…мало кто помнит, что первой попыткой экспорта музыки социалистического реализма была советская группа «Подшипники» (The Spinners). Пластинки и бобины с записями группы остались только у самых упрямых меломанов, на торрентах их песен не найти. Но мы с вами все-таки постараемся вспомнить, как это было…
Решение о создании коллектива принималось на закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС в 1961 году. Участники вспоминают слова довольного Косыгина, сказанные сразу после совещания.
- А хули они думали? Мы теперь им покажем рокенрол - наш, советский. Где здесь туалет-то? Никак не запомню…
Коллектив формировала смешанная комиссия, составленная из представителей министерства культуры и… группы фарцовщиков и тунеядцев. Последних несколько недель отлавливали на улицах Москвы и Ленинграда и свозили в закрытый санаторий в Комарово (Ленинградская область), где и проходил кастинг с прослушиванием.
Прокатит или нет? Штырит? Вставляет? Именно такие вопросы задавали фарцовщикам сотрудники КГБ, загримированные под музыкальных критиков.
А те, отойдя от шока задержания, давали специалистам советы: как расчесать вокалиста, во что одеть гитариста, нужны ли барабанщику черные очки и куда должно тошнить короля ритм-секции - мастера бас-гитары.
В итоге был сформирован первый состав «Подшипников»: Александр Потерпилов (вокал, маракасы), Сергей Белосельповский (гитара), Жижиг Галнашев (бас-гитара), Лев (Леонид) Шпинненштейн (скрипка), Надежда Последняя (клавишные) и Сулейман Борантаев (ударные).
- Ты нашим негром будешь! - сказал на первой
репетиции Потерпилов Борантаеву, спровоцировав межнациональный микро-конфликт, тут же погашенный художественным руководителей «Подшипников» - Борисом Боковым.
Коллективу поставили задачу: попасть в западные музыкальные чарты, исполняя музыку в жанре соц-рок. И работа закипела…
Первым синглом «Подшипников» стала композиция «Горький спирт Лангепаса» (Bitter spirit of Langepas).
Композиция потрясла участников и жюри конкурса «Красный йодль-62», проходящего в Карл-Маркс-Штадте ( ГДР). Коллектив не получил официальный приз, но устроители конкурса ввели для русской соц-группы отдельную номинацию - «Зрительские симпатии», в которой и чествовали музыкантов.
Через год коллектив выпустил полноценный альбом «Ударник любви и труда» (Hammer of Love and Labor). В него вошли скандальные песни: «Портвейны Уржума», «Колею не испортим» и «За поворотом рек».
До 1968 года «Подшипники» концертировали по молодежным стройкам СССР, всякий раз собирая полные залы беснующихся комсомольцев.
- Это были звездные годы, - вспоминает Борис Боковой. - Кокаин достать было сложно, но парни умудрялись нагружаться портвейном до настоящих галлюцинаций.
В 1966 году музыканты начали работу над альбомом «Небо в серпах и молотах» (The Sky in Sickles and Hammers). Критики встретили альбом холодно, а публика начала привычно оттягиваться под грохот барабанов композиции «Сургут-буги» (Surgut Boogie) и рев гитар песни «Мертвые комсомольцы» (Dead Komsomol members).
…Кстати, первые прыжки в публику со сцены в СССР совершил Александр Потерпилов - во время исполнения композиции «СевМорПуть-Блюз»…
Но большую часть времени группа давала концерты - и в СССР, и в странах социалистического лагеря. Иногда музыканты вырывались за «железный занавес» - например, на музыкальные фестивали в Финляндии и Японии.
Но после ошеломительных успехов у местной публики группу начинали запрещать… в капиталистических странах. Увы, занавес оказался железным не с той стороны, о которой так любят врать антисоветчики.
В СССР тоже не все шло гладко. Некоторые концерты срывались благодаря бдительности рьяных секретарей обкомов и горкомов ВЛКСМ, не понимающих творчества "Подшипников".
Не обошлось и без скандалов с участием группис - однажды "Подшипников" задержали милиционеры после драки в ресторане Уста-Илимска. Вместе с музыкантами в отделение попали несколько комсомолок, сопровождавших "подшипников" в гастролях в качестве "костюмеров" и "гримеров". Некоторые девушки оказались несовершеннолетними. А одну из группис уже полгода разыскивали родители.
Внутри Политбюро возникла даже дискуссия на почве неприятия соцрока. Над музыкантами нависло обвинение в буржуазности… Но Косыгин вновь взял слово.
- Жевала завалите - нормально качают, - сказал мэтр, и коллектив продолжил выступления.
Творчество «Подшипников» сразу пришлось по душе выпускникам ПТУ - тому самому рабочему классу, который номинально являлся хозяином страны. Ведь группа несла массам простые и понятные ценности: труд, премия, портвейн, веселье, внебрачные половые связи на социалистической стройке где-нибудь в болотах дельты Амура. А что еще нужно было простому советскому человеку?!
К сожалению - ничто не вечно под луной. И под красной звездой - тоже.
Коллектив был расформирован в 1974 году - после скандальной премьеры соцрок-оперы «Otto Stirlitz - Superstar», поставленной на сцене ДК им. Газа в Ленинграде. Публика приняла постановку с восторгом - молодые рабочие Кировского завода еще долго с хохотом встречали бригадиров карикатурным нацистским приветствием. А по субботам восстанавливали сквер перед ДК, разнесенный в пух и прах в драке с милицией Кировского района после первой постановки оперы.
После расформирования коллектива пути его участников разошлись. И следы многих из них потерялись. Достоверно известно лишь, что Потерпилов перебрался на Запад - в ФРГ, - где издал мемуары о коллективе «На шпинделе крутил!»: книга мгновенно стала бестселлером…