ЯЗЫК, КАК КЛЮЧ К МИРОВОЗЗРЕНИЮ. Глава 2

Dec 17, 2012 11:41

В поисках Живой воды
Книга 1 НЕБОВЕДЕНИЕ
Книга 2. ЯЗЫК, КАК КЛЮЧ К МИРОВОЗЗРЕНИЮ БУКВЫ=БОГИ

Глава 1 http://nilloleg.livejournal.com/60939.html

Глава 2. ЯВНОЕ, НЕЯВНОЕ И ПРАВНОЕ.

С чего начать?

Начнём с того, что каждая буква или руна при начертании располагается в определённой зоне, с определёнными границами. Если мы обратимся к рунам, то это станет вполне очевидно. Эта зона чётко очерчивает границы, в которых прочерчена любая руна.

В «Слове о полку Игореве» хранятся интересные сведения, на которые у «обычных историков» не принято обращать внимания: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облакы...» Древнерусское течи, течь означает идти, бежать, передвигаться (отсюда устаревшее утечь - «убежать», или тикать в украинском). Растекаться - «путешествовать».

По какому такому Древу путешествовал вещий Боян? Эти строки содержат указание на тройственную структуру Мира. Ряд исследователей «Слова» считает «растекашется мыслию» ошибкой переписчика, искажением первоначального «растекашется мысию», т.е. белкой (др. рус. - мысь, что родственно современному «мышь»). Если это так, три личины Бояна представляются символами трех миров ведической традиции - Нижнего (волк), Среднего (белка) и Верхнего (орёл).

Явь - мысь (белка);

Навь - волък (волк);

Правь - ўорл (орёл);

И кот Баюн (Боян), шествующий по Древу направо и налево, и раскрывающий нам правду и кривду, песню и сказку, намёк и ложь.



Изначально в язычестве триединство мира было представлено тремя смыслами: Явь, Навь и Правь. Эти смыслы могут быть охарактеризованы, как три мира, составляющие единую Вселенную:

Явь - явный, материальный мир;

Навь - неявный мир, духовный, информационный;

Правь - управляющий мир богов и закономерностей, т.е. - мера бытия.


..На примере это объясняется так: явный предмет яблоко имеет навный образ будущей яблони, заключённый в семечке, информационную насыщенность (комплексы ассоциаций и представлений) представлений о яблоке со стороны познающих субъектов, и помимо этого яблоко обладает разными мерами: цвет, форма, вкус, размер и т.д., и меры эти имеют также и независимую от познающих субъектов природную суть.
Более подробно об этом триединстве можно узнать в Концепции общественной безопасности (КОБ). Своё видение об этом триединстве есть и у новых язычников.

В нашей работе мы попытаемся выразить аспект этого триединства в графическом плане. Ведь буквы, как и символы, являются графическим (плоскостным) выражением законов многомерной Вселенной и её творца - Всевышнего.

Условные графические границы при начертании символов всегда несут смысловую нагрузку, связанную именно с этими категориями триединства, что прекрасно заметно при написании рун или букв.

Выразить связь этих трёх категорий можно в следующей формуле:

Неявное проявляется по конам Прави. Или иначе: мир формируется по мере проявления по образу и подобию Всевышнего.

То есть образы, запечатлённые в коллективном бессознательном, или иначе - в Нави, воплощаются или проявляются в Яви, т.е. в материальном мире. И проявляются они исходя из той меры, которая определена им свыше - Всевышним в качестве законов.

Графически это может выглядеть двояко:
так -
. Или иначе -


Наш мир сложно изобразить в двухмерной графике. И, скорее всего, и в трёхмерной проекции будет иное представление о действительности.

И подобные два способа частично могут показать, как устроен мир исходя из триединства.

Первый способ можно обозначить иначе:


Обозначение в языческих мифах нашего мира, как срединного - Мидгард или Межгород, достаточно понятно, если исходить из того, что выше в более светлом космосе располагается Ирей (или «рай» в библейской интерпретации, или Асгард - в северной традиции), а ниже в мрачном космосе располагается Пекло (или «ад» по-библейски, или Хельхольм /Хелл/ в северной традиции). В славянской мифологии эти названия иногда звучат, как Ясунь и Дасунь - светлый и тёмный миры.

Для нашей работы в графическом плане больше всего подходят второй и третий варианты изображения. Понятно, что это не отражает настоящего устройства Вселенной, которая, конечно же, не является двухмерной. Однако в качестве графического отражения в символах эти изображения вполне подходят. Тем более, что символы всегда двухмерны. Наподобие зеркала, которое даёт двухмерное отражение трёхмерного мира.

