Safed. Crusaders Fort and Mezuda Park

Dec 11, 2010 18:31

Приехав в Цфат мы обнаружили несколько часов свободного времени до заселения в гостиницу. Куда податься? Решили посетить самое высокое место в городе - Мецуду. Собственно, мы отправились искать крепость крестоносцев Сафет.






Путь наш лежал наверх. С погодой явно повезло, перед нашим приездом прошел дождь, все помыл, прибил пыль и выглянуло солнышко. Облака лежали низко-низко, что скрывали гору Мирон, лежавшую перед нами.




Дорога хоть и поднимается вверх, но не тяжелая и не длинная. Зато живописная, типичная улочка Цфата.







Вот и крепость. Умный говорящий автомат поведал нам историю крепости. Оказывается, крепость Сафет была одной из самых больших крепостей крестоносцев на Востоке и построена она была на развалинах укрепелений, построенных евреями. Представьте себе 8 футбольных полей! И место важное - под контролем практически все значимые дороги в Галилее. Недаром, замок получил название "Ключ к Галилее". И было это примерно в 1140 году.







Замок действительно стал крепостью. Высокие стены (около 28 метров), глубокий ров вокруг (почти 15 метров), высокие смотровые башни.




Прибавьте еще двойной ряд крепостных стен и получите неприступную крепость. И все это на холме! Внутри - все необходимое для длительного автономного проживания - жилые помещения, залы, склады, конюшни и даже своя церквушка.







Король Амальрик I, в то время бывший королем Иерусалима, передал Цфат ордену храмовников (тамплиеров)(1168 год) .







Сверху хорошо просматривается город и подъездные дороги как на ладони. Действительно, стратегическое место.




И сейчас видно, что между внутренними и внешними стенами был дополнительный ров.







К сожалению, во всех внутренних помещениях - одна сплошная помойка и общественный туалет. Жаль.




20 лет тамплиеры владели замком. Но увы, пришли мусульмане, под предводительством Салах ад Дина. 4 июля 1187 г. крестоносцы потерпели сокрушительное поражение у Хиттина, недалеко от Генисаретского (Тивериадского) озера. Крестоносное войско потеряло всякую способность к сопротивлению, была взята не одна крепость крестоносцев, в том числе и Сафет. Правда, оставшимся в живых крестоносцам было разрешено уйти в Тир, который остался еще в руках крестоносцев только из-за истощения мусульманской армии и нежелания ее командиров пренебречь обычаем и продолжить кампанию в зимнее время.

В 1219 году крепость была разрушена наряду еще с несколькими замками крестоносцев по приказу султана Дамаска Аль-Малик аль-Муазама Иса.
















Правда в 1240 году положение дел изменилось. Новый султан Дамаска Салах-Исмаил искал союзников, выступая против Египта. Тамплиеры также упорно возвращались к своей идее альянса с Дамаском против Египта. Дело с одной и другой стороны пошло так, что между ними было заключено перемирие, и по перемирию замок Бофор и замок Сафет были переданы тамплиерам.

Епископ Марсельский Бенедикт, использовал затишье, чтобы совершить паломничество по Святой Земле.И покуда он несколько дней дожидался в Дамаске получения пропуска султана, многочисленные люди обращались к нему с одним и тем же вопросом - будут ли восстанавливать Сафет. Когда он обеспокоился, почему они ему задают сей вопрос с такой настойчивостью, они ответили, что эта крепость закрывала врата Дамаска.

Вступая в Святую Землю, Бенедикт решил ради любопытства повернуть в горы Галилеи, чтобы посетить вышеупомянутый город. Хотя край был уступлен мусульманами совсем недавно, он встретил в Сафете отряд тамплиеров, расположившийся биваком на руинах.

Владелец замка - брат Раймунд де Карон принял его с великой радостью, хотя у него самого для проживания были только маленькие палатки, которые возят оруженосцы и в которых устраивают ложе для своего сеньора. Епископ старательно справился насчет этой крепости и отчего сарацины так боялись ее восстановления: тамплиеры ему объяснили, что она послужила бы защитой и опорой христиан до Акры.

