Порошенко против Яроша?

Sep 03, 2015 15:37



В последнее время на территории Украины время от времени гремят взрывы. Объектами нападения, по преимуществу, оказываются военкоматы и офисы волонтерских организаций. Существует мнение, что это такая форма протестов против мобилизационных мероприятий - мало кому хочется попасть в зону АТО, даже в условиях нынешнего перемирия.. Как правило, разрушения в результате этих взрывов незначительны, а жертв и пострадавших нет. Складывается впечатление, что эти взрывы носят демонстрационный характер.


Исключением явился, конечно же, взрыв гранаты под стенами Верховной Рады Украины 31 августа, унесший жизни трех военнослужащих Нацгвардии. И пострадавших при этом оказалось около 150 человек. Но этот случай украинскими правоохранителями не был квалифицирован как теракт. По поводу того, кто стоит за событиями у стен Рады, пока единого мнения нет. Ясно одно - организаторами митинга был, в том числе и «Правый сектор» (ПС) - организация, запрещенная в Российской Федерации.

А ночью 3 сентября взрыв прогремел уже в офисе «Правого сектора». Вот, например, отрывок из сообщения телеканала «112 Украина»:

В Киеве на ул. Майорова (Оболонь) четверо неизвестных бросили гранату в офис «Правого сектора», размещенный на первом этаже жилого дома, сообщает корреспондент телеканала «112 Украина».

Взрыв прогремел около 3:30. Четверо неизвестных прибыли на автомобиле с киевскими номерами. СБУ и полиция оперативно среагировали и задержали злоумышленников. Задержанным инкриминируют совершение террористического акта.

О возрасте, статусе или причастности их к любым организациям не сообщается. Пострадавших в результате ЧП нет.

Правоохранители уже покинули место происшествия, выполнив все необходимые мероприятия.

Среди украинских экспертов довольно-таки широко распространено мнение, что между президентом Украины Петром Порошенко и лидером «Правого сектора» Дмитрием Ярошем существуют серьезные противоречия, если не сказать, конфликт. Во вторник, 1 августа на портале «112 Украина» была опубликована статья обозревателя Максима Галенко под заголовком «Порошенко против Яроша: Какой будет дальнейшая стратегия «Правого сектора».

В самом начале статьи автор напомнил о порядком уже подзабытом эксцессе в Мукачево, когда «курортный город превратился на миг во фронтовую зону, а центральная власть задумалась о проведении АТО №2 - недаром разбираться на место вылетел новоназначенный руководитель Антитеррористического центра».

Галенко указывает на то, что сложное положение, в котором в тот момент оказался Ярош, явилось следствием вполне понятных причин:

«Убили его ребят, побратимов. Приказать оставшимся в живых сдаться - значит потерять авторитет у простых членов «Правого сектора», которые могли бы и сместить его с должности, решив, что не только Порошенко, но и «Ярош нас сливает». Второй вариант - вооруженное противостояние с властью».

Галенко утверждает, что момент для реализации второго варианта был «явно не подходящий». Причина тому и недостаток у «Правого сектора» силовых ресурсов, и, что более существенно, - «общественной поддержки для легитимации насилия против власти». Максим Галенко приводит следующие доводы:

«Экспертное сообщество в своей массе не поддержало идею продолжения революции. Причем не только находящиеся на содержании у власти, но и вполне независимые аналитики не высказали восторга на сей счет».

Это замечание украинского обозревателя представляет интерес не только в связи с проблематикой конфликта, якобы имеющего место между властью и ПС, но и для понимания ситуации на Украине в целом. Украинское общество не желает политических потрясений. И потому будет готово поддерживать Порошенко до последнего. По крайней мере, такие настроения в обществе преобладают сейчас. И это, судя по всему, улавливает украинский президент. Во всяком случае, именно так можно понять следующие слова Галенко:

«К слову, в вооруженном противостоянии с ПС не заинтересован и сам глава государства - чисто с военной точки зрения, сил для уничтожения неподконтрольных формирований националистов у него достаточно, но такая победа оказалась бы для него пирровой, с негативными и плохо прогнозируемыми последствиями».

Многие ли сейчас помнят о судьбе боевиков из ПС, участвовавших в боестолкновениях в Мукачево? Что с ними стало? Кто погиб? Какова судьба оставшихся в живых? Кого задержали?

О судьбе оставшихся в живых националистов, пишет Галенко, известно крайне мало. Якобы двигались они «по лесам-горам Карпат с оружием в руках, ускользая от украинских силовиков». Якобы есть сведения, что они уже во Львовской области, где «надежно спрятаны своими коллегами по ПС». И далее - весьма интересное утверждение:

«Конечно, никакой защиты от уголовного преследования по факту стрельбы в Мукачево они не увидят - для президента важно демонстрировать свою силу и монополию власти на насилие».

