Aug 17, 2011 11:50
Верю ли я в прогресс? Безусловно. Мир пятнадцатого века и мир нынешний отличаются качественно, эти отличия реальны во всех смыслах и произошли за последние пятьсот лет.
Другое дело, что я не верю в прогресс, красной нитью проходящий через всю историю человечества. Это уже безусловно не так. Возможно развитие, более или менее быстрое, внутри цивилизации, но прорезающая время и пространство всепланетная гонка началась не в каком-нибудь древнем Уре, а в Европе с началом Нового времени. Увы и ах, мне опять придется умалить значимость этого феномена - прогресс есть явление локальное, чисто европейское, и ограниченное по времени, то есть развернувшееся после Длинного Шестнадцатого Века и закончившееся на наших глазах совсем недавно.
Еще один важный момент. Прогресс был процессом целевым. Он должен был уничтожить старую католическую Европу. Теперь, когда противник очевидно повержен, и прогрессу пришел конец: в космос мы больше не летаем, открытий в фундаментальной науке нет и не предвидится, бобик сдох за ненадобностью
По целому ряду причин у нас в России под прогресс маскировался совсем другой процесс, не имеющий тех внутренних корней, что прогресс на Западе. У нас в двадцатом веке прогрессом называлось выявление, развитие и экспансия наших русских ценностей, процесс обживания мира: как мы обживали бескрайнюю Сибирь и Дикое Поле, так же мы собирались обживать Луну и Марс. Разумеется, вынужденное использование западного языка для описания и планирования этого процесса вышло нам боком и до сих пор порождает множество недоразумений.
Таким образом, прогресс в Европе вряд ли вновь возможен - даже если каким-то образом возродится католическая Европа, снова использовать против нее то же оружие уже не хватит энтузиазма. Русский же прогресс возобновится сам собой, когда мы преодолеем нынешний глубокий кризис.
Россия,
прогресс,
Европа