Антропометрия - система измерений человеческих фигур.
Мера полноты.
Полнота характеризуется распределением жироотложений:
- Равномерное жироотложение по всему телу, на туловище и конечностях. Степень жироотложений слабая, средняя, сильная.
- Неравномерное жироотложение - при неравномерном жироотложении выделяют два подтипа:
с жироотложениями в верхней части тела
с жироотложениями в нижней части тела
Жироотложения могут быть только на туловище:
или конечностях:
или на отдельной части тела (на груди, на бедрах):
Типы телосложения мужских фигур:
- Грудной тип - плоская грудная клетка, незначительные жироотложения, слабая мускулатура и впалый живот, сутулая спина.
- Мускульный тип - цилиндрическая грудная клетка, равномерные жироотложения, сильная или слабая мускулатура.
- Брюшной тип - коническая форма грудной клетки, заметные жироотложения, средняя мускулатура, выпуклый живот.
Пропорциональные типы строения человеческих фигур:
- Брахиморфный - широкое туловище, короткие конечности.
- Долихоморфный - узкое туловище, длинные конечности.
- Мезоморфный - пропорциональны ширина туловища и длина конечностей.
Осанка - это обычное положение тела в стоячей позиции без напряжения:
- нормальная;
- сутулая;
- перегибистая.
Плечи:
- низкие;
- нормальные;
- высокие.
Основные антропометрические точки фигуры:
Расположение основных антропометрических точек: 1 - верхушечная; 2 - волосяная: 3 - лобная; 4 - верхненосовая; 5 - нижненосовая; 6 - подбородочная; 7 - шейная; 8 - надгрудинная; 9 - плечевая; 10 - среднегрудинная; 11 - нижнегрудинная; 12 - лучевая; 13 - пупочная; 14 - подвздошно-гребешковая; 15 - подвздошно-остистая; 16 - лобковая; 17 - вертельная; 18 - шиловидная; 19 - фаланговая, 20 - пальцевая; 21 - верхнеберцовая; 22 - нижнеберцовая; 23 - конечная; 24 - пяточная.
Размерная типология.
При проектировании одежды массового производства, модельеры имеют дело с манекенами или манекенщицами на усредненную, типовую фигуру. Типовые (стандартные) фигуры составляют достаточно малый процент от тех реальных фигур, которые встречаются на практике. Манекены, на которые шьют одежду, получены пропорциональными расчетами как среднестатистическая величина встречающихся фигур на основе массовых измерений населения (выборки измерений, как правило, составляют тысячи человек). Типовая фигура - это средний, обобщенный вариант. При массовых измерениях антропологи не учитывают наличие особенностей у фигур, а также встречаемые диспропорции и асимметрию.
Продукция легкой промышленности маркируется в строгом соответствии с международной стандартизацией тремя числами.
Первое число - рост
Второе число - обхват груди
Третье число - обхват бедер у женщин (у мужчин - талии).
Например, если платье промаркировано как 164-96-104, то это означает, что оно спроектировано на фигуру роста 164 см с обхватом груди 96 см (обхват груди деленый на два дает 48 размер одежды) и обхватом бедер 104 см.
По обхвату бедер можно судить к какой полнотной группе относится ваша фигура.
Согласно стандартам выделяют 4 полнотные группы. При росте 158 см и обхвате груди 96 см обхват бедер составит:
- для первой полнотной группы - 100 см;
- для второй полнотной группы - 104 см;
- для третьей полнотной группы - 108 см;
- для четвертой полнотной группы - 112 см.
Вторая полнота наиболее часто встречается в нашей стране и является базовой для проектирования одежды. Размер, на который проектируют модели одежды второй полноты это 164-96-104.
Для производства одежды предусмотрено 137 типовых фигур, из них 30 типовых фигур приняты для производства одежды в тех районах территории СНГ, где они встречаются с необходимой частотой процентного распределения.