Тем самым, автор фиксирует, что между ультранационалистом Ярошем и «либералом» Порошенко существует, скажем так, не то чтобы соглашение, а взаимопонимание. Оба избегают «резких» движений. Именно поэтому, судя по всему, события у стен Рады не характеризуются как теракт. Игоря Гуменюка, злоумышленника, бросившего гранату, скорее всего признают невменяемым. Найдутся, да и уже нашлись, «аналитики», готовые связать беспорядки у стен Рады 31 августа делом рук ФСБ России. А таких, кто готов связать этот инцидент с деятельностью фашистских организаций, почему-то не видно и не слышно.

«Что же будет делать «Правый сектор» дальше?», - задается вопросом Максим Галенко. И отвечает - ждать своего часа. Потому что ПС сейчас, хоть и заметная сила, но с весьма ограниченной поддержкой среди населения Украины - «на грани маргинальности». И, причина, в общем-то лежит на поверхности:

«Большинство граждан устало от войны и хочет мира, причем количество тех, кто готов ради этого идти на всевозможные компромиссы, растет. Поэтому вариант нового силового противостояния, боевых действий на центральных киевских улицах вместо посиделок в кафешках и прогулок в парках, явно мало кого прельщает. И хотя Коломойский, которого связывают с «Правым сектором», заинтересован в форсировании событий, время для новой революции еще не пришло».

Но это сейчас. А каким, собственно, выглядит не такое уж далекое будущее? На этот вопрос Максим Галенко отвечает без особых колебаний:

«Уже достаточно скоро, в перспективе года, ситуация может поменяться, и последние станут первыми. В радикализированной обстановке, в случае массовых протестов населения из-за растущей бедности, тотальной коррупции и провала реформ, хорошо организованные, идейные бойцы «Правого сектора» смогут напомнить президенту все, что они про него думают. Разумеется, с оружием в руках, о чем рядовые националисты говорят уже даже публично. Хочу напомнить, что для правых бойцов нынешняя власть Порошенко-Яценюка является «режимом внутренней оккупации», о чем с трибуны Майдана недавно заявил и Дмитрий Ярош. А время сейчас играет явно не на стороне президента».

И с этими доводами трудно не согласиться. Такова судьба всех квазилиберальных режимов в условиях углубляющегося социально-политического и экономического коллапса. Она столь же банальна, сколь и незавидна. Их сносят. И на смену им приходят жесткие авторитарные режимы, способные удержать в своих руках расползающуюся ткань государственности. В более или менее мягких условиях распада на эту роль могут сгодиться военные хунты. В условиях, когда процессы зашли слишком далеко и развиваются с угрожающим ускорением, спасти государственность могут лишь силы, для которых существует нечто более ценное, чем возможность материальных приобретений.

Без малого сто лет назад такой силой в России стали большевики. На Украине сейчас с большевизмом крайне туго. Дело даже не в том, что по всей стране продолжается «ленинопад». Дело в том, что значительная часть населения с этим процессом смирилась. И реальный шанс стать этой силой есть, пожалуй, только у «идейных бойцов «Правого сектора». Именно и исключительно потому, что их ядро составляют люди, готовые за идею идти на смерть. В случае, если им удастся захватить власть, Украина станет фашистским государством - без всяких оговорок.

Кое-кто на Украине сочтет такую перспективу не самой худшей. И станет убеждать себя и своих близких в том, что народ в Германии Гитлера до определенного момента жил вполне благополучно. Что не кто иной, как Гитлер вывел страну из безысходной, унизительной нищеты, в которой некогда великая Германия пребывала после Версаля.

Кто-то, осознав, безальтернативность этой перспективы, уедет из страны.

Кто-то - от безысходности - смирится с тем, что есть. И попытается подстроиться под изменившиеся обстоятельства.

Кто-то, их едва ли будет много, встанет на путь борьбы. И для них, возможно, единственной надеждой будут Народные Республики Донбасса. Как пример. Как ориентир. Как последний оплот в борьбе с фашизмом на территории, которая когда-то была Украинской Советской Социалистической Республикой в составе могучего государства - СССР.

Это не самые радужные перспективы. И было бы лучше, если бы до этого не дошло. Не успело дойти.

Добавить в друзья: ЖЖ | твиттер | фейсбук | одноклассники E-mail для связи: gnktnt@gmail.com

Порошенко, Украина, фашизм, Ярош

Previous post Next post
Up