Sep 25, 2014 20:19
В эти дни все мы гадаем, как отразится санкционное противостояние на нашей финансовой сфере. Запрет на получение ведущими российскими компаниями долгосрочных иностранных кредитов, «антироссийский» демарш Visa и MasterCard, перспектива отключения наших банков от международной системы SWIFT - вот далеко неполный перечень проблем и угроз, с которыми мы сталкиваемся в последнее время. Впрочем, есть риски и опасности, о которых большинство экономистов и практиков даже не подозревает, однако наступление которых может в одночасье обрушить всю финансовую систему страны.
В России функционируют многие тысячи больших и малых акционерных обществ, участниками которых являются и государство, и компании, и простые граждане. Ежедневно внутри страны и по всему миру проводится бессчетное количество сделок с ценными бумагами наших корпораций, на базе котировок акций на российском и/или иностранных фондовых рынках определяется капитализация российских предприятий, на основе стоимости акций правительство составляет приватизационные планы. Сбор, учет, хранение информации обо всем, что связано с акциями и акционерами, ведут специализирующиеся на подобных услугах организации - регистраторы.
Так уж получилось (по недосмотру или сознательно - сейчас неважно), но за последние годы практически полный контроль над всеми крупнейшими регистрационными фирмами России перешел к ЗАО «Компьютершер Регистратор», «дочке» австралийского регистрационного монстра Computershare. Основанная в 1978 г., эта австралийская компания является основным разработчиком информационных технологий не только для эмитентов или акционеров, но и для потенциальных инвесторов. В настоящее время международнопризнанных аналогов технологическим наработкам австралийцев попросту нет. Излишне уточнять, что все технологические решения являются интеллектуальной собственностью компании и защищены патентами по всему миру.
Зачем австралийские регистраторы пожаловали в Россию, особенно если учесть, что подобные операции на карликовом российском фондовом рынке малоприбыльны? Уж не для того ли, чтобы участвовать в корпоративных буднях российских эмитентов и собирать информацию о собственниках АО? В том числе, в интересах наших прямых конкурентов (характерные иллюстрации - конъюнктурное противостояние австралийско-британской BHP Billiton и «Норильского никеля» или британской нефтегазовой ВР и «ЛУКойла»).
Так или иначе, уже несколько лет ведение реестров акционеров крупнейших российских АО, сведения об учредителях и руководителях и многое другое, что входит в понятие «коммерческая тайна», осуществляется на базе информационных носителей, программного обеспечения, прочих технических особенностей, принадлежащих австралийской компании. Кроме того, «Компьютершер Регистратор» и, по данным ЕГРЮЛ, 22 ее филиала по всей России обслуживают деятельность многих российских паевых негосударственных инвестиционных фондов.
Нужно ли напоминать, что Австралия принадлежит к числу стран, поддерживающих наиболее жесткий вариант санкционного давления на Россию?
А теперь представим ситуацию, когда Запад, все более отчетливо осознающий тщетность введенных в отношении нашей страны мер, решит усилить экономическое воздействие на Россию. Австралия, традиционный союзник США, к тому же входящая в Британское Содружество, с готовностью откликнется и введет эмбарго на контакты в сфере регистрационных услуг. А поскольку используемые в России информационные технологии в этой сфере являются собственностью австралийской фирмы, все, абсолютно все операции с ценными бумагами российских компаний окажутся заблокированными.
Акции наших корпораций превратятся в бумагу, пригодную разве что для оклеивания отхожих мест, Росимущество распростится с приватизационными мечтаниями, а на всех российских предприятиях, кредитующихся под залог ценных бумаг, прозвенят margin calls с требованиями погасить ссуды. Фантастика? Но разве еще несколько месяцев назад мы могли поверить, что Visa и MasterCard отлучат ни в чем не повинных российских держателей пластиковых карт некоторых российских банков (в том числе вашего покорного слугу), от мирового платежного оборота?
Почему российские предприятия предпочли иностранцев? Во-первых, австралийцы, используя огромные транснациональные финансовые ресурсы, скупили оптом и в розницу практически всех национальных регистраторов. Во-вторых, представители Зеленого континента никогда не гнушались использовать демпинг и лоббирование своих интересов через правительственных чиновников и иностранных представителей в Советах директоров российских компаний. В-третьих, сказалось ментальное поклонение Западу: большинство из нас, имея выбор между российской и иностранной услугой при сопоставимых цене и качеству, скорее всего, отдаст предпочтение зарубежному аналогу.
Есть ли в России собственные компании-регистраторы? Конечно, есть, более того, эти организации, обладающие необходимыми технологиями и навыками, в состоянии предоставить российским АО весь объем необходимых регистрационных услуг. В импортозамещении начинать нужно с фундамента, иначе практически всю российскую экономику за исключением разве что подсобных хозяйств придется выстраивать заново.
visa,
«Компьютершер Регистратор»,
Фондовый рынок,
санкции,
mastercard