Когда-то давно, проблемой была неграмотность. Неграмотность - это очень просто,
это значит что человек даже выучивший отдельные буквы алфавита не может прочитать
слово состоящее из вроде бы знакомых букв. Требуется как навык, так и умение "держать
контекст" - контекст соседних букв. В некоторых даже сравнительно развитых по тогдашним
меркам странах уровень неграмотности не опускался ниже 90%.
Люди умеющие читать рано или поздно обнаруживали, что невежды (т.е. неумеющие
читать) в массе своей - не слишком интересные собеседники. Нет, и среди них, конечно,
бывают очень умные и интересные люди, но нехватка информации в среднем "опускает"
неграмотных людей. Ну, или "поднимает" грамотных, это уж как посмотреть.
Шло время, и в некоторых странах обычная неграмотность - назовем ее базовой
неграмотностью или неграмотностью первого уровня - была ликвидирована
как класс. Однако, обнаружилось, что формальная грамотность - т.е. умение складывать
из букв слова - ничего не гарантирует, на самом деле.
Обнаружилось, что есть некоторое - довольно заметное, на уровне (по памяти) 20-30%
- количество людей не понимающих смысла фраз. Т.е. каждое слово в отдельности им
понятно, но во фразы не складываются - очевидно, из-за неумения или неспособности
"держать контекст". Это явление было названо функциональной неграмотностью
или новой неграмотностью. Можно, также, назвать ее неграмотностью второго
уровня. И, опять же, нехватка коммуникативных возможностей "опускает" таких
людей как собеседников.
На сегодняшнем этапе развития мы столкнулись с неграмотностью третьего уровня
aka новейшей неграмотностью, которую можно определить точно так же, по сути
- как неспособность "держать контекст", но уже на уровне множества текстов (или
других видов информационных сообщений). Т.е. каждый отдельно взятый текст (сообщение)
вроде бы понятен, но нет способности соотнести его с предыдущими сообщениями. Отсюда
- наблюдаемая неспособность подавляющего большинства (не менее 90%, как и с неграмотностью
первого уровня) к критическому восприятию сообщений поступающих по "привычным каналам".
Отсюда же - неспособность к созданию чего-то нового, хотя бы даже и путем компиляции
старого.
Практический вывод: любой новый/неизвестный собеседник вначале должен
так или иначе доказать свою грамотность третьего уровня - т.е. способность
создать новую (хотя бы для себя) идею/мысль - чтобы вообще стоило затевать разговор.
UPD 2006-11-06: Очень важное
уточнение
от
hodebschik: третий уровень неграмотности подразделяется на два подуровня - мозаичный и калейдоскопический.
Мозаичность, мозаичное мировоззрение принципиально отличается от калейдоскопического
тем, что мозаика имеет стабильную общую композицию, и добавляемый в мозаику
каждый новый кусочек смальты (каждая новая информация) не меняет кардинально
всю картинку (как это происходит в калейдоскопе), а лишь уточняет её, делает
более подробной. И потому человек с мозаичным мировоззрением способен управлять
процессами большой длительности, а с калейдоскопичным - нет.
Потому и система воспитания-образования во всём мире делится на две неравные
части: одна - для "толпы", другая - для "элиты": у "толпы" целенаправленно формируют
калейдоскопический идиотизм - чтоб были не способны к управлению, а у "элиты"
формируют мозаичное мировоззрение или нечто близкое к нему - чтоб были пастухами
(при этом, не забудем, что у пастухов есть ещё и хозяева...)
Но всё это деление (а, соответственно, и монополия на управление) постепенно
заканчивается - хотя бы потому, что профессии менеджера (управленца) и предпринимателя
становятся всё более и более массовыми...