По поводу Ярослава и Бориса подробней

Mar 18, 2017 10:28


В целом понятно, откуда растут ноги у идеи, что первый братоубийца земли Русской, ставленник поляков, чьё имя стало нарицательным для злодея, ни в чём не виноват, а все злодеяния совершает верховный русский князь из столицы. Я могу себе представить, какие блестящие горизонты открылись перед историком, который первым до этого додумался.

Дело же вот в чём. Норвежские саги, на которые опирается эта версия, указывают, что у князя Владимира было три сына, в том числе Ярицлейф и Бурицлав. Те же саги сообщают, что Ярицлейф убил Бурицлава. Заворожённые сходством этого имени с именем Бориса, историки строят свою версию - князь Ярослав убил своего брата Бориса, есть опора на источники, не подкопаешься.

Однако не всё так просто. Во-первых, тут указаны не все сыновья. Владимира до крещения сравнивали с Соломоном, у которого был гарем из тысячи жён. Если оставить в стороне библейские ассоциации, это значит, что у князя до византийской принцессы Анны было много жён и соответственно много детей. Варяжский источник прочих братьев просто не упоминает, не говоря уже о том, чтобы назвать их по имени, то есть в этом пункте его информация не точна. Можно предположить, что она не точна и в другом случае, а именно:

Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем (Окаянным), князем туровским, с 1015 по 1019 г. великим князем киевским. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый (992-1025), его тесть. А. И. Лященко подчеркивает, что "русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым", и "в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом" [Лященко 1926: 1072] (2). Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе.

Варяжский источник знает о борьбе Ярицлейфа с Бурицлавом, в которой последний погиб. Это искажённое описание через третьи руки борьбы Ярослава с Святополком, ставленником польского короля Болеслава. Святополк действительно погиб, а Ярослав победил, но тут уже никакой сенсации нет: Святополк как архетипический русский Каин и так остался в народной памяти.

Ярослав, саги

Previous post Next post
Up