его как человека, но выводит за рамки просто человеческого.
Наташа, а почему "гибели"? Пастернак умер в своей постели, а 70 лет - срок достойный. (Особенно для поэта, человека без кожи, пропускающего сквозь свою душу все беды мира.) Вопрос, который Вы задаете в стихотворении, и меня мучил когда-то. Я решила его - для себя, попытавшись объяснить с точки зрения психологии творчества (об этом эссе "Гений и эгоцентризм").
Интересно, что именно Пастернак в моем представлении - один из наименее "грешных" гениев. Скольким он помогал! И при этом действительно какие-то вещи за «пределом разумения». Сложно понять, скажем, что он далеко не сразу встретился с любимой женщиной, Ольгой Ивинской, после ее освобождения.
Я конечно помню песню Галича. Да, травля по поводу романа приблизила его кончину. Но в жизни Пастернака в целом хорошего было очень много. Через край
( ... )
Наташа! Потрясающие стихи! Как хорошо, как верно, как глубоко! Я не только об этом стихотворении, что в посте. Я о поэме "Адресаты Марины". Сколько там замаскированных, узнаваемых цитат, словечек, характеристик. Сколько твоего знания предмета и понимания его. Это неудивительно, ты всю жизнь прожила рядом с ними, с этими талантами и гениями и их адресатами. В твоих стихах говорит не только знания, но и сердце. потому что такое близкое знакомство, как у тебя, предполагает неравнодушие, особые эмоции, понимание их души и твое отношение к ним. Просто близкие люди со своими особенностями и дарованиями. Это невероятно! Потому что уникально. И потому что верно. Пожалуй, это самое достоверное исследование жизни и творчества художника. Какое-то волшебство, как у Олеси Куприна - идти за человеком, шаг за шагом, повторяя все его движения, стать им, предугадывать его! И кто правдивее скажет? Не надо беспристрастности - поэзия всегда пристрастна. Именно поэтому и нужны исследователи и знатоки, живущие рядом и тем же. Я уже не говорю о мастерстве
( ... )
Танечка, дорогая, спасибо! Так понять и прочувствовать стихи может лишь тот, кто сам не чужой в этом литературном мире, для кого все эти поэтические аллюзии и скрытые цитаты - родная стихия, всё это к тебе впрямую относится. Очень рада твоей профессиональной оценке.
Comments 17
Reply
Reply
Это из категории - не суди и не судим будешь.
Reply
Reply
Reply
Пастернак умер в своей постели, а 70 лет - срок достойный. (Особенно для поэта, человека без кожи, пропускающего сквозь свою душу все беды мира.)
Вопрос, который Вы задаете в стихотворении, и меня мучил когда-то. Я решила его - для себя, попытавшись объяснить с точки зрения психологии творчества (об этом эссе "Гений и эгоцентризм").
Интересно, что именно Пастернак в моем представлении - один из наименее "грешных" гениев. Скольким он помогал!
И при этом действительно какие-то вещи за «пределом разумения». Сложно понять, скажем, что он далеко не сразу встретился с любимой женщиной, Ольгой Ивинской, после ее освобождения.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment