Учебник Альбина по платоновской философии

Sep 20, 2010 10:33

Большинство платоников считают, что искусственно созданные вещи не имеют идей.

Чашу я вижу, Платон, а чашность нет, гы.

Платон, философия, реализм, идеализм, Альбин

Leave a comment

Comments 8

ex_sharakov September 20 2010, 07:47:05 UTC
:) и у ма не видно, как известно:)

Reply

ninaofterdingen September 20 2010, 08:10:04 UTC
Об этом см. мой следующий пост :)

Reply


edelberte September 20 2010, 07:59:55 UTC
А я думала, что рукотворность предполагает выражение идеи. В смысле - братина выражает идею товарищества, а не чашности, хотя она чаша. Нет?

Reply

ninaofterdingen September 20 2010, 08:17:25 UTC
Это больше Шпенглер :) Такой трактовки нет ни у Платона, ни у античных философов. Чаша выражает идею товарищества конвенционально - у одного народа, заключая союз, пьют из чаши, а у другого нет, следовательно, в одной стране чаша будет выражать идею товарищества, а в другой уже нет, то есть в одной стране братство будет идеей чаши, а в другой нет. Это недопустимо в античности. Универсальность и неизменность суть непременные характеристики умопостигаемого.

Reply

edelberte September 20 2010, 08:23:00 UTC
Нет, античность - это не моё.:)
(с любопытством) А как они тогда объясняют, откуда чаши берутся?

Reply

ninaofterdingen September 20 2010, 08:26:24 UTC
Это техника, занятие, недостойное философа :) Философ рассуждает о первых началах, о сущностях, у которых нет причины.

Итак, идеи для Платона - это прежде всего идеи, которым не соответствуют никакие вещи. Что касается вопроса, существуют ли «идеи вещей», то и сам Платон здесь колебался. Идеи добра, справедливости, равенства, порядка, величины, подобия и тому подобного представлялись ему куда более необходимыми, нежели «идеи» стола или стула. Кстати, существование последних Платон отрицал: согласно учению Академии, у искусственных предметов нет идей. Даже на идею человека (и уж тем более - воды или огня) Платон не хотел соглашаться: платоновский Сократ относительно этого вопроса предпочел «остаться в недоумении» (Parm. 130 c).http://traditio.ru/wiki/%D0%9A%

Reply


Leave a comment

Up