Френд
philtrius начал публиковать своё видение (сиречь наброски программы) организации системы образования в России. Перепощу у себя (для собственного удобства), так что если кто не видел у philtrius'а, может ознакомиться тут. Насколько я понимаю, продолжение следует (буду добавлять сюда по мере публикации автором).
Часть I. Предварительныя соображенiя
1. Современный кризисъ русскаго образованiя - вообще разворачивающiйся довольно медленно, но съ перспективой ускоренiя, - вызванъ тѣмъ, что не была своевременно проведена содержательная реформа совѣтской школы, адекватной соцiально-экономическому строю, который самъ уже давно никому и ничему не адекватенъ. Для эффективнаго функцiонированiя всеобуча необходимо соцiальное давленiе, котораго уже не могъ обезпечить позднiй СССР и которое и подавно немыслимо въ современныхъ условiяхъ - какъ демократическаго строя, такъ и модернизирующаго авторитаризма. Мало помогаетъ дѣлу и обезьянничанье - заимствованiе отдѣльныхъ процедуръ и концепцiй съ запада, который также переживаетъ свой - совершенно иной по характеру - образовательный кризисъ.
2. Потому неконструктивными являются всѣ попытки возстановить совѣтскую школу. Здоровая педагогическая практика можетъ появиться только при условiи отказа отъ всеобуча не только въ высшемъ, но и въ среднемъ звенѣ.
3. Есть два возраженiя противъ отказа отъ всеобуча, которыя обычно кажутся убѣдительными.
- Многiя дѣти опредѣляются со своими интересами поздно, и раннеспецiализированная школа можетъ сыграть дурную роль въ ихъ судьбѣ.
- Многiя дѣти путешествуютъ, и необходимо, чтобы они не страдали отъ перемѣны школы.
Второй доводъ отводится просто: эффективная система образованiя строится въ интересахъ большинства населенiя, и меньшинство не имѣетъ права вето (поскольку ясно, что въ любомъ городѣ, гдѣ есть десятокъ школъ, среди нихъ найдется хоть одна любаго типа, и пострадать можетъ лишь незначительное меньшинство); кромѣ того, съ организацiонной точки зрѣнiя гораздо проще помочь этому меньшинству (тѣмъ болѣе что при осуществленiи реформы возрастетъ число школъ интернатнаго типа), нежели ломать или строить недолжнымъ образомъ всю систему.
Первый исходитъ изъ ложныхъ антропологическихъ посылокъ. Что значитъ «не опредѣлился»? Только то, что нѣтъ доминирующихъ способностей и склонностей (которыя обнаруживаются, если есть, обычно въ достаточно раннемъ возрастѣ) и что тѣмъ самымъ - если нѣтъ противопоказанiй, которыя также очевидны достаточно рано, если они есть, - для ребенка подойдетъ любой типъ школы, доступный ему по уровню способностей и усердiя.
Задача познакомить ребенка съ начатками всѣхъ основныхъ наукъ (якобы рѣшенная въ СССР) не можетъ ставиться какъ неисполнимая: многопредметная школа по опредѣленiю не можетъ быть эффективной.
Часть II. Организацiонная структура
1. Дѣленiе школы на младшую, среднюю и старшую отмѣняется. Вводится дѣленiе на младшую школу (3 года) и среднюю (8 лѣтъ).
2. Младшая школа съ основополагающей задачей обучить чтенiю, письму и ариѳметикѣ (при желанiи и возможности - начальному уровню какого-либо иностраннаго языка) дѣлится на два типа: министерскую и церковно-приходскую. Церковно-приходская отличается отъ министерской наличiемъ Закона Божiя, который преподается священникомъ (въ основномъ это будутъ, конечно же, православныя школы, но, разумѣется, любая церковь, функцiонирующая въ соотвѣтствiи съ законодательствомъ, имѣетъ право открывать таковыя). Въ любомъ случаѣ должно соблюдаться право гражданъ давать дѣтямъ воспитанiе въ своей вѣрѣ (если данная религiя въ принципѣ дозволена на территорiи Россiи) либо безъ религiознаго компонента.
Считалъ бы очень важнымъ объединить церковь и школу прежде всего въ деревнѣ, поскольку это позволило бы сохранить и поддерживать тамъ достаточно сильный просвѣтительскiй очагъ.
