Nov 12, 2009 12:00
когда в современном мире у родителей рождается второй ребенок, сразу встает вопрос ревности. почему? ведь раньше в семьях было и по пятнадцать детей, и все прекрасно общались.
причин несколько. первая - это условия жизни современной семьи. мама , когда рождается ребенок, проводит с ребенком все свое время. у нее нет боьшого хозяйства, огорода, ребенок привыкает к такому положению вещей, привыкает быть центром вселенной. поэтому рождение другого ребенка его озадачивает.
вторая причина- мамы стараются оградить младшего от старшего. действует принцип "есть малыш, а есть ребенок по старше". хотя лучше бы(и это самое важное!)руководствоваться принципом "у Нас троих появился малыш" и как можно чаще привлекать старшего к уходу за малышом(конечно, не превращая это в обязаловку, а скорее - в игре).
ребенок не должен резко становиться "старшим", только потому что у него родился брат или сестра. он по прежнему ребенок.
есть еще некоторые распространенные ляпы.
"ты должен с ним делиться, он младше" . это почему? ну и что, что младше? он и в 30 лет будет младше старшего, но это не должно ни к чему обязывать.
"все игрушки теперь общие". с какой стати? у ребенка есть его игрушки, только потому что родился другой ребенок(это вы его родили- при чем здесь ребенок?)он не обязан их теперь делить на двоих.
это не значит, что нельзя старшему сказать "а давай дадим малышу твою машинку. какая ему больше понравиться, как ты думаешь?". но помните, что он имеет право отказать.
по опыту своих детей могу сказать, что при таком раскладе старшая часто и с удовольствием делиться.
тут, мне кажется, главное понять, что старший ничего никому не ДОЛЖЕН только потому, что он теперь старший.
конечно, хочется, чтоб старший всегда делился, был ласков, чтоб они замечательно играли вместе. но нужно принимать и другой вариант- они имею право на любые отношения. как только вы это поймете и перестанете подталкивать старшего к "правильным" на ваш взгляд действиям, дети начнут общаться гораздо лучше.
родителям надо учиться доверять старшему, дать им возможность самим наладить общение, не одергивать, а объяснять как можно ласковее и деликатнее(и реже). сначала нам трудно это делать, потому что мы привыкли все контролировать и не привыкли доверять детям, но если получиться отпустить контроль, то увидите, как очень быстро без довлеющего "недремлющего ока" родителя, дети научатся отлично играть вместе, общаться и взаимодействовать.
важно так же оценивать поступки старшего с точки зрания мотивов его действий, то есть, если он например, пытается наваливаться на 3 месячного млвденца, не исключено, что он с малышом играет так же, как папа с ним самим. он же не понимает, что малыш маленький и хрупкий(кстати, не такой уж он и хрупкий).
чем больше "нельзя" и "не надо" будет звучать в адрес старшго в отношении младшего, тем больше будет его сопротивление.
учитесь воспринимать любые поступки ребенка, как изначально положительные, и делать ему замечания в позитивном ключе. то есть, не говорить о том, чего делать НЕ надо, а сказать, что сделать желательно. и все это облекать в слова, которые не несут в себе упрека(кстати, в отношении взрослых это тоже верно))).
например, не "не нажимай, на брата - ему больно", а "а знаешь, как братику больше нравится? когда его гладят! давай его вместе гладить".
в первые разы ребенок может все равно реагировать негативно - если он привык, что его постоянно одергивают. но потом он оттает и с радостью выполнит предложенное вами.
продолжение следует...
Мысли О детстве