Предисловие к этой книге Гегель завершает абзацем, в первых строках которого говорит:
«Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее. Моим намерением было - способствовать приближению философии к форме науки - к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего Имени любви к знанию и быть действительным знанием.»
У меня к «Феноменологии духа» интерес был почти меркантильный. В этой книге Гегель рассматривает природу власти, причем на уровне более фундаментальном, чем столь любимая нами болтовня на кухнях и в курилках. Я бы вообще об этом труде немецкого философа не знал бы, если бы не ссылка Кургиняна в «Качелях», где рассматривается феномен «чекистской власти» в современной России и приводятся определения понятия «власть», данные Гегелем и одним из лучших его толкователей - Кожевым
( ... )
Мое знакомство с данным произведением закончилось довольно быстро. Крайне корявый перевод, пробиться через который к смыслу материала, практически, невозможно. На это, кстати, обращал внимание и С.Кургинян.
Доброе утро! Впечатлен поднятой тематикой. Хотя по мере чтения возникли вопросы. Если ты не против я буду их выкладывать по одному. "тема - «Власть, господство, доминирование. Источники, механизмы реализации, правовые основания»".
- Относится ли правовые основания к таким понятиям как "господство" и "доминирование"? И что фундаментальнее из приведенных трех категорий?
Не являюсь выпускником философского факультета МГУ, поэтому мои представления о рассматриваемых здесь понятиях и категориях могут быть весьма далеки от того, что современные философы считают более или менее правильным. В своих постах я стараюсь избегать личных интерпретаций и толкований. Стараюсь ограничиваться ссылками на авторитетные источники.
По существу вопроса:
Фундаментальным понятием является понятие «Власть» (Впрочем, читая Гегеля, обнаруживаешь, что еще более фундаментальной, кстати, является категория «понятие».)
Понятия «Господство» и «Доминирование» близки по смыслу понятию «Власть», но отождествлять их ни в коей мере нельзя. Все они связаны с понятиями «Неравенство» и «Превосходство». В основе «Власти» лежит признание готовности подчиняться. Источником «Власти» являются люди, согласные подчиняться. Если таковых людей нет, то нет и «Власти». Поэтому «Власть» легитимна по определению. «Господство», как я понимаю, есть реализация «Власти» типа «Господин - Раб». При этом в процессе «реализации», «Власть» в смысле
( ... )
Относятся ли правовые основания к таким понятиям как "господство" и "доминирование"?
«Власть» не зависит от наличия соответствующей законодательной базы, т.е. правовых оснований. Скорее, наоборот, правовые основания лишь оформляют наличие существующей «Власти», выстраивая основанную на «Власти» систему управления.
Другое дело - конкретная реализация системы управления социальной группой, например, страной. В условиях ограниченной легитимности (наличия оппозиции) опираясь на большинство, признающее власть, государство формирует законодательную базу. В основе которой всегда лежит право применять силу (не обязательно физическую) по отношению к несогласным (оппозиции). Так в Советской России появилась, например, конституция «Диктатуры пролетариата», просуществовавшая до введения сталинской конституции 1936 года.
Любая реализация «Господства», по-видимому, требует наличия соответствующей законодательной базы, по крайней мере, регулирующей отношения с оппозицией.
«Доминирование», по идее, в юридическом оформлении не нуждается. КПСС
( ... )
"«Власть» не зависит от наличия соответствующей законодательной базы, т.е. правовых оснований. Скорее, наоборот" - вот вот вот. Это я и имел в виду когда спрашивал. То есть правовоые аспекты есть производная от понятия власти. Теперь следующий вопрос:
Из твоего текста: "Если мы реально хотим противостоять этой манипуляции, принимая осознанное участие в актуальных событиях, в выработке и принятии решений, выдвигаемых от имени народа, мы должны достичь хотя бы минимального уровня понимания актуальных для страны и мира проблем. А в идеале, и в этом нет ничего принципиально нового, - «обогатив свою память знанием всех богатств, выработанных человечеством»".
Вопрос: Имеются ли в современном общественном устройстве механизмы для реализации этого права участия в решениях судьбы страны, мира?
Comments 78
Reply
Reply
Reply
«Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее. Моим намерением было - способствовать приближению философии к форме науки - к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего Имени любви к знанию и быть действительным знанием.»
У меня к «Феноменологии духа» интерес был почти меркантильный. В этой книге Гегель рассматривает природу власти, причем на уровне более фундаментальном, чем столь любимая нами болтовня на кухнях и в курилках. Я бы вообще об этом труде немецкого философа не знал бы, если бы не ссылка Кургиняна в «Качелях», где рассматривается феномен «чекистской власти» в современной России и приводятся определения понятия «власть», данные Гегелем и одним из лучших его толкователей - Кожевым ( ... )
Reply
Reply
"тема - «Власть, господство, доминирование. Источники, механизмы реализации, правовые основания»".
- Относится ли правовые основания к таким понятиям как "господство" и "доминирование"? И что фундаментальнее из приведенных трех категорий?
Reply
По существу вопроса:
Фундаментальным понятием является понятие «Власть» (Впрочем, читая Гегеля, обнаруживаешь, что еще более фундаментальной, кстати, является категория «понятие».)
Понятия «Господство» и «Доминирование» близки по смыслу понятию «Власть», но отождествлять их ни в коей мере нельзя. Все они связаны с понятиями «Неравенство» и «Превосходство». В основе «Власти» лежит признание готовности подчиняться. Источником «Власти» являются люди, согласные подчиняться. Если таковых людей нет, то нет и «Власти». Поэтому «Власть» легитимна по определению. «Господство», как я понимаю, есть реализация «Власти» типа «Господин - Раб». При этом в процессе «реализации», «Власть» в смысле ( ... )
Reply
«Власть» не зависит от наличия соответствующей законодательной базы, т.е. правовых оснований. Скорее, наоборот, правовые основания лишь оформляют наличие существующей «Власти», выстраивая основанную на «Власти» систему управления.
Другое дело - конкретная реализация системы управления социальной группой, например, страной. В условиях ограниченной легитимности (наличия оппозиции) опираясь на большинство, признающее власть, государство формирует законодательную базу. В основе которой всегда лежит право применять силу (не обязательно физическую) по отношению к несогласным (оппозиции). Так в Советской России появилась, например, конституция «Диктатуры пролетариата», просуществовавшая до введения сталинской конституции 1936 года.
Любая реализация «Господства», по-видимому, требует наличия соответствующей законодательной базы, по крайней мере, регулирующей отношения с оппозицией.
«Доминирование», по идее, в юридическом оформлении не нуждается. КПСС ( ... )
Reply
Из твоего текста: "Если мы реально хотим противостоять этой манипуляции, принимая осознанное участие в актуальных событиях, в выработке и принятии решений, выдвигаемых от имени народа, мы должны достичь хотя бы минимального уровня понимания актуальных для страны и мира проблем. А в идеале, и в этом нет ничего принципиально нового, - «обогатив свою память знанием всех богатств, выработанных человечеством»".
Вопрос: Имеются ли в современном общественном устройстве механизмы для реализации этого права участия в решениях судьбы страны, мира?
Reply
Reply
Leave a comment