Сергей Кара-Мурза - "
Потерянный
разум". О чем эта книга, сказано сразу - в начала
введения:
Когда я писал книгу «Интеллигенция на пепелище России», я как
будто непрерывно разговаривал с множеством своих друзей и знакомых - честных и
хороших людей, интеллигентов, которые с энтузиазмом поддержали перестройку. Я
предложил моему воображаемому собеседнику-интеллигенту вспомнить главные постулаты
перестройки и реформы. То есть те главные благородные цели, которые вынашивала
интеллигенция, поддержавшая переворот. Я предложил назвать эти цели-постулаты
- а потом честно оглянуться вокруг и сказать вслух, что же произошло с каждым
постулатом в действительности. Ведь если произошло нечто противоположное, то,
значит, ты или трагически ошибся - или тебя обманули самым ужасным образом. Ты
должен предупреждать людей. Остановитесь, тут или ошибка, или обман!
В той книжке мне не приходилось изощряться - все идеи перестройки
были еще у всех на языке, все они были заявлены открыто. Более того, они с самого
начала 60-х годов буквально вынашивались в кухонных дебатах, у костра в экспедиции,
за чаем в лаборатории. Тут спорить было не о чем, все знали, чего желала интеллигенция.
А что получилось, у каждого было перед носом, не приходилось ни в статистике копаться,
ни данные социологов изучать. Так что проблема была только в том, чтобы взглянуть
в лицо правде и сказать вслух и честно, что мы видим и как это соотносится с тем,
к чему призывали народ. А потом уже делать личный выбор: или ты признаешь ошибку,
совершенную по твоей глупости, и рвешь с программой «реформаторов» - или продолжаешь
с ними идти. Обе позиции можно понять, а первую даже приветствовать. Но и вторая
позиция - дело житейское, у многих своя рубашка ближе к телу.
Патологией является третий путь: и ужасную действительность
видишь, и ее дикое расхождение с увлекшими тебя лозунгами видишь, и косточки тебе
никакой не кинули - а ты все равно идешь за Хакамадой или Слиской и кричишь: «Я
требую приватизации земли и жилищно-коммунальной реформы!» А ведь таких у нас
много!
Эта новая книга - продолжение того разговора. Но не по всему
кругу поднятых тогда вопросов, а по одной более узкой теме, которая, однако, прямо
касается всех интеллигентов, всех людей умственного труда. Речь идет о том, что
произошло в ходе перестройки и реформы с той частью нашей духовной сферы, которую
можно обозначить общим понятием рациональное сознание.
Дальше я читать не стал. Я крайне сомневаюсь, что после его же "
Манипуляции
сознанием", где эта тема очень подробно раскрыта, хотя и не была самой основной,
можно сказать что-то действительно новое по этому вопросу. Несколько фрагментов
текста выхваченных наугад не опровергли этого предположения. То есть, думаю, "
Потерянный
разум"имеет смысл читать, только если вы еще не читали "
Манипуляции
сознанием", но если вы еще не читали "
Манипуляции
сознанием", то откладывайте всё и начинайте с них, а потом ваш уже и "
Потерянный
разум" не понадобится :)
Что же до выводов, которые можно сделать из подобного чтения, а также изучения
материала на практике, то они примерно следующие:
- Развитие человечества идет в направлениях, с одной стороны, снижения уровня
опасности и вызванного этим замедления социального развития особей и, с другой
стороны, усложнения окружающего мира. Этот процесс, протекая неравномерно в разных
странах и социальных группах, в российских условиях породил так называемую
интеллигенцию. Процесс развивался далее уже в СССР и в конечном итоге даровал
нам удовольствие (прямо скажем - весьма сомнительное) лицезреть "советскую
интеллигенцию". При этом термин советская определяет исторические корни,
а не нынешнее гражданство, так что советская интеллигенция как явления сохраняется
и через уже 16 лет после смерти СССР.
- Психология интеллигентов вызывает многочисленные параллели (хотя совсем уж
100% соответствия, конечно, не наблюдается) с поведением детей и подростков. Восприятие
мира как большой детской где рядом мирно возлягут (должны возлеть) лев (плюшевый)
и ягненок (не менее плюшевый), например.
- Одной из таких параллелей являются отказ принять некоторые объективно существующие
аспекты человеческого существования (в особенности это заметно в крайне негативном
отношении отношению к насилию - но не всякому, а направленному на интеллигента,
интеллигенцию или его/их кумиров - своих, членов стада, в общем
***UPD*** однако - и опять же в параллель с подростковым
- среди интеллигентов встречаются и откровенные хулиганы).
