Кажется, об этом проекте мы еще не писали. Статья опубликована на сайте
Русская вера. Оригинал взят у
serebryanka_art в
Энциклопедические сборники XV века книгописца ЕвфросинаПроект Отдела рукописей Российской национальной библиотеки «Энциклопедические сборники XV века книгописца Евфросина - «Леонардо да Винчи Древней Руси» представляет возможность всем читателям познакомиться с древней библиотекой Кирило-Белоезерского монастыря, находящейся в фондах библиотеки, где сохранились пять уникальных Евфросиновских сборников.
Евфросиновский сборник, XV век
Евфросиновские сборники - самобытное и загадочное явление русской культуры. Созданные во второй половине XV века в Кирило-Белоезерском монастыре монахом-книгописцем, они и сегодня удивляют широтой и разнообразием тематики собранных в них произведений, приемами редакторской работы составителя, содержанием текстов, многие из которых уникальны и дошли до нас только благодаря Евфросину.
Наряду с типичными для монашеского круга чтения текстами, сборники включают множество памятников «светской» литературы: «беллетристические» произведения, переведенные книжниками Киевской Руси, самые последние «новинки» публицистики и литературного творчества современников, статьи естественно-научного содержания, проникшие на Русь фрагменты научных трактатов европейской античности.
Пять составленных Евфросином сборников, XV век
К сожалению, о себе Евфросин не оставил никаких биографических сведений, но его манускрипты воссоздают образ человека, стремящегося к постижению мироздания, природы и человека, закономерностей истории и культуры.
Не случайно на миниатюре одного из сборников Евфросина запечатлен Китоврас - персонаж древнего апокрифа, ставший олицетворением остроты и могущества ума. Так, один из сборников содержит выполненные изографом Ефремом Требесом специально для Евфросина миниатюры: на одной изображен Александр Македонский, на другой - Китоврас.
Миниатюра с изображением Китовраса и монограмма книгописца Евфросина
Эти образцы древнерусской книжной иллюстрации уникальны. Богатство содержания и удивительное, редкое для древнерусской литературы «личностное начало» превращают Евфросиновские сборники в памятники первостепенного культурно-исторического значения.
Сказание об Александре Македонском книгописца Евфросина. Сборник Кирило-Белоезерского монастыря, октябрь 1491 года
Без рукописных сборников Евфросина невозможно представить историю древнерусской литературы.
Даты в составленных Евфросином сборниках относятся к 60-90-м годам XV века и обозначают начало и конец работы над перепиской текстов: наиболее ранняя дата - июль 1463 года, поздняя дата - октябрь 1491 года. Самой поздней датой из всех к настоящему времени выявленных автографов Евфросина отмечен переписанный им в рукописи текст Чина миропомазания из собрания Новгородского Софийского собора - февраль 1500 года.
В рукописях Евфросин называет себя «попом» - он был иеромонахом Кирило-Белоезерского монастыря. С этим монастырем связана его книгописная деятельность, о чем свидетельствуют его многочисленные ссылки на книги монастырской библиотеки, в составе которой и дошли до нас Евфросиновские сборники.
Отрывок из чина погребения в сборнике Ефросина. Начало: «...(Како пре)дахомся тлению? Како припряхомся съмерти? Въ истиньну Божиим повелением, якоже есть писано, подающаго преставльшимъся покой...». Конец: «...егда хощеш испытати, тогда пощади милостиве, приими душа их, владыко, сведый тайная»
Основанный преподобным Кирилом в 1407 году в отдалении от Москвы, на северной окраине Руси, Кирило-Белоезерский монастырь имел двойное подчинение: духовное - ростовскому владыке, и светское - удельному князю. Это обеспечивало относительную независимость монастыря и придавало ему особый статус. Здесь отбывали ссылку попавшие в опалу князья, бояре, духовные иерархи.
Кирило-Белоезерский монастырь. Великий князь передает монастырь в ведение ростовского митрополита
Несмотря на отдаленность, Кирило-Белоезерский монастырь играл важную роль в общественной и духовной жизни - сюда быстро доходили все политические новости. Сам преподобный Кирил основал монастырскую библиотеку, которая постоянно пополнялась книжными сокровищами. В монастыре велись летописные записи, в которых политические события часто получали независимую оценку.
Сам Евфросин был знаком с непосредственным участником событий - воеводой Федором Васильевичем Басенком, который в 70-х годах XV века находился в ссылке в Кирило-Белоезерском монастыре. Судьба воеводы типична для того времени. Служивший верой и правдой Василию Темному, он был ослеплен по приказу Ивана III вскоре после смерти отца (Василий Темный умер в 1462 году). Рассказы много знавшего Басенка послужили ценным устным источником для монастырских летописных записей. Краткий «конспект» Кирило-Белоезерского летописца Евфросин включил в свой сборник.
Филигрань на листе из рукописи Евфросина
Не подлежит сомнению и факт личного знакомства Евфросина с известным писателем-агиографом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирило-Белоезерский монастырь в 1462 году для составления Жития преподобного Кирилла. Один из Евфросиновских сборников сохранил автограф Пахомия.
В историю русской культуры Евфросин вошел как составитель сборников энциклопедического содержания. Он тщательно выбирал и выписывал из десятков разных книг статьи богословского, нравоучительного, философского характера. Его подборки отразили богатейшую палитру всей литературы, которая была доступна образованному книжнику преуспевающего монастыря в последней трети XV века.
Драгоценная часть рукописного наследия той эпохи - Евфросиновские сборники - отныне доступна для вдумчивого изучения всем интересующимся историей и культурой Средневековой Руси по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18
e-mail: manuscripts@nlr.ru
телефон: + (812) 312-28-63
Источник: nlr.ru
http://ruvera.ru/news/sborniki_evfrosina