Одной изъ задачъ младшей школы должна быть рекомендацiя слѣдующаго типа обученiя. Преподаватели, обнаружившiе талантливаго ребенка, способнаго продолжить обученiе въ школѣ высшаго типа, должны получать за это вознагражденiе. Вообще же одна изъ важнейшихъ функцiй школы - находить все даровитое въ народной массѣ и помогать соцiальному росту этихъ дѣтей.
3. Средняя школа дѣлится на слѣдующiе основные типы:
- Классическая гимназiя;
- Реальная гимназiя;
- Народное училище;
- Кадетскiй корпусъ;
- Женскiй институт.
По численности дѣтскаго населенiя народное училище беретъ половину или чуть меньше; оба гимназическихъ типа - не свыше 15 % (въ каждомъ изъ нихъ выдѣляется типъ академической гимназiи съ еще болѣе сложной программой, онъ является штучнымъ); оба «гендерныхъ» типа должны охватывать примѣрно по 10 процентовъ мальчиковъ и девочекъ соотвѣтственно; типы училищъ даютъ лишь разный уровень подготовки, но не разныя права; если ученикъ, прошедшiй курсъ народнаго училища, оказывается способнымъ отчитаться за гимназическую программу (что признается достаточнымъ для университетской учебы), онъ долженъ имѣть такую возможность - и юридическую, и фактическую.
Часть III. Гимназiи
1. Классическая гимназiя предполагаетъ прежде всего серьезную языковую и математическую подготовку. Она орiентируется на воспитанiе человѣка съ мощнымъ критическимъ мышленiемъ и потому требуетъ значительнаго интеллектуальнаго напряженiя при учебѣ. Курсъ длится 8 лѣтъ; учебная программа:
- Англiйскiй языкъ - 6-7 ч. въ недѣлю;
- Французскiй или нѣмецкiй языкъ - 5-6 часовъ;
- Латынь - 5-6 часовъ;
- Математика + алгоритмика - 6-7 часовъ;
- Русская словесность - 4-5 часовъ;
- Естествовѣдѣнiе (включая географiю) - 3 часа;
- Исторiя - 2-3 часа;
- Искусство - 3-4 часа.
- Изслѣдовательская работа (въ старшихъ двухъ-трехъ классахъ) - 2 часа.
Физкультура не существуетъ какъ отдѣльный предметъ со своими оцѣнками и нормативами, но каждый день дѣлится пополамъ (или когда будетъ признано удачнымъ по соображенiямъ здоровья) серьезной разминкой; практикуются (въ цѣляхъ соцiализацiи) командныя игры, школьный театръ (въ т. ч. на иностранномъ языкѣ), экскурсiи. Этотъ абзацъ относится и къ реальной гимназiи.
Главныя жертвы, какъ видно по времени, - естественныя науки и циклъ, связанный съ русскимъ языкомъ и литературой. Первое понятно: серьезно ихъ пройти все равно въ гуманитарно-математическомъ учебномъ заведенiи не получится, а бѣглый обзоръ можетъ быть очень бѣглымъ, останется все равно примѣрно одно и то же.
Что касается русскаго языка (словесность останется въ основномъ литературой), то грамотность для школьныхъ цѣлей слѣдуетъ признать частнымъ дѣломъ; съ одной стороны, она не слишкомъ хорошо прививается путемъ изученiя правилъ, а съ другой - тратить на нее много времени есть дискриминацiя по отношенiю къ тѣмъ, кто пишетъ грамотно и такъ. Если и есть какiе недостатки, за нѣсколько послѣшкольныхъ лѣтъ они ликвидируются сами собой. Сказанное о русской словесности относится и къ реальной гимназiи.
Программа академической гимназiи прибавляетъ къ этому греческiй языкъ (4 часа въ недѣлю).
2. Реальная гимназiя
- Англiйскiй языкъ - 5-6 ч. въ недѣлю;
- Французскiй или нѣмецкiй языкъ - 4-5 часовъ;
- Математика + алгоритмика - 7-8 часовъ;
- Русская словесность - 3-4 часа;
- Естественныя науки (включая географiю) - 10-11 часовъ;
- Исторiя - 2 часа;
- Искусство - 2-3 часа;
- Изслѣдовательская работа (въ старшихъ двухъ-трехъ классахъ) - 2 часа.