Епископ Марсельский Бенедикт, посещавший Святую Землю слезно просил магистра ордена Храма Армана Перигорского востановить замок Сафет. С большими сомнениями магист поддался на уговоры епископа, дело была за средствами.

Тамплиеры незамедлительно избрали совет из рыцарей, сержантов, прислуги при камнеметах и прочих воинов; они собрали караван вьючных животных и открыли свои риги, погреба, казну и все свои кладовые, чтобы оплатить расходы радостно и славно; и вперед послали отряды землекопов и кузнецов. И началось великое восстановление замка!

Перед началом строительства епископ Марсельский после службы обратился с краткой проповедью и заложил первый камень. Сверху, в качестве приношения, он положил кубок из позолоченного серебра, полный монет. Это произошло 20 декабря 1240 г.

А еще через 4 года, осенью в 1244 году еписком вернулся в новый Сафет. Кажется, это таки произошло не через 4 года, а через 20. В 1260 году.

"Милостью и Провидением Божиим, и силой и щедростью рыцарей Храма, которые потрудились с таким умением и усердием, что столь чудесное и превосходное строение показалось бы скорее творением Бога, нежели людей"

Замок, расположенный на возвышенности посреди гор, окруженный пропастями, скалами и утесами, казался неприступным. Он был окружен рвами и позднейшими укреплениями со скрытыми площадками для катапульт и камнеметов. Семь башен украшали крепостную стену. Замку принадлежали леса и фруктовые сады, виноградники и пастбища; воздух был здоровым, а земля плодородной. Там выращивали фиги, гранаты, миндаль, маслины, в изобилии было вина и зерна. Рощи поставляли древесный уголь для отопления печей. Имелась также большая цистерна, чтобы поить животных и орошать огороды, и другие цистерны с питьевой водой. За замком находилось двенадцать водяных мельниц, а многие другие, приводимые в движение ветром или тягловой силой животных, располагались внутри.




Тамплиеры возводили крепость два с половиной года и истратили одиннадцать сотен тысяч сарацинских золотых монет; ежегодные расходы на ее содержание доходили до сорока тысяч золотых сарацинских монет, больше, чем доходы с домена. Каждый день в замке столовалось более 1700 человек, а в военное время - 2200. Ежегодно требовалось столько продовольствия, что только пшеницу и ячмень доставляли 12 тысяч мулов, не говоря уже о прочих съестных припасах. Гарнизон состоял из 50 братьев-рыцарей и 30 братьев-сержантов с лошадьми и вооружением, 50 местных конных наемников, 300 баллистщиков, 820 оруженосцев и сержантов и 40 рабов.










И опять прошло 20 лет, вернее ровно 22 года. Время султана Бейбарса. Первый приступ был 7 июля. Потом - 13 и 19 июля. Все безуспешные. И это понятно. Тогда Бейбарс пошел на хитрость. Он объявил о прощении всем солдатам и туркополам местного происхождения. Начались побеги. К концу месяца июля рыцари послали сирийского сержанта, по имени Лео, которому доверяли, послом к Бейбарсу. Вернулся он с обещанием султана отпустить тамплиеров на свободу. (Говорят, что когда султан клялся отпустить тамплиеров, на самом деле это был не он, а его слуга, переодетые в платье султана). Но когда рыцари сдали крепость, Бейбарс отрубил всем мужчинам головы,а женщин и детей сослал в рабство.




Собственно и все. Так закончилась история крепости Сафед.







Но оставим крестоносцев и перейдем к более поздней истории. На самой верхушке холма - стелла, памятник погибшим жителям Цфата в войне за независимость.




Наверное, парк Мецуда любимое место жителей Цфата...
















Интересное чтиво о крестоносцах:

Мелвиль М. История ордена тамплиеров

Густав Грюнебаум. Классический ислам.

Сайт о рыцарях. Рыцарские доблести

ИПИОХ: История ордена тамплиеров

Сафет, Цфат, крестоносцы, safed

Previous post Next post
Up