советские мародеры в Европе

Mar 11, 2014 22:02

    Почему, спрашивается, полотно Ханса Канона (Hans Canon) из коллекции Хатвани (Hatvany) было предметом особой секретности? Да потому, что оно не могло фигурировать в «добыче нацистов, захваченной в Берлине в 1945-м», ибо оно находилось в контейнере № VI, помещенном в Венгерский банк расчетов и обмена Каролом Весжелы (Károly Veszely) в сентябре 1942 года; вклад зарегистрирован этим учреждением под № 987, согласно инвентарю, составленному Яношем Хорватом (János Horváth)… Советское правительство выбрало 15 полотен для возврата неудачно: оно возвратило Венгрии картину, до которой нацисты не дотрагивались, но именно ее украла Красная армия в конце января 1945-го.
    И для того, чтобы скрыть подобные факты, задействовали машину дезинформации, которая работала до конца ХХ века. Еще в 1995 году Ирина Антонова, хранительница музея Пушкина, начавшая свою карьеру при Сталине, оправдывала невозвращение произведений тем, что Венгрия сотрудничала с Германией и что эти картины были проданы одному нацисту. Читатель может судить о правовой и моральной стороне «продажи» картин евреем-коллекционером нацисту в Будапеште в 1944-м; нужно ли говорить, что он ни в коей мере не ответственен за коллаборанство своей страны…
    Добавим к этому заявлению Ирины Антоновой, - отлично осведомленной о кражах Красной армии, поскольку, будучи тогда молодой практиканткой в музее Пушкина, она участвовала в их укрывании, - захватывающую историю, которую услышали от нее в Москве журналисты «Экспресса». Чтобы скрыть от них ограбление банков Будапешта советскими войсками, им рассказали, что в 1945 году «трофейная бригада Красной армии» захватила произведения из коллекций Херцога (Herzog) и Хатвани, предположительно проданных нацистам, и погрузила их «по ошибке» в поезд, отправляемый в Горький. Не объясняется, как это сотни произведений в сотнях ящиков могли быть погружены в поезд «по ошибке», почему, по обнаружении оной, груз не отправили следующим поездом в Венгрию… Она не объясняет, почему картины, принадлежавшие Хатвани, могли оказаться одновременно в Берлине и Будапеште… Но никто и не беспокоился об этих тайнах. Новая попытка оправдаться в 1995-м показательна и объяснима. Укрывание краденых произведений не прекратилось со смертью Сталина. Аппаратчики режима привыкли посещать секретные пещеры Али-Баба, дача Брежнева в Завидово была украшена таким с пособом, и за недорогую цену, и хотя немного действовавших лиц остаются в живых, их наследники продолжают, похоже, снабжать параллельный рынок. Тысячи украденных произведений и сегодня скрыты в запасниках новой России.

In : Thierry Savatier. L’origine du monde. Histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Ed. Bartillat, Paris, 2009, p. 146-7. Цитируемая статья: Alla Chevelkina, Éric Conan, Yves Stavridès. 1945-1995 : La saga des tableaux volés. L’Express, 10 août 1995.

Ирина Антонова, Éric Conan, irina antonova, thierry savatier, Yves Stavridès, herzog, hatvany, hans canon

Previous post Next post
Up