- Другая параллель - стадность интеллигентов, они любят сбиваться в стада (термин
использован только ввиду отсутствия более адекватного - "стая", "толпа" еще дальше
от желаемого значения) и вербально социализироваться (поскольку рациональным диалогом
это назвать нельзя). При этом интеллигенты используют речевой аппарат способный
генерировать достаточно длительные фрагменты связной и на первый взгляд логичной
речи и с привлечением порой очень продвинутого словарного запаса для нескольких
целей, из которых главной является идентификация "Я - свой" адресованная
себе подобным и позволяющей в процессе выяснить степень близости другого интеллигента
(проверяется отношением к ценностям важным для говорящего). Менее важными, но
существенными целями являются установления старшинства в стаде и даже просто генерации
привычного звукового окружения (характерной особенностью интеллигенции является
наличие поблизости бубонящего телевизора или радиоприемника настроенному на какое-нибудь
BBC или "Радио Свобода").
- Еще одна характерная особенностью интеллигенции - это ориентация на ценности.
Люди рациональные, взрослые имеют интересы. Найти работу с зарплатой побольше,
купить автомобильчег покрасивше, поехать в отпуск куда-то в новое место, детей
пристроить в ВУЗ - это все примеры интересов. Интересы всегда конкретны
и, я бы даже сказал, материалистичны донельзя, и обычно требуют каких-то действий.
И они всегда индивидуальны. Не существует интереса вообще, хотя некоторые интересы
могут быть общими для весьма больших групп людей.
Интеллигентам - иррационалам, по сути своей - же присуща ориентация на ценности
(источники ценностей и механизмы их распространения среди интеллигентов мы
здесь разбирать не будем, это уже сделал тот же Кара-Мурза
***UPD*** отметим лишь что ценности эти всегда привносятся снаружи).
Ценности эти всегда неконкретны даже на уровне их определения, но всегда красивы.
Они обычно не требуют каких-то конкретных действий и, при том, причастность к
ним делает жизнь интеллигента приятной ***UPD***
и дает возможность потрындеть обличая, например, Кровавую Гэбню или обсуждая "как
прекрасен наш круг". Свобода, демократия, рынок, права человека - характерные
примеры ценностей. В целом, ценности выдают идеалистическую ориентацию интеллигентов
(также характерную для подростков). - К сожалению, текущее положение дел позволяет говорить о торжестве педократии,
тем более неожиданной (в плохом смысле слова), что все эти педоинтеллигенты внешне
как раз не производят впечатления детей. На фоне ЭТОГО, даже Солженицын начинает
казаться вменяемым оппонентом.
- Типичной ошибкой, вызванной внешней рациональностью и взрослостью интеллигента,
является попытка ему что-то доказать. В реальности, обратный канал коммуникации
интеллигента не воспринимает аргументы людей рациональных даже на базовом уровне,
т.к. первые ориентируются на ценности, а вторые - на интересы. При этом механизм
опознавания интеллигента так быстро и громко сообщает "Он - чужой", что
отвергаются даже те аргументы, что могли бы быть хоть как-то рассмотрены исходи
они из своего источника. В тех крайне редких случаях, когда интеллигенту
вдруг удается что-то доказать (я наблюдал такое 2 раза за свою жизнь, так что
могу утверждать - подобное случается) эффект понимания наблюдается очень нестойкий
и уже на следующий день имярек уверенно вспоминает как вчера он им хорошо задал.
- Типичной ошибкой 2го уровня является апелляция людей рациональных к модераторам
разнообразных форумов по результатам разборок с формучанами-интеллигентами, поскольку
модератором обычно как раз и является интеллигент в запущенной его форме (поскольку
человек рациональный не будет "палить" столько времени на такую фигню).
Мои рекомендации:
- Никогда не рассматривайте интеллигента как равного себе или как разумного
человека. Не спрашивайте и не воспринимайте его мнение.
- Никогда не вступайте в спор с интеллигентом, с большим успехом вы можете
писать в стол (или в ЖЖ в наши дни).
- Опасайтесь интеллигентов в стаде, они чувствуют силу и бывают способны даже
на что-то.
- Не попадайте в зависимость от интеллигента. А если уж попали, то не выдавайте
в себе рационального человека.
- И не читайте Кара-Мурзу после "Манипуляции
сознанием" - двигайтесь дальше.
Чтобы я еще сам всегда им следовал...
P.S. Неспособность или нежелание провести различие между интеллектуалом
и интеллигентом является хорошим признаком последнего.