Упомянутый "Бухбиндер - 11 линия, 27" это же мой дед и его семья. И, кстати, мое детство прошло в этом вот «родовом замке» на 11-й линии. С гордостью демонстрирую его фото. Жив еще. Мы покинули его в 1970 году, переехав в квартиру на Университетской 100.
Где-то в году 1937-38 мой дед Исаак Соломонович Бухбиндер сподобился на доходы «от трудов праведных» собрать деньги на 3-х комнатную кооперативную квартиру в первом кооперативном доме в городе Сталино. Это был хорошо известный мне четырехэтажный дом по улице Постышева. Семья деда переехала туда из полуземлянки, чье фото перед вашими глазами, и несколько лет жила там. Но началась война и дед успел до прихода немцев эвакуировать семью в Кзыл-Орду.
После освобождения города дед с семьей и всем кланом Бухбиндеров вернулись в Сталино. Но жить опять пришлось в полуземлянке, так как квартира была занята офицерами МГБ СССР. Позже она перешла в фонд ведомственного жилья КГБ СССР. Больше она никогда не возвращалась к ее «законным» хозяевам. И это было так естественно для страны, где понятие «закон» обозначает произвол господствующего класса партийных чиновников, среди которых выкормыши «железного Феликса» были и все еще остаются элитой, существующей поверх всяких законов - и человечьих, и Божьих.
СТАЛИНСКАЯ КОНДФАБРИКА «КРАСНЫЙ КОНДИТЕР»
В годы гражданской войны были проблемы со снабжением продуктами питания, а конфеты и другую «кондитерку» заменял сахар или сахарин и в редких случаях мед.Во времена «военного коммунизма» конфеты и сладости считались излишней роскошью и их производство не приветствовалось. 3 мая 1920 года вышел приказ №90 за подписью председателя Юзовского уездного исполкома Ефремова и уездного продкомиссара Мешкова, который доводил до сведения производителей, «что выделка и продажа всякого рода кондитерских изделий, изготовленных из монополизированных продуктов и являющихся предметом роскоши воспрещается». Но вот началась Новая экономическая политика (НЭП). Появились частные производители конфет, которые старались минимизировать затраты. Об одном из возникших конфликтов нам поведал архивный документ. Профсоюзный комитет работников пищевой промышленности 20 ноября 1926 года написал председателю Сталинского горсовета письмо:
«По сведениям членов нашего союза в кондитерских частных предпринимателей
- Бухбиндера - 11 линия, 27;
- Коростелева - Базарная пл., 115;
- Хазанова - Базарная пл., 113;
- товарищества «Победа» - Базарная пл., против магазина «Вакот»
практикуется выдача продукции на дом работницам для обертки карамели. Помимо того, что это обстоятельство служит поводом к сокрытию зарплаты по предприятиям, а, следовательно, и страховых взносов и налогов, - мы считаем, что завертка карамели на дому не всегда производится в гигиенических условиях, как это требуется санитарным надзором, - почему просим Вашего распоряжения о воспрещении указанным предпринимателям производить выработку и обертку карамели на дому у работниц (помимо специальных мастерских). О принятых мерах просим нам сообщить».
Горсовет меры принял. Копия письма была направлена в Сталинскую инспекцию труда. Предпринимателей наказали за незаконную эксплуатацию чужого труда. С частником государство боролись. В том числе бороться с ним должен был и Окружной комитет местной промышленности, в лице Сталинской кондитерской фабрики.
В городе Сталине кондитерская фабрика называлась в духе времени «Красный кондитер» и находилась по адресу 3-я линия (ул. Красноармейская), 82. В 1930 году фабрика расширялась и просила выделить ей дополнительный земельный участок по адресу 4-я линия (Октябрьская), 85 для складских помещений. На карте показаны дома №82 по Красноармейской и двор №85 по Октябрьской улицам.Со стороны ул. Октябрьской до сих пор сохранилось каменное мощение территории фабрики. Кондитеры весной 1930 года отчитывались горсовету: «По выполнению промфинплана фабрика работает нормально. Имеются задержки из-за недостаточного снабжения сахаром. При умелом руководстве есть возможность загрузить фабрику работой полностью, принимая заказы из других кооперативов. Несмотря на трудности - достижением является снижение себестоимости на 8.1%. За истекший операционный год (1929) фабрика дала чистой прибыли 48 000 руб. и за 1 квартал текущего года 44 000 руб. В дальнейшем нужно добиваться расширения фабрики и установки вакуум-аппарата». Работало тогда на фабрике 230 человек.И 1930 год кондитеры закончили с перевыполнением плановых заданий на 12%, выпустив 666 тон карамели, 377 тон пряников и 254 тоны сушек. Такой вот нехитрый ассортимент. Но и покупательная способность у местного населения тогда была не ахти какая. Это тебе не столицы с их шоколадными конфетами.
Но наступило время, когда с продовольствием стало совсем плохо - 1932-1933 годы, когда неблагоприятные погодные условия в сочетании с драконовскими методами ведения хлебозаготовок, привели к голодному и полуголодному существованию населения. Городу Сталино повезло. Здесь была полуголодная жизнь. Кондитерская фабрика 15 мая 1932г. направила в горисполком Письмо: «В связи с создавшимися временными затруднениями в снабжении Сталинской кондитерской фабрики, мы в апреле месяце вынуждены были сократить 100 чел. рабочих и хотели работать по сокращенной программе в соответствии с сырьевыми фондами. Однако, в настоящее время Укробъединением предложено временно остановить пряничный цех, т.к. мука, выделяемая по сырьевым фондам на 2 квартал, изъята. Мы очутились перед фактом сокращения рабочих пряничного цеха на 50 чел. На складах фабрики имеются 2 вагона соевой муки и при получении 1 вагона пшеничной муки и 1 вагона сахара мы могли бы избежать остановку пряничного цеха и сохранить квалифицированных рабочих. Прошу вашего содействия в получении».
Подписал зам. директора фабрики И. Либерман.
http://dongeosociety.ru/krasny-konditer/