Стандартами предусмотрено 14 размеров по обхвату груди от 84 (42 размера) до 136 см (68 размера) и шесть ростов от роста 164 см (+/- 3 см) до 176 см.
Для первой полноты разница между обхватом бедер и обхватом груди составляет 4 см, для второй - 8 см, для третьей - 12 см, для четвертой - 16 см.
Размер корсетного изделия определяется по обхвату под грудью и номером полноты. Например, размер 68-0 обозначает: обхват под грудью 68 см и обхват груди 80 см. Разница между обхватом груди и обхватом под грудью обозначается номером:
0 - 12 см, 1 - 14 см, 2 - 16 см, 3 - 18 см.
Полнотная группа ждя мужчин - разница между обхватом бедер и талии:
1 - 4 см
2 - 8 см
3 - 12 см
4 - 16 см
Типология женских фигур
ТРАПЕЦЕВИДНЫЙ ТИП
Развернутые плечи и спина, возможно полная грудь, сравнительно узкие бедра и тонкие ноги. Оптимальные силуэты одежды - трапецевидный (V) и прямой.
Избегайте треугольного и овального силуэтов, они сделают фигуру полнее. Не следует увеличивать и акцентировать верхнюю часть фигуры, иначе она будет выглядеть слишком можной, мужеподобной.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТИП
Ширина плеч, талии и бёдер примерно равны, талия не выражена. Вариант этого типа - узкая, "подростковая" фигура. Лучший силуэт костюмный - прямой или чуть расширенный в плечах. Чтобы фигура казалась изящнее, стройнее, можно использовать зрительные иллюзии, например линии, расходящиеся от центра вверх и вниз.
Откажитесь от сильно приталенного и овального силуэтов: первый подчеркнет отсутствие талии, второй сделает её ещё полнее.
СТАНДАРТНЫЙ (ПОЛУПРИТАЛЕННЫЙ) ТИП
Самый распространённый и наиболее пропорциональный тип женской фигуры. Талия намечена, но не ярко выражена.
Подойдут практически любые силуэты, ограничений в выборе нет.
"ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ"
Плечи и бёдра приблизительно одной ширины, талия узкая. Это не обязательно параметры 90х60х90, фигура может быть достаточно полной, но с выраженной талией. Наиболее выигрышный силуэт - приталенный, возможны также полуприталенный и А-образный.
Не стоит носить прямую и трапецевидную одежду - она скрадывает достоинства такой фигуры.
"ВОСЬМЁРКА"
Этот тип похож на "песочные часы", но отличается большими объемами и округлостью форм. Плечи, как правило, не очень широкие, большие грудь и бёдра, осиная талия. Лучшим образом выглядят на такой фигуре приталенный и полуприталенный костюмы.
Не рекомендуется прямой и овальный силуэты - фигура будет казаться полной.
ТРЕУГОЛЬНЫЙ ТИП
Плечи значительно уже бёдер, талия может быть выражена в большей или меньшей степени. Подходящие силуэты - полуприталенный, А-образный.
Сбалансировать фигуру можно визуальным расширением плеч. Не следует носить одежда V-образного, прямого и овального силуэтов.
Типология мужских фигур
ТРАПЕЦЕВИДНЫЙ (КЛИНООБРАЗНЫЙ) ТИП
Широкие плечи, довольно узкие бёдра. Наилучшим образом подчеркивает фигуру такой же силуэт костюма. Однако не следует увлекаться, иначе будет походить на бейсболиста.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТИП
Наиболее распространённый тип: ширина грудной клетки, талии и бёдер примерно одинаковы. Оптимальным является прямой силуэт.
ОВАЛЬНЫЙ ТИП
Неширокие плечи, выступающий живот, широкие бёдра. Фигура корректируется прямоугольным силуэтом и прямой линией плеч. Не рекомендуется одежда трапецевидного силуэта.
