Беги, Гильгамеш, беги...

Jan 25, 2015 14:07

Оригинал взят у tanyanetee в Беги, Гильгамеш, беги...


Эпос о Гильгамеше - это первое в мире дошедшее до нас крупное произведение и первое упоминание о смертной болезни. Т.е. той душевной тоске и боли, которая не утихает ни на минуту - «Тоска в утробу мою проникла, Смерти страшусь и бегу в пустыню».

   Четкое осознание смерти пришло именно тогда, когда Гильгамеш увидел смерть друга, притом друг умер именно от этой тоски (во сне боги предсказали ему близкую кончину, Энкиду впал из-за этого в уныние, заболел и умер). До этого Гильгамеш совершил много подвигов, убивал врагов и убивал просто ради славы (непонятно, чем ему навредил «свирепый Хумбаба» только лишь охранявший кедры в горах Ливана) и презрительно относился к смерти:

"Кто, мой друг, вознесся на небо?
Только боги с Солнцем пребудут вечно,
А человек -- сочтены его годы,
Что б он ни делал,-- все ветер!
Ты и сейчас боишься смерти,
Где ж она, сила твоей отваги?
Я пойду перед тобою, а ты кричи мне: "Иди, не бойся!"
Если паду я - оставлю имя:
"Гильгамеш принял бой со свирепым Хумбабой!"

Для него было важнее, что будущий сын его, узнав о подвигах отца, может гордиться именем Гильгамеша, прославившим весь род. Идя с другом в опасное предприятие, он все время подбадривал Энкиду:

«Пусть покинет слабость твое тело,
Возьмемся за руки, пойдем же, друг мой!
Пусть загорится твое сердце сраженьем!
Забудь о смерти,-- достигнешь жизни!»

Но кончина друга сломала его, и он, прочувствовав и свою смертность, в ужасе был готов бежать на край Земли, искать способ избежать этой участи. Он знал, что какой-то предок из его рода стал равным богам и обрел бессмертие.  Он прошел все мыслимые и немыслимые препятствия, чтобы найти этого Утнапишти, выжившего в потопе. Но Утнапишти ничем не смог помочь Гильгамешу, лишь  рассказал о цветке молодости, растущем на дне озера. Гильгамеш добыл этот цветок. Но  проползавшая неподалеку змея, прельстившая нежным цветочным запахом , украла его и съела. Сменив кожу, она получила молодость.

А Гильгамеш вернулся в город и понял, что путь к бессмертью лежит через сотворенные дела, как обрели  вечную память семь мудрецов, заложивших город Урук:

“И прибыли они в Урук огражденный.
Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
"Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай -
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?"

Этот эпос был написан в начале третьего тысячелетия до н.э., то есть почти 5 тысяч лет назад. Уже тогда люди задавались вопросами бытия, жизни и смерти.  И всегда искали способы получения бессмертия. Мировые религии дали ответы на эти вопросы, в этих ответах люди находили утешение, да и сами коллективистские традиционные общества не оставляли человека один на один с этой «смертной болезнью».

Коллективистские общества с минимальным уровнем потребления (советское)  могли справляться с  отсутствием утешения путем выжигания мобилизационного огня. Все общество служило каким-то великим целям:  построение общества справедливости для всех, о всеобщем благе, о необходимости защиты Родины от врагов  - но быстрое выгорание огня приводило к обрушению всего смыслового фундамента.

Современный человек,  осознав свою смертность где-то в подростковом возрасте, не смирившись с ней, не найдя ответ, как жить этой тоской, загоняет её глубоко в подсознание. Эта безутешительность , этот страх смерти тормозит взросление и делает человека уязвимым. Некоторые, как Гильгамеш, который был готов бежать на край земли «со смертью на холке»,  путешествуют в погоне за новыми впечатлениями, не находя себе покоя ни где. Другие находят «утешение» окружая себя вещами, впадая в потребительство, в итоге понимая, что это не приносит им счастья.

Где искать это утешение вне религии?  Гильгамеш нашел утешение в делах, но нынешняя эпоха не предлагает таких  великих дел и свершений, глядя на которые в конце жизни можно сказать, что «я буду жить, пока  люди будут видеть результаты моего труда». Люди отчуждены от результатов своего труда и часто они вообще презирают то, что делают.

В вопросах поисках утешительности сильно продвинулись русские ученые-космисты Вернадский, Федоров.  А.Богданов еще в начале 20 века выдвинул теорию «богостроительства», что человек - это восходящий, строящийся Бог: «Человек еще не пришел, но он близко, и его силуэт ясно вырисовывается на горизонте». Надо убрать все препоны для восхождения человека. И тогда он сможет решить все «божьи проблемы» - изменить материю, чтобы из тленной она стала нетленной; сделать человека бессмертным, покорить дальний Космос. Не будет пределов возможностей этого будущего человека, не будет пределов его могуществу, не будет тех самых фантастических проблем, которые не сможет решить человек. На основе этих идей жила целая эпоха - она называлась Пролеткульт с её идеей построения Нового человека.

Наша задача - создать такое общество, которое будет способствовать восхождению Человека.

Это может быть только Красный Проект. Новый СССР 2.0. До встречи в СССР!

Previous post Next post
Up