Когда не всё по уму.

May 11, 2014 12:35

У многих возникает вопрос: почему новая власть в Украине не реагирует вовремя и адекватно на стоящие перед ней вызовы? Поищем ответ в недавней истории.
Для большинства украинцев не секрет, что Янукович был лишь марионеткой в руках Путина, но мало кто понимает, чем обернулось это для нашего государства.
После развала СССР только Россия обрела реальную государственность, а потому стала его правопреемницей. Украине, как и всем остальным бывшим союзным республикам, повезло меньше. На их территории остались органы государственного управления и части инфраструктуры некогда могучего СССР, целесообразность которых в рамках республики была под вопросом. Тогда власть не стала себя утруждать проблемами государственного строительства и подготовкой соответствующих кадров, а предпочла эволюционный путь реформ и преобразований, которые не пошли дальше кабинетов чиновников. Фактически, старый государственный аппарат управления попытались приспособить к реалиям зарождавшегося буржуазного общества. Что с того вышло, мы имели возможность видеть во время правления первых трех президентов Украины. Коррупция, мздоимство, кумовство и попрание закона стали неотъемлемыми признаками украинского государства.
Янукович пошел дальше и создал свою вертикаль власти через формирование института «смотрящих». Прежняя вертикаль потеряла свою функциональность, а места в ней стали продавать тем, кто мог заплатить. Любая должность рассматривалась «покупателями», как «место кормления», а «смотрящие» снимали дань с каждого чиновника для пополнения «общака», правом распоряжаться которым принадлежало лишь Януковичу. Такого рода «трансформации» подверглись все государственные структуры, включая армию, МВД и СБУ. Подобное положение упрощало Путину и российским спецслужбам решение задачи по внедрению своих людей в структуры государственной власти Украины. Янукович «подготовил» страну к ее поглощению Россией. Работа была сделана на «отлично», поэтому бегство из страны президента стало полной неожиданностью для всех и прежде всего для Путина. Процесс «тихой» аннексии Украины дал сбой, и России удалось «отжать» только Крым.
Если бы люди на Майдане оказались более решительными, то Украина могла начать процесс государственного строительства на принципах самоуправления, но они предпочли отдать власть представителям оппозиции. Так в Украине появилась новая власть, которая могла бы опереться на народ и получить реальный кадровый резерв для проведения реформ, но предпочла ограничиться использованием государственного аппарата управления, оставшегося от бывшей власти. Оппозиция следовала сложившимся традициям преемственности власти, не понимая, что вместе с Януковичем исчезла и его «вертикаль управления» в лице «смотрящих». То, что осталось от прежнего государственного аппарата управления, уже не могло быть использовано по своему прямому назначению. Новая власть не получила реальных рычагов управления государством. У нее нет ресурсов и кадров для создания новой вертикали власти, а представители на местах, явно, саботируют все ее решения. Если бы не угроза военного вторжения со стороны России, власть предпочла бы «договориться» с партией регионов и «элитами» на местах, как поступил в свое время Ющенко. Выборы президента не решат проблем  государственного управления ввиду отсутствия такового. Хорошо, что есть патриоты и люди с государственным мышлением во власти, которые налаживают координацию действий на принципах сетевого взаимодействия. Это дает шанс на успех антитеррористической операции на Юго-востоке Украины. Не стоит рассчитывать на существующие органы государственного управления на местах. Они сплошь коррумпированы и продажны. Если десяток вооруженных сепаратистов управляет городом с населением свыше 100 тысяч человек, и при этом в местном ГОВД насчитывается более 300 сотрудников, которые призваны следить за общественным порядком, то иначе, как саботажем, их действия не назовешь. Несколько сот бандитов делают погоду в области, а любые попытки населения противостоять им пресекаются «по закону». Не проще ли было центральной власти ввести части, участвующие в АТО, в города, где окопались сепаратисты, и «зачистить» бандитскую власть на местах, назначив комендантов и осуществляя временное управление городом через комендатуры. Так проще исключить вероятность возможного рецидива «бандитского сепаратизма». У людей на Юго-востоке страны появляется шанс на формирование реального самоуправления на местах. Большинство населения Луганской и Донецкой областей ждут и готовы поддержать такое решение центральной власти. Непоследовательность и нерешительность ее действий дает повод бандитам не сомневаться в собственной безнаказанности, что провоцирует их на новые преступления.
Не стоит расценивать терпимость населения к сепаратистам и бандитам, как проявление лояльности к ним. Ожидаемого Россией бунта и "управляемого хаоса" не будет. Люди с пониманием относятся к проблемам становления новой власти и ждут от нее решительных действий в рамках АТО. У власти достаточно средств и сил для восстановления конституционного порядка. Вторжения со стороны России не будет по объективным причинам, которые вне компетенции ее власти и военного командования.
Previous post Next post
Up