постомодернизм - окончание

May 16, 2006 16:21

Еще некоторые точки зрения на постмодернизм:

- Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко - http://infolio.asf.ru/philos/postmod/
«ПОСТМОДЕРНИЗМ - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др. Термин «П.» впервые был употреблен в книге Р.Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917); в 1934 использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 в., радикально отторгающих литературную традицию; с 1939 по 1947 в работах Тойнби было конституировано содержание понятия «П.» как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960 - 1970-х данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая; начиная с 1979 (после работы Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании») утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (К.Батлер, В.Вельш, Т.Д’ан, Д.Дэвис, Ч.Дженкс, А.Ле Во, Д.Лодж, Дж.Мад-заро, А.Б.Олива, У.Спейнос, У.Стейнер, А.Уайлд, Д.Фоккема, Д.Форворд, И.Хассан и др.). В настоящее время история трансформации содержания понятия «П.» становится специальным предметом постмодернистской философской рефлексии (Х.Бертенс, М.А.Роуз и др.).»

- Вячеслав Курицын. Русский литературный постмодернизм - http://www.guelman.ru/slava/postmod/
«Есть мнение, что именно Деррида смог приблизиться к созданию более-менее адекватного языка саморепрезентации постмодернизма. Представления о "деконструкции" легче вычитываются не из теоретических построений Деррида, а скорее, из его стилистики, из конкретных примеров "деконструкторской" деятельности /о чем нам еще придется говорить/. Однако наша задача - показать степень и формы отношения конкретных русскоязычных литературных текстов к "ситуации постмодернизма" - невольно провоцирует хотя бы симуляцию стройности и последовательности изложения. "Постмодернистичность" текст будет вынужден добирать по каким-то иным каналам.
Одним из естественных способов хоть отчасти спасти корректность письма может стать фальсификация имен, дат, произведений, своего мнения, это почти неизбежно даже при частичном моделировании образа постмодернистской культуры, где разорвана классическая зависимость означающего от означаемого. Однако сами разговоры о неизбежности фальсификации уже есть род террора, возведение вопиющего оксюморона вроде правил игры в постмодерн или постмодернистского кодекса чести. Кроме того, уместнее, сразу заявив о том, что фальсификация-мистификация состоится, на деле ее избежать.»

- Александр Ложкин. Размышления о стиле - http://www.a3d.ru/archi/stat/style.php
«1980-е годы были периодом последнего по времени всплеска консервативной идеологии. В 1977 году вышла книга Чарльза Дженкса "Язык архитектуры постмодернизма" (переведенная на русский язык "Стройиздатом" в 1985 году[5]), прозванная "Библией постмодернизма" и справедливо поставленная русскими редакторами в один ряд с книгами Ле Корбюзье "К архитектуре" и Р.Вентури "Сложности и противоречия в архитектуре"[6]. В ней провозглашалась смерть модернизма, критиковалась антигуманность его, как идеологии, невыразительность художественного языка архитектуры "современного движения", ошибочность модернистской теории и практики. Сегодняшнее прочтение Дженкса показывает, что критика эта была во многом обоснована, однако, тем не менее, более чем десятилетнее господство постмодернистской (консервативной) идеологии не привело к смерти модернизма. "Модернизация модернизма", произошедшая в результате этой критики, привела к появлению (или развитию) новых модернистских стилей, таких как "хай-тек", "неомодернизм", "деконструктивизм", практически вытеснивших постмодернистские постройки с европейской и североамериканской сцены в начале 90-х.»

- Постмодернизм. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
«Начало эпохи постмодерна связывают с тезисом Ницше «Бог умер» (1882), а вместе с Богом умерли все «вечные ценности» и наступил нигилизм. Однако реальное воцарение постмодерна пришлось на эпоху Холодной войны (1946 -1988), после свержения нацистского режима в Германии.
Термин введен в употребление в 1910-е годы, но в качестве философской категории и характеристики мировоззрения получил широкое признание благодаря книге «Состояние Постмодерна» (1979) французского философа Ж.-Ф. Лиотара.

Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» - это тоталитарные и паранойяльные идеи-фикс, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов - это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала шизоидное начало творческого становления и паранойяльное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом..
Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Основным теоретиком деконструктивизма считается Деррида.»

- Илья Ильин. Посмодернизм. Словарь терминов - http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm

- Русский коммунизм как постмодернизм - http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/global.html

- Постмодернизм. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - http://www.countries.ru/library/twenty/postmodernism.htm
«Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в , все сумму культурные настроения, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры.
Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм - это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексиру-юшегоума.
Подлинный мир постмодернизма - лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.»

- Жан-Франсуа Лиотар. Состояние постмодерна - http://lib.ru/CULTURE/LIOTAR/liotar.txt

- Чарльз Дженкс. Новая парадигма в архитектуре - http://www.a3d.ru/archi/stat/djenks.php
«Отказ от веры во что-либо приводит к утверждению «нулевого» минимализма, который мог бы стать удачным выражением «нейтральной» позиции, если бы не был уже давно апроприирован и скомпрометирован господствующей политической системой. Но кроме того, новая культура всеобщей конкуренции требует выявления различий, требует смыслов и фантастической выразительности, выходящих далеко за рамки сухой функциональной программы здания. «Загадочное означающее» дает ключ к решению этой головоломки. Подразумеваемая им инвектива такова: вы должны спроектировать безусловную достопримечательность, но так, чтобы она не была похожа ни на одну из уже существующих и не ассоциировалась ни с одной из уже известных религий, идеологий или общественных конвенций.»
Previous post Next post
Up