Вообще-то, я - большая сладкоежка. Не представляю, как люди могут жить без сахара, а потому тема сахара мне близка и интересна. Как-то гуляя в Акко я наткнулась на продавцом сока из сахарного тростника. Его готовили тут же, кажется в блендере, добавляя в сок разные орешки и потом процеживали через сито, это было необычно и вкусно. Потом, в Иордании, мне довелось побывать в
крепости Шобак (Крак де Монреаль), в котором крестоносцы добывали сахар из сахарного тростника. и наконец, уже дома, побывав в
Иехиаме и
Шато де Руа, мы не могли не посетить крепость Мануэт (или вернее то, что от нее осталось).
Четко следуя указаниям книги Рэма Брауна мы оставили машину на противоположной стороне дороги и полезли как партизаны под колючей проволокой.
Себя, ползущую по пластунски я не покажу, поберегу ваши нервы, но Серегин портрЭтиц запечатлела.
Совсем непонятно почему это место огорожено, наверное где-то и есть проход, с другой стороны, но мы же не ищем легких путей.
Итак, сахар и крестоносцы. Собственно мусульмане первыми принесли тростниковый сахар на Святую землю, крестоносцам лишь осталось подхватить идею и начать производство сахара. Так что именно тут они (крестоносцы) и построили ферму-крепость. Стратегические цели крепости понятны - защищать выход к ручью, к ферме и дорогу к замку Монфор, который находится выше по ручью. Сама ферма, кроме производства сахара, играла немалую роль в системе оповещения крестоносцев. В случае вторжения врагов с фермы подавались сигналы в замок Монфор или замок Эмбер, который находился в 5 км западнее. Ночью тревожным сигналом был огонь, а днем - дым.
В 1187 году Саллах ад Дин захватил Мануэт на короткое время, но затем он вернул его крестоносцам. А в 1212 году хозяин фермы-крепости продал его тамплиерам, которые и владели местом до 1260 года.
В 1260 году крепость перешла в руки Бейбарса, он даже устроил там свою штаб-квартиру, но опять же, вскорости хозяева поменялись, и опять пришел черед ордена Госпитальеров, рыцари Монфора властвовали в Мануэте, а сахарный завод продолжал функционировать несколько веков спустя, будучи прибыльным источником дохода.
Механизм получения сахара простой, но трудоемкий. В соседней деревушке поближе к речке Кзив выращивали сахарный тростник и перевозили его сюда, на фабрику. Здесь его рубили и нарезали на небольшие кусочки. Причем резали специальным механизом - острыми лопастями, который работал благодаря все той же воде из Кзива. Затем нарезанный уже тростник попадал под пресс, сок из него стекал по каменному желобу в яму, откуда он переливался в большие чаны, варился и затем помещался в керамические конусы для охлаждения и кристализации. Из отверстия в конусе выливалась патока, а собственно сахар и оставался.
Вот это собственно остатки той самой печи, которая поддерживала огонь при варке сахара.
А вот это уже сложная система пресса. Глядя на эти выемки, желобочки трудно понять как это все работало. Все это басис для рычага. В меньшей круглой выемке стоял пресс, рядом две квадратные выемки - служили основаниями для деревянных балок от пресса. От пресса шла 10 сантиметровая бороздка к выемке большего размера (60 см в диаметре),в который стекал сок.
От этого накопителя опять же была выдолблена в скале бороздка, которая на сей раз вела в еще больший бассейн для сбора сока.
В
одном ЖЖ я нашла вот такую любопытную схему.
Ну а это вроде как было основание акведука, ближайшее к северной стене.
Заметьте, ходили мы там с книгой "По следам крестоносцев". "Правильной дорогой идете, товарищи!"
Кстати, отправлялся сахар в разные стороны из порта Акко. Естественно, не всегда были готовы корабли на рейде, потому Мануэт "работал" еще и складом. От него остались только стены с нишами.
А потом мы поехали в Нагарию и в Акко. Вроде чего нового можно еще увидеть в Акко? А ведь можно. Например Санта Клауса с кальяном.
Или пасть акулы.
И вообще, просто красиво. Часовая башня смотрится очень красиво на фоне ночного неба.
А как вам эта лодка на стоянке для автомобилей?
Желаете стаканчик тростникового сока?
Click to view
Использованный источник:
Khirbet Manot (Manueth)