Относительно естественныхъ наукъ. Понятное дѣло, онѣ много сильнѣе, чѣмъ въ совѣтской школѣ, и опираются на болѣе сильную математику. Можно сдѣлать такую вещь - одинъ предметъ лидируетъ (это можетъ быть и физика, и химiя, и бiологiя), тогда и въ рамкахъ реальной гимназiи возможны профили. Поскольку физика и химiя въ совѣтскомъ догматическомъ преподаванiи - лишь ухудшенный варiантъ математики, онѣ переносятся въ лабораторiю.
Программа академической гимназiи усиливаетъ математическую часть.
Программа можетъ надстраиваться факультативами - ка дополнительными предметами 9психологiя, экономика, философiя, право), такъ и усиливать существующiе (чтенiе шекспира на языкѣ оригинала).
Прошу не фетишизировать цифры. Изслѣдовательскую дѣятельность нужно разсматривать отдѣльно.
Часть IV. Кадетскiй корпусъ и женскiй институтъ; народное училище
1. Кадетскiй корпусъ не является исключительно инструментомъ подготовки будущихъ офицеровъ; однако его укладъ и программа опредѣляются преимущественно ею. При этомъ офицерство разсматривается какъ элитная группа, и потому, наряду съ физической квалификацiей, которая должна превосходить все остальные типы, онъ долженъ давать интеллектуально-культурную квалификацiю, сопоставимую съ гимназiями. Это несколько отличается отъ современнаго представленiя, разсматривающаго данный типъ какъ отстойникъ для девiантныхъ подростковъ. Отчасти эта квалификацiя достигается исключительно интернатнымъ типомъ образованiя - поскольку на дорогу времени тратить не приходится, программу можно дополнительно насытить.
Учебная программа кадетскаго корпуса:
1. Англiйскiй языкъ - 6-7 часовъ въ недѣлю.
2. Французскiй или нѣмецкiй языкъ - 4-5 часовъ;
3. Русская словесность - 5 часовъ;
4. Математика и алгоритмика - 7-8 часовъ;
5. Естественныя науки + географiя - 4 часа;
6. Исторiя - 4 часа, включая 1 часъ военной исторiи Россiи;
7. Искусство - 3 часа;
8. Физическая и военная подготовка - 10 часовъ, включая: физкультуру, вожденiе, обращенiе со стрѣлковымъ оружiемъ, тактическую, медицинскую подготовку. Строевой я бы не увлекался, хотя отчасти она тоже необходима. Есть и воспитательный элементъ - отвѣтственность, смѣтливость, иницiатива, товарищество. Опять-таки: поменьше субординацiи (не дисциплины!), побольше иницiативы.
Итакъ, два сильныхъ направленiя - гуманитарно-культурное (языки и литературы, русская литература (и исторiя) дается въ большемъ объемѣ, чѣмъ въ гимназiяхъ) и военно-спортивное. Просѣдать позволяемъ естественнымъ наукамъ и опять-таки русскому языку.
2. Женскiй институтъ.
Цѣль - подготовка домохозяекъ и матерей. Онѣ должны имѣть возможность помогать своимъ дѣтямъ въ школьной учебѣ до опредѣленнаго уровня; потому ограниченность программы сочетается съ качествомъ и глубиной ея освоенiя.
Учебная программа женскаго института:
1. Англiйскiй языкъ - 6-7 часовъ въ недѣлю.
2. Французскiй или нѣмецкiй языкъ - 4-5 часовъ;
3. Русская словесность - 6 часовъ;
4. Математика и алгоритмика - 6-7 часовъ;
5. Исторiя - 5 часовъ;
6. Естественныя науки + географiя - 4 часа;
7. Искусство - 4 часа;
8. Рукодѣлiя и домашнее хозяйство - 6 часовъ.
Мнѣ по вполнѣ понятнымъ причинамъ трудно подробно расписать послѣднiй пунктъ. Съ воспитательной точки зрѣнiя - женщина должна умѣть нравиться мужчинѣ и управлять домомъ мягко, такъ, чтобы мужчинѣ казалось, что рѣшенiя принимаетъ онъ. Но настаивать не буду. Меня въ принципѣ за такiе пректы на фонарь потащатъ - съ политкорректной точки зрѣнiя женщина ничѣмъ не отличается отъ мужчины.