Ясунь и Дасунь сложны для понимания. То ли это названия неких миров, то ли философские категории. Они остаются загадкой в славянских мифах. Но образное выражение этих миров или категорий в образах Ирия и Пекла в некотором смысле объясняет их значение. И это становится не только потусторонними обиталищами богов или демонов, но и несёт в себе смысл всего опыта человечества - благого и злого, который хранится в коллективном бессознательном. Не станем вдаваться в глубинные значения всего этого символизма. Остановимся на этих значениях. Для нашей работы этого достаточно.

Ясунь, как символ блага и условно верхнего мира. Дасунь в смысле зла и условно нижнего мира. Условность в том, что во Вселенной не существует верха и низа, так как эти меры характерны для материального мира, в частности - для Земли.

Итак, у нас получается графическая схема, как поле для начертания символики:


Принятое понимание времени, как движения слева направо, также укладывается в эту схему. В данном случае на нашей земле реализуется формула: неявное проявляется по конам Прави. Для нашего восприятия этот процесс и есть время.

Поле для начертания символов у нас условно разделилось на пять частей, каждая из которых представляет собой отображения миров, включая наш материальный и условно назовём их - четыре духовных. А также у нас есть четыре поля менее чётко очерченных, которые также могут нести некую смысловую нагрузку в графическом поле для начертания символов:
  1. Центральное поле - мир Яви. Это наш материальный мир.
  2. Левое поле - мир Нави. Мир образов непроявленных в материальном мире. Это тот потенциал, который всегда будет представлять собой прообраз всего материального.
  3. Правое поле - мир Прави. Это мир  тех закономерностей, которые, если можно так выразиться, тянут к развитию материальный мир. Это обратная сторона прообраза материального мира. Если Навь - это корни, то Правь - это небо, к которому тянется древо мира.
  4. Нижнее поле - мир Дасунь. В мифах это мир в который попадают, так сказать шлаки Яви - то, что отбраковывается для дальнейшего развития. В древности не зря считалось, что это мир мёртвых.
  5. Верхнее поле - мир Ясунь. В мифах это светлый мир богов и духов, а также нарождающихся душ. Возможно, это мир, куда попадает лучшее из достигнутого человечеством.
  6. Левое нижнее поле - на перекрещивании миров Навь и Дасунь. Условно назовём это Пеклом или Дном, миром абсолютного мрака.
  7. Левое верхнее поле - на перекрещивании миров Навь и Ясунь. Условно назовём это Ирием, миром Света.
  8. Правое нижнее поле - на перекрещивании миров Правь и Дасунь. Сочетание, которое можно обозначить, как Кривь - искажение законов Прави.
  9. Правое верхнее поле - на перекрещивании миров Правь и Ясунь. Это сочетание вообще сложно как-то обозначить. Условно можно сказать, что это «план Всевышнего» в отношении своего творения. Иначе сложно сказать по этому поводу, так как эта область совершенно не исследована никем до этого. Всерьёз воспринимать рассуждения теологов на эту тему, конечно не стоит. Условно можно назвать этот мир - Истина (Правда).

С точки зрения оккультизма, Кривь - это мир судьбы, в котором «обитают жёсткие эгрегоры», в отличие от следующего мира Истины, в котором «обитают эгрегоры свободные». Эгрегоры - это психико-информационные образования, нечто наподобие единого коллективного разума, выражающееся в нашем явном мире, как общности религиозные, национальные, профессиональные и т.д. Другой стороной этого явления - эгрегоры - будет то, что они представляют собой нечто вроде матрицы, которая выстраивает реальность по определённой мере, заданной в этой матрице. Таким образом, последние два поля можно охарактеризовать одним понятием - Карма. Мы знаем, что это понятие обозначает закономерности перевоплощения и развития души. Но это отдельная тема для разговора, не имеющая прямого отношения к этой нашей работе. Так что просим прощения за это небольшое отступление от темы.

Итак, у нас получилось следующее поле для начертания символов:



Изобразить на плоскости то, что нематериально, достаточно сложно. Будем исходить из того, что Явь или материя - это средоточие связей нематериальных миров. С другой стороны, Явь потому и «Явь», что в ней проявляется Навь по законам (конам, канонам, поконам) Прави.

Отметим тот момент, что триединство Явь - Навь - Правь реализуется в данной уплощённой схеме, как слева направо, так и снизу вверх в виде Дасунь - Мидгард - Ясунь. И также по диагоналям. Собственно, наши обозначения условны, так как восприятие наше также ограничено условиями порога восприятия (зрительных, слуховых, пространственных и прочих ощущений) и соответственно - понимания.

Проявление многомерности нашего мира через подобную схему можно проследить, исходя из психологического аспекта.

Обратим внимание, например, на мимику человека. В частности - движение глаз. Направление взгляда часто показывает активность определённых полушарий мозга. Тут уместно обратить внимание на то, что сознание человека существует во временном векторе, и левая сторона отражает прошлое человека, а правая сторона - будущее.

