Прокопий начал:
"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но
живут в народоправстве".
Он знал, что славяне и анты говорят одной речью, живут одинаковым
укладом. Одни располагаются ближе к империи, другие - дальше. В названии
"анты" для Прокопия звучал корень латинского слова, обозначающего
местонахождение "раньше, против". К тому же ни одно из славянских племен
не называет себя антами. Прокопий сохранял это название, чтобы быть лучше
понятым.
Итак, они живут в демократии... Дальше!
"Поэтому у них счастье и несчастье считаются общим делом. И в
остальном у этих народов вся жизнь и все законы одинаковы".
Его окружили образы, для него священные: общины свободных и равных
людей, сильных единством воли, подчиняющихся лишь необходимости. Он
продолжал во власти Вдохновенья:
"Они считают, что только единый бог, творец молний, владычествует над
всеми, ему приносят они жертвы и совершают другие обряды. Судьбы они не
знают и вообще не признают, что Судьба по отношению к людям имеет
какую-либо силу..."
Он написал о людях, которые пользуются демократией и отрицают власть
Судьбы. Да, таковы в действительности быт и воззрения славян, антов. Но
что может подумать иной, прочтя эти строки? Базилевс Юстиниан выжигает в
империи последние следы демократии, а без упоминания о Судьбе немыслима
речь христианина.
Прокопий был хорошо знаком с языческими воззрениями. В прошлом люди
считали Фатум сильнее олимпийцев. Христиане восприняли это понятие как
выражение неизреченной воли своего бога. Поэтому в описании славян иной
злонамеренный и выслуживающийся подданный Юстиниана обнаружит и мятежное
осуждение автократии, и неверие в бога. Ни сам клеветник, ни внимающий
доносу не захотят ознакомиться с источниками осведомления историка. Его
даже не спросят, он будет осужден заочно.