Ангелы и Демоны в символизме Михаила Врубеля

Mar 17, 2013 19:44

Оригинал взят у zharevna в Ангелы и Демоны в символизме Михаила Врубеля


Автопортрет 1882

Михаил Александрович Врубель(17 марта 1856, город Омск - 14 апреля 1910 Санкт-Петербург) - русский художник рубежа XIX-XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.


Был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя. "Кто такой писатель? Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество", - полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его - воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля Михаила Александровича. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма", - свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

Источники: 1, 2.



Гамлет и Офелия, 1884г.



Сальери всыпает яд в бокал Моцарта, 1884г.


Богоматерь с Младенцем, 1884г.



Мадонна, 1885г.



Сафо, 1885г.



Ангел с кадилом и свечой, 1887г.



Гамлет и Офелия, 1888г.



Голова Демона, 1890г.



Демон сидящий, 1890г.



Демон смотрящий, 1891г.



Итальянская ночь (эскиз занавеса для Русской Частной Оперы), 1891г.



Итальянская ночь (эскиз занавеса для Русской Частной Оперы), 1891г.


Тамара и Демон, 1891г.



Свидание Тамары и Демона, 1891г.



Фантастический пейзаж, 1894г.



Примавера, 1894г.



Снегурочка, 1895г.



Надежда Забела-Врубель в роли царевны Волховы, 1898г.



Прощание царя морского с царевной Волховой, 1898г.



Пророк, 1898г.



Пан, 1899г.



Демон Летящий, 1899г.



Сирень, 1900г.



Царевна Лебедь, 1900г.



Демон поверженный, 1901г.



Шестикрылый серафим, 1904г.



Шестикрылый серафим, 1905г.

This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/246192.html. Please comment there using OpenID.
Previous post Next post
Up