Трезвый взгляд на положение в Грузии

Nov 14, 2012 01:30

Взято в http://vesti.az/news/136563/

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с грузинским экономистом, сотрудником «Новой экономической школы» Авигдором Жардени.

Авигдор Жардени: «Официальному Баку следует игнорировать некомпетентные заявления грузинских властей»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с грузинским экономистом, сотрудником «Новой экономической школы» Авигдором Жардени.

- После прихода к власти правительства Бидзины Иванишвили из Грузии стали поступать довольно странные заявления, которые ранее даже представить себе было трудно. Так, в частности, новый министр экономики Грузии Георгий Квирикашвили выступил с заявлением, в котором не исключил возможности пересмотра в судебном порядке договора с азербайджанской Госнефтекомпанией. Чем, на Ваш взгляд, так не угодила ГНКАР новым грузинским властям?

- Для большого количества людей в Грузии после прихода к власти новой партии сюрпризом стало то, что некоторые новые члены правительства просто не ориентируются в экономических реалиях и рассуждают на уровне некомпетентных журналистов некоторых грузинских телеканалов. Как по-другому можно характеризовать министра, когда вдруг выясняется, что договор с энергетической компанией, который он так нещадно критиковал, на самом деле вообще не существует?

У нас в стране сейчас сложилась фантастическая ситуация, когда люди, пришедшие во власть, очень смутно представляют себе существующие реалии, во всяком случае, в экономике. Ведь любой человек, разбирающийся в экономике, прекрасно понимает, насколько важно для Грузии сотрудничество с Государственной нефтяной компанией Азербайджана. То же самое относится и к компаниям, торгующим в Грузии топливом. Утверждалось, что они якобы искусственно завышают цены на топливо, однако после скрупулезных подсчетов выяснилось, что цены никак не завышены. Критика, которой «Грузинская мечта», находясь в оппозиции, подвергала правительство Саакашвили, как показало время, не имела под собой никакого основания.

Хочется верить, что нападки представителей партии «Грузинская мечта» прекратятся, они внимательно все проанализируют и остановят сползание страны к напряжению, которое не сулит Грузии ничего хорошего ни в судебном, ни в какому-либо другом порядке.


- Аналогичное недоумение вызывает в азербайджанском обществе и заявления о том, что новое правительство Грузии больше не рассматривает Азербайджан в качестве единственного энергетического партнера. Как Вы считаете, давал ли Азербайджан повод Грузии сомневаться в своих энергетических обязательствах?

- К сожалению, мне приходится комментировать некомпетентные и безумные заявления некоторых членов нового правительства. Ошибочным было бы считать, что Азербайджан не выполняет своих обязательств перед Грузией. Думаю, как официальному Баку, так и азербайджанским СМИ следует вообще игнорировать подобные заявления, потому что таких безумных заявлений сейчас в Грузии делается очень много. Ну как, например, можно всерьез относиться к заявлению человека, претендующему на пост главы Центрального банка Грузии, что 10 млн. туристов - это слишком много для нашей страны, и что нужно установить квоты для иностранных туристов? Хотя туризм является одним из немногих стабильных источников пополнения госбюджета Грузии.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу так: недоумение могли бы вызвать подобные заявления из уст серьезного партнера. Но не стоит удивляться заявлениям людей, которые еще ничего не изучили в экономике.

- Новый госминистр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили в своем интервью российскому изданию «Коммерсант» заявил о намерении правительства восстановить железнодорожное сообщение между Россией и Грузией, прерванное 20 лет назад. Это означает, что будет открыто железнодорожное сообщение между Арменией и Россией через территорию Грузию. При этом, госминистр подчеркнул, что данный вопрос следует рассматривать исключительно в экономическом ключе. Хотя, еще летом 2012 года глава МИДа Григол Вашадзе, комментируя эту тему, отмечал, что движение поездов на этом направлении нужно прежде всего России и Армении, а не Грузии, поскольку Россия смогла бы снабжать свою военную базу в Гюмри. Не приведет ли восстановление железнодорожного сообщения России с Грузией, а с ней и Армении к напряженности в азербайджано-грузинских отношениях?

- Если быть честным, то Армения не испытывает особых сложностей с поставками через территорию Грузии какого-либо оборудования, товаров или сырья, за исключением военных поставок. Как Вы знаете, Грузия запрещает России провозить через ее территорию или через ее воздушное пространство грузы военного назначения. На сегодняшний день Грузия пропускает в Армению любые грузы, кроме военных, через перевал Верхний Ларс. То есть, говорить о том, что эта железная дорога является настоятельной необходимостью, можно только в контексте военных поставок. По большому счету, особой нужды в открытии этой дороги нет, потому что гораздо важнее для Грузии другая железная дорога, соединяющая ее с Азербайджаном и Турцией. Посредством этой железной дороги Грузия может через Турцию выходить в Европу.

Но я не думаю, что возобновление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией может осложнить азербайджано-грузинские отношения, поскольку эта железная дорога и Армении практически не нужна. Это ненужное осложнение только самой Грузии.

- Может быть, новое правительство Грузии, идя на восстановление отношений с Россией, надеется на то, что Москва, в знак благодарности, вернет Тбилиси сепаратистские регионы - Южную Осетию и Абхазию?

- Я бы не питал таких иллюзий. В самом лучшем случае, Россия может отказаться в пользу Грузии от кусочка Южной Осетии, например, от части Ахалгорского района, в котором осетины никогда не жили, или от кусочка Гальского района Абхазии. В любом случае, нет смысла сейчас говорить о политике в Грузии. Сегодня в Грузии политики нет, а есть спорадические, в какой-то мере, романтические заявления политиков, далеких от реальной действительности, готовых отказаться от дружбы с теми, кто долгие годы поддерживал нашу страну, и начать строить отношения с теми, кто тебе так далек.

Бахрам Батыев

Грузия, политика, экономика

Previous post Next post
Up