Когда глаза направлены налево вверх, это свидетельствует о том, что человек  думает о чём-то воображаемом несуществующем. Налево вниз - вспоминает опыт. Направо вверх - формирует некую новую идею. Направо вниз - пытается солгать...
Так может выглядеть психологическая матрица:



Это в некотором смысле отражает матрицу с Истиной, Кривью, Ирием и Пеклом.

Но этого недостаточно. Попробуем выстроить матрицу на основе психологических архетипов.

Наибольшего доверия среди исследователей-психологов заслуживает К.Г.Юнг. Он пошёл дальше, чем его учитель Фрейд, в изучении бессознательного. В частности - коллективного бессознательного, интересующего нас больше всего.

Он также вышел и на выражение триединства в психике человека, представленное у него в связке: Я /Персона/ («Эго» - по Фрейду), Самость /Сверх-Я/ («Супер-Эго» - по Фрейду), Тень (у Фрейда это подсознательное «Оно»). В соответствии с категориями триединства это можно сопоставить так:

Язычество

КОБ

К.Г.Юнг

З.Фрейд

Психология

Явь

Материя

Персона (Я+Анима, либо Анимус - в зависимости от пола)

Эго

Сознание

Навь

Дух, информация

Тень (Не-Я+Анима, либо Анимус - в зависимости от пола)

Оно

Подсознание

Правь

Мера

Самость

Супер-Эго

Бессознательное (или надсознание)

Наиболее важными архетипами Юнг считал: Персону (Я), Самость (Сверх-Я), Тень, Аниму, Анимус. Выделяются также и иные архетипы: Герой, Злодей (Антигерой), Трикстер, Мудрый старец, Великая Мать, которые являются продолжением основных архетипов в коллективном бессознательном.

У Юнга есть ещё одна интересная типология человека: ощущающий, эмоционал, логик, интуит.

Нечто похожее в типологии человека из КОБ (Концепции общественной безопасности) и ДОТУ (Достаточно общей теории управления) по строю психики: животный, зомби, демонический, человечный.

В КОБ подразумевается, что «информационное обеспечение поведения человека можно разделить на следующие категории:

•  врождённые инстинкты и безусловные рефлексы, а также и их оболочки, развитые в культуре;

•  традиции культуры, стоящие над инстинктами;

•  его собственное ограниченное разумение;

•  «интуиция вообще» - то, что всплывает из бессознательных уровней психики индивида; что приходит к нему из коллективной психики; что является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина;

•  водительство Божьим Промыслом, на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости, как прямых вторжений извне в чужую психику, вопреки желанию её носителя». (Из книги «“Мастер и Маргарита”: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры»).

Аналог этим типологиям есть и такой. Типология ведизма или, так называемые, варны: шудры, вайшнавы, кшатрии, брахманы.

Кстати, все три типологии говорят об одном и том же. Только Юнг выявил психо-инструментальную составляющую типов, ведизм говорит о социальной стороне, а в КОБ, помимо этих сторон, раскрыли и нравственную составляющую вопроса.

На этой основе можно составить такую матрицу:



Понятно, что психика человека естественно вмещает в себя все четыре компонента. Другое дело, что в каждом из нас преобладает тот или иной строй психики.

Животный тип психики (шудра, ощущающий) ориентируется на традиции, живёт по авторитету, не полагаясь на воображение, логику или Всевышнего. Соответственно получает шишки, но не делает выводов.

Тип психики зомби (вайшнав, эмоционал) ориентируется на удовольствие, живёт в мире потребления, не включая логику и не видя жизненных обстоятельств, на которые указывает интуиция.

Демонический строй психики (кшатрий, логик) ориентируется только на себя, не особо прислушиваясь к водительству Всевышнего, реализующегося через интуицию.

Наконец, человеческий строй психики (брахман, интуит) живёт в диалоге со Всевышним, в соответствии с жизненными обстоятельствами, интуитивно предугадывая развитие событий.

Словом «интуиция» можно обозначить умение работать с коллективным бессознательным. Понятно, что и люди с демоническим или человечным строем психики могут работать с коллективным бессознательным. Но «демон» в данном случае останавливается на выборе нескольких ограниченных эгрегоров для своей жизнедеятельности, а «человек» опираясь на эгрегоры выстраивает диалог со Всевышним и живёт в ладу с Ним.

Продолжение следует...

...

ЖИВАЯ ВОДА, ЯЗЫК, БУКВЫ=БОГИ, КОБ и Мёртвая вода, цивилизация, мои статьи, БОГ, ЯЗЫЧЕСТВО, Род, психология, символы

Previous post Next post
Up