3. Народное училище
Надо сказать, что это низшiй типъ средней школы; а, какъ правильно отмѣчалъ А. I. Зайцевъ, отстоять болѣе высокiе типы отъ народной зависти сможетъ лишь сильная государственная власть. Отчасти мы пытаемся сдемпфировать эту опасность за счетъ того, что не даемъ гимназистамъ и никому дополнительныхъ правъ; но образовательная траекторiя опредѣляется способностями, и потому - при всемъ равноправiи - мѣста въ университетахъ будутъ заняты гимназистами. Поскольку талантливыя дѣти будутъ отлавливаться системой достаточно рано, путь изъ народнаго училища въ университетъ станетъ скорѣе исключенiемъ - хотя нѣтъ запрета и противопоказанiй; путь въ народнохозяйственные вузы будетъ широко открытъ (за исключенiемъ сложныхъ техническихъ, предназначенныхъ для «реалистовъ»). Въ качествѣ основы для народнаго училища можно взять и совѣтскую среднюю школу: у нее есть одна хорошая сторона, поскольку русскiе en masse болѣе склонны къ естественнымъ, нежели къ гуманитарнымъ наукамъ. Но программа сравнительно съ совѣтской школой можетъ быть сильно сокращена. Упрощаются программы по естественнымъ наукамъ, и, сокращаясь количественно, онѣ выучиваются лучше; изгоняется новѣйшая литература, за счетъ чего можно серьезнѣе освоить классику. Кромѣ того, появляется дополнительное поле, отданное на откупъ мѣстнымъ потребностямъ.
1. Англiйскiй языкъ - 5-6 часовъ.
2. Математика - 6-7 часовъ.
3. Русскiй языкъ - 2-3 часа.
4. Русская литература - 3 часа.
5. Физика, химiя, бiологiя, географiя - по 2 часа; всего не болѣе 6 часовъ.
6. Исторiя - 3 часа;
7. Ремесло, домоводство - 3 часа;
8. Индивидуальный или коллективный проектъ - 2 часа.
9. Для мѣстныхъ потребностей - 3 часа (возможно на то же взять и 7 пунктъ).
Физкультура на тѣхъ же основанiяхъ, что и въ гимназiяхъ.
Я не помню, гдѣ писалъ объ отличiяхъ изслѣдованiй отъ проектовъ. Вкратцѣ: въ первомъ случаѣ ты описываешь кусокъ реальности (въ этой рѣчкѣ такое-то содержанiе свинца въ водѣ, въ этомъ текстѣ такое-то количество заимствованiй изъ того); во второмъ - представляешь себѣ то, чего еще нѣтъ (сейчасъ здѣсь помойка, а должна быть клумба). И та, и другая работа можетъ быть достоянiемъ широкихъ ученическихъ массъ; рѣшительно не понимаю. чего такъ всѣ взбунтовались противъ проектовъ въ министерскихъ планахъ. И еще одинъ пунктъ.
Я считалъ бы важнымъ въ народныхъ училищахъ воспитательный компонентъ - говорить на нормальномъ русскомъ языкѣ, съ умѣреннымъ использованiемъ мата, не писать на стѣнахъ, не мочиться въ лифтѣ, не оставлять на пляжѣ битыхъ бутылокъ, и т. п. Трансляцiю болѣе щадящего по отношенiю къ окружающему мiру образа жизни. Можетъ ли школа этому помочь, и если да, то какъ?
Я, кромѣ того, категорическiй противникъ мусорныхъ предметовъ вродѣ обществовѣдѣнiя и ОБЖ. Со вторымъ все ясно: если не поддерживать навыкъ, онъ уходитъ. Чѣмъ всѣхъ учить дѣлать искусственное дыханiе (съ ежегодными сборами и курсами), лучше добиться того, чтобъ въ нужномъ мѣстѣ въ нужное время съ высокой вѣроятностью оказался профессiоналъ. Относительно втораго - если обучать въ школѣ тому, какъ писать заявленiе прокурору, съ высокой вѣроятностью произойдетъ одно изъ двухъ: къ тому времени, какъ навыкъ потребуется, форма заявленiя измѣнится, или ты просто эту форму забудешь. Въ воспитательное значенiе обществовѣдѣнiя я не вѣрю.
Ввожу также новый тег "эксперимент", которым буду маркировать свои и чужие идеи относительно будущего россиеустройства, теме которого в связи с некоторым оживляжем общественно-политической жизни постараюсь уделить в этом году особое внимание.