Типология фигур
Первый тип. Нормальная пропорциональная фигура. Талия - горизонталь. Это тип пропорционально сложенной женщины с нормальной фигурой. У таких женщин нет обильных жироотложений, сильно развитых мышц. Линия талии пропорционально разделяет фигуру и является горизонтальной. Нормальная осанка и небольшая, пропорциональная грудь. С такой пропорционально сложенной фигурой меньше всего проблем с одеждой.
Второй тип. Фигура с жироотложением на бедрах. Данный тип фигур характеризуется большим жироотлодением на бедрах, более покатыми, чем у предыдущего типа плечами, выраженной горизонтальной линией талии. Линия талии также будет высокой (при длинном туловище), обычной и низкой (по пропорциям к туловищу). Данный тип фигур является весьма женственным и если вы относитесь к данному типу, то вам будет легко превратить недостатки своей фигуры в достоинства.
Третий тип. Фигура с жироотложением на животе, бедрах. Данный тип фигур характеризуется обильным жироотложением в области живота, верхней части бедер. Линия талии выражена, однако живот достаточно большой. Плечи маленькие, покатые. Ярко выражены изгибы позвоночного столба, шея короткая. Из-за жироотложений на животе линия талии не горизонтальная и может быть ассиметричной по уровням с правой и левой сторон.
Четвертый тип. Мужеподобная женщина. Данный тип характеризуется отсутствием выраженной линии талии, что придает всей фигуре мужеподобный тип. Плечи у такого типа больше бедер, бедра узкие, торс немного укорочен, ноги без ярко выраженных изгибов равномерной толщины внизу и вверху.Линия талии может быть дугообразной, негоризонтальной (приподнятой или, наоборот, опущенной спереди). Ягодицы не выступают, живот небольшой. Жироотложениие умеренное. Данный тип создает впечатление сильно развитой мускулатуры, но на самом деле ее может и не быть. Эта ассоциация возникает потому, что такая фигура содержит определенную мужеподобность. По бокам, на бедрах возможна некоторая асимметричность жировых отложений.
Пятый тип. Худая сутулая женщина. Фигура данного типа характеризуется небольшими объемами, с жироотложениями на отдельных частях туловища (на бедрах), сутулой спиной. Из-за неправильного положения позвоночного столба у таких фигур, как правило, разноуровневая, выраженная, тонкая талия, короткая голень. Плечи спрямленные, умеренной ширины.
Шестой тип. Плечистая, мужеподобная женщина. Данный тип отличается от четвертого хорошо развитым плечевым поясом, более тонкими ногами, большими жироотложениями на талии, сглаженным позвоночником без ярко выраженных изгибов вверху и внизу. У данного типа фигур короткая, толстая шея. Уровень талии - горизонтальный.
Седьмой тип. Фигура с крутыми бедрами. У данного типа выпрямленные, широкие плечи, тонкая, выраженная талия, узкая диафрагма, большие, округлые бедра с резким изгибом от талии к бедрам, тонкими ногами (иногда худыми, П-образными с зазором посередине_. Уровень талии горизонтальный. Позвоночный столб прямой без больших изгибов, лопатки хорошо различимы. Руки тонкие.
Восьмой тип. Массивная женщина. Массивные женщины характеризуются большими жироотложениями на руках, и ногах, округлой линией плеч, жировыми складками на спине, большими жироотложениями в области живота, ягодиц, бедер. При относительно тонкой талии бедра смотрятся очень массивными даже при небольших обхватных размерах. Талия у данного типа женщин из-за больших жироотложений внизу живота, негоризонтальна, спереди ее уровень выше, чем сзади.
Девятый тип. Худая плечистая женщина. У данного типа хорошо развит плечевой пояс, отсутствуют жироотложения, узкие бедра и талия, худые ноги. Живот слегка впалый, маленькая грудь, линия талии проходит горизонтально.
