Ярицлейв и Бурицлейв

Jun 17, 2011 23:22

Еще в школьные годы читала я по программе Павла нашего Загребельного, роман "Диво", исторический, из времен Киевской Руси. Там автор продвигал идею, что одного из братьев, Бориса, убил Ярослав, как и Святополк по династическим мотивам, и когда все обвинили в двойном убийстве Святополка, Ярослав очень обрадовался и так это и оставил. Я тогда это приняла к сведению и альтернативную эту версию запомнила. Веяние перестройки, когда очень легко принимались на веру всякие фантазии, потому что ведь мир не такой каким кажется и каким хочет казаться, а правду прячут и надо ее отыскать.

Дальше в этой истории наступает многолетняя пауза. Потом не так давно в жж я случайно прочитала обмен репликами по поводу Ярослава, из которого можно было понять, что версия про убийство Ярославом Бориса опирается на скандинавские саги, в частности на "Сагу об Эймунде". Вот это да, думаю, значит, наш автор не сам всё выдумал.

И наконец на чудесном сайте Ульвдалир я увидела такую статью, где и прочитала:

Саги знают трех сыновей Вальдамара - Бурицлава, Вартилава и Ярицлейва. Первые два (не отраженные в приведенной выше схеме) известны по "Пряди об Эймунде". Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем (Окаянным), князем туровским, с 1015 по 1019 г. великим князем киевским. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый (992-1025), его тесть. А. И. Лященко подчеркивает, что "русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым", и "в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом" [Лященко 1926: 1072] (2). Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе.

Вот такое отражение истории в общественном сознании.

Ярослав, саги, история, мифы

Previous post Next post
Up