Почему люди стали заметно реже ходить друг к другу в гости?
Во времена моего детства практически ни дня не проходило без визита гостей (обычно родственников и соседей, и даже из других регионов очень часто приезжали знакомые и друзья).
Можно было запросто зайти в гости к кому угодно, люди ощущали потребность в эмоциональной разрядке и обмене новостями в кругу родственников и друзей, легко собирались и общались за чашкой чая.
Сегодня мы плотно подсели на иглу интернетизации и мобильной связи, стали более занятыми и, что особенно печально, - конкурентами друг другу.
Само общение становится прагматичным, всё чаще общаемся с теми, с кем выгодно общаться по тем или иным причинам. Даже в дружеском общении мы преследуем определенные цели. Просто так перекинуться словом-другим уже не получается.
И если наши предки могли часами рассуждать на отвлеченные темы, то теперь всё обсуждается быстро и лаконично, за несколько минут, а то и секунд. Это, конечно, неплохо, что меньше времени тратится на разговоры, но проблема в том, что временной разговорный диапазон всё больше сужается и объём живого общения стремится к нулю. Да и меньшее количество слов вовсе не означает их большее качество.
Мы всё больше ориентируемся на европейские и американские традиции и ценности. Чтобы пойти в гости, нам теперь нужно особое приглашение и веский официальный повод - день рождения, рождение детей и т.п.
Постепенно становимся беспросветными эгоистами, превращаемся в жадных, настороженных и некоммуникабельных. Контактируем с людьми, когда от них что-то нужно и с их стороны ожидаем того же. Привыкаем к определенному укладу жизни и избегаем попыток поменять что-либо вокруг. Огородили себя высокими заборами, не хотим никого впускать в личное пространство, боимся дополнительных хлопот и чувствуем дискомфорт оттого, что наш уровень жизни кто-то оценит, обсудит, возможно, осудит или позавидует и все эти реакции и оценки нам крайне нежелательны. Дошло до того, что даже соседи друг с другом месяцами не общаются и, в случае необходимости, предпочитают связаться посредством мобильной связи, чем дойти до соседского дома.
Раньше родители всегда были в курсе с кем учатся и дружат их дети в школе и на улице, общались и дружили с их родителями, ходили в друг к другу в гости. Сегодня же большая редкость встретить играющих детей на улице, не говоря уже о какой-то родительской коммуникационной кооперации. А ведь домашнее компьютерно-игровое бытие никогда не заменит и не закалит характер, как уличная школа жизни.
Живое общение крайне необходимо.
Никто не отменял резко возросшие психологические нагрузки в силу царящего вокруг негатива и депрессии, грамотно распыляемых и приукрашиваемых средствами массовой информации. Раньше даже чувство надежды на светлое будущее было более сильным и правдоподобным, хотелось жить и развиваться ради каких-то идеалов, а теперь-то и этой красивой картинки на горизонте, кажется, нет.
Людям свойственна необходимость делиться своими новостями, мыслями, переживаниями, чувствами. Просто выслушать человека и дать ему всего лишь искренний совет - это тоже большое благо, которое может перевесить чашу весов в Судный день. Я уже не говорю о том, насколько ценным шагом является посещение стариков, больных, инвалидов. Наши предки уделяли особое внимание посещению больных, читали салават, дуа и, тем самым, облегчали их страдания.
С точки зрения Ислама, посещение братьев-мусульман - это Сунна и одна из главных обязанностей мусульманина. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Когда мусульманин проведает больного человека или навестит своего брата, то ангел с Небес возвестит: «Благословение тебе [о, раб], благословен путь твой! Ты обеспечил себе место в Раю!».
В другом хадисе говорится о том, что навещающего своего брата сопровождают ангелы, которые молятся за него и просят Аллаха за него: «За мусульманина, проведавшего утром своего брата - будут молиться до вечера семьдесят тысяч ангелов, также за мусульманина, проведавшего своего брата вечером - до утра будут молиться семьдесят тысяч ангелов. Он пожнет плоды своего земного деяния в Раю».
По поводу посещения больных, если последние не в состоянии передвигаться и выходить к людям, Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Всевышний Аллах в день Суда скажет: «О сын Адама, ты меня не проведал, когда я болел» - раб ответит: «О мой Господь, как же я мог проведать Тебя, ведь Ты Господь Вселенной?!» Тогда Аллах (хвала Ему!) скажет: «Разве ты не знал, что мой раб (такой-то) болел, и не посетил его. А если бы ты посетил его, то нашел бы меня возле него».
С незапамятных времен об ингушском гостеприимстве ходили легенды и кодекс «хьоашал» был базисом традиционной матрицы ингушей. Нам не надо ничего выдумывать, эта Сунна, которую бережно берегли наши деды, всегда была в крови нашей нации и мы не имеем никакого морального права отдаляться от кодексов чести, мужества и гостеприимства, потому что, потеряв однажды, будет очень сложно возродить подобные обычаи и традиции. Мы обязаны продолжать, ценить и преумножать достояние предков. Хорошо, что хотя бы праздник «мархаш» обязывает нас навещать родных, близких, немощных, но и этого слишком мало.
Предлагаю всем проводить ежегодный Хьоашал-Марафон. Это своеобразный личный квест, содержащий, как минимум, 42 гостевых визита в году (можно как самому посещать, так и приглашать гостей), исключая период праздника «мархаш». В среднем выходит 1 гостевое посещение за 9 дней, что под силу даже самому занятому человеку. Как минимум треть (больше 14 визитов) предлагаю посвятить посещению больных и немощных. Подведение итогов и награждение победителей состоится в Судный день. Уверен, что на церемонии награждения мы будем дико рады каждому очку, заработанному в этом интересном и очень полезном испытании. Дала аьттув боакхалба!