Данная классификация не охватывает всего многообразия фигур, данное описание хорошо тем, что перед нами - реальные, живые женские фигуры с наиболее часто встречающимся комплектом особенностей, своего рода стандартная нестандартность.
Форма лица. Внутренние линии в костюме.
Существует восемь основных форм лица: круглое, овальное, вытянутое (узкое), грушевидное, треугольное, трапецевидное, квадратное, прямоугольное. Первые четыре формы имеют плавные, округлые контуры; последние - более угловатые, заострённые очертания.
Внутренние линии в одежде (вырез горловины, форма воротника и лацканов, декоративные детали, карманы, строчки, рисунок на ткани), а также аксессуары (очки, сумки, ремни и украшения) необходимо согласовывать с формой лица. Большое значение имеют детали, расположенные близко к лицу.
Если у вас округлое лицо, следует выбирать мягкие формы воротников и лацканов, овальные оправы очков. Эти же линии могут повторяться в украшениях и прическе. Рисунок на ткани тоже должен быть плавным, без четко выраженных геометрических форм.
Лицам с округлыми, мягкими очертаниями подходят плавные, округлые линии в украшениях, аксессуарах и причеках.
Если же черты лица угловатые, то внутренние линии в костюме должны быть четко очерченными, геометрическими:острые вырезы и воротники, серьги и броши, линейный или графический рисунок на ткани будут органично сочетаться с вашими внешними данными и подчеркивать индивидуальность. Чтобы соблюсти целостность образа, нелишне повторить подходящие вам формы в деталях и аксессуарах, находящихся дальше от лица: в пряжке ремня, часах или вырезе на туфлях.
Угловатые формы лица диктуют подобные геометрические формы аксессуаров и украшений.
Однако не нужно увлекаться. Слишком много одинаковых элементов (например, квадратной формы клипсы, очки, пряжки на сумке и туфлях, орнамент на одежде и т. д.) выглядят назойливо и однообразно. Лучше сочетать близкие, но всё же различные по форме предметы: треугольные серьги и ромбовидную брошь, прямоугольные часы и трапецевидной формы пряжку ремня. В форме, равно как и в цвете, нюансы выглядят намного интереснее.
Важно помнить и о принципах подобия и контраста. Элементы, абсолютно повторяющие форму лица, смотрятся также напряженно, как и подчеркнуто понтрастные. Скажем, имея круглое лицо, не стоит носить очки в круглой оправе, одежду с круглыми воротничками и в горошек. Столь же неудачными окажутся квадратные очки и клипсы, заостренные лацканы пиджака и резкий геометрический рисунок на ткани, поскольку угловатая форма контрастирует, противоречит "характеру" круглого лица. Лучше построить игру деталей на нюансах. В нашем примере хорошо гармонировать с чертами лица будут овалы, кривые и зигзагообразные линии.
Если форма лица смешанная, то следует то следует определить, какие линии в нем являются доминирующими. Например, округлый у вас подбородок или заостренный, каковы нос, губы, брови. Впрочем, у смешанного типа лица больше возможностей для перевоплощения.
Нужно ли корректировать форму лица? Порой бывает необходимо смягчить угловатые черты, сообщить им плавность или же, наоборот, сделать округлое лицо более рельефным. Если такая коррекция оправдана задачами образа и все остальные моменты - стиль одежды и прически, цвет и форма - работают на цельное впечатление, тогда не только одеждой и аксессуарами, но также при помощи макияжа можно придать лицу иной характер. Если же такой имиджевой задачи нет, имеет смысл просто подчеркнуть, показать в выгодном свете то, что дала природа. Не забывайте лишь соблюдать правила гармонии, пропорциональность и единство всех деталей образа.
Литература:
1.
Презентация внешности или фигура в одежде и без. Сестры Сорины 2.
Учитесь красиво одеваться. Красникова-Аксенова 3.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль / Глав. Ред. В. А. Володин. - Москва: Аванта, 2002. - 480 с.