Сегодня мы поговорим о таком базовом параметре всех объективов, как фокусное расстояние - ведь это является основой основ. Каждый диапазон ориентирован под свои задачи, кроме того объективы делятся на два класса - зумы и фиксы. У каждого есть свои преимущества, при этом мы расскажем, почему они не исключают друг друга, а очень даже наоборот - дополняют.
Фокусное расстояние
Современные объективы можно разделить на два глобальных класса - фиксированные и с переменным фокусным расстоянием. На примере первых мы рассмотрим классификацию объективов по фокусному расстоянию.
AF Nikkor 14mm f/2.8D ED позволяет захватить в кадр практически все, но стоит аккуратнее выбирать точку и угол съемки, иначе искажений не избежать.
Для съемки пейзажей, архитектуры, в тесных помещениях, а также жанра отлично подойдут широкоугольные объективы, фокусное расстояние (ФР) которых начинается с 24 мм и не превышает 40 мм. Они характеризуются довольной высокой глубиной резкости, даже при наличии большой диафрагмы (хотя многое зависит от удаленности снимаемого объекта). В ряде случаев выделяют еще один класс объективов - сверширокоугольные. Их фокусное расстояние менее 24 мм. Например, в ассортименте Nikon есть модель с ФР 14 мм. Преимущества подобных моделей налицо - в кадр влезет все и даже немного больше, но предстоит привыкнуть к особенностям ФР, так как исказить картинку, используя такой объектив проще простого - необходимо аккуратно подбирать позицию и угол съемки. Искажения можно использовать для раздолья и шуток - фотографируя людей можно получать забавные «спецэффекты».
Объективы с фокусным расстоянием 50 мм получили народную популярность благодаря доступной цене и универсальности.
Далее рассмотрим объективы с нормальным фокусным расстоянием - от 40 мм до 60 мм. По большому счету речь идет о крайне популярном «полтиннике». И впрямь, 50 мм обладает магической аурой и армией поклонников. Тому есть масса причин, среди которых назовем доступную стоимость, небольшие габариты и высокую светосилу. По сумме этих свойств, едва ли у него есть альтернативы. Он достаточно широкий, чтобы снимать в помещении, при этом пригоден и для портретной съемки. К нему в полной мере применима пословица «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Казалось бы, вот оно счастье, но тут вспоминается и другая пословица, уже английская: «Jack of all trades, master of none». Ее можно перевести примерно так: умелец на все руки, но не специалист ни в одном. И тоже не поспоришь: угол не то, чтобы широк для тесных помещений, для портретной съемки многим будет маловато. Так или иначе, пожалуй, каждый фотограф проходит через этап владения полтинником и многие с ним не расстаются никогда.
Фокусное расстояние и перспектива, которую дает AF DC-NIKKOR 135mm f/2D делает его идеальным выбором для любителя портретной съемки.
Следующие в очереди - длиннофокусные объективы, которые покрывают область от 70 мм до 135 мм. Они идеально подходят для портретной съемки, так как не дают практически никаких искажений, правда, придется позаботиться о достаточном пространстве, чтобы уместить в кадр объект съемки. Кстати, большинство макро-объективов укладываются в данные фокусные расстояния, но об этом в следующий раз.
С помощью телеобъектива можно отснять любой удаленный объект, а если не хватит, выход найдется - телеконвертер.
Телеобъективы обладают впечатляющими фокусными расстояниями от 135 и практически до бесконечности. В протфолио Nikon есть AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR, который стоит целое состояние и весит все 5 кг! Такой не потаскаешь за собой в путешествии, даже если используя модели с меньшим ФР крайне желательно использовать хотя бы монопод, а лучше и вовсе штатив, да понадежнее. Подобные объективы пользуются популярностью среди любителей фотоохоты на диких и не очень животных, а также для съемки спортивных соревнований, концертов и т.д.
Фикс vs. Зум
Зумы получили заслуженную популярность благодаря своей универсальности, которая существенно упрощает жизнь фотографа.
Большое распространение завоевали объективы с переменным фокусным расстоянием, оно и понятно, ведь подобные экземпляры позволяют приблизить или отдалить снимаемый объект, таким образом, фотограф сможет существенно облегчить свою ношу и оставить дома многие фиксы. Внутри этого класса объективов кроме шрикогоугольных-, стандартных- и теле-зумов есть еще один - универсальные зумы, которые охватывают фокусное расстояние от широкого угла до теле. Встречаются модели как с постоянной диафрагмой (например, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED), так и с переменной (например, AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR). Первые стоят существенно дороже, что объясняется куда более сложной оптической структурой и, в большинстве случаев, более надежным конструктивом. Но на стороне вторых - значительно меньший вес и привлекательная цена.
Фиксы обладают большей светосилой и разрешающей способностью, кроме того, они обладают куда более красивым рисунком, последнее более субъективно, но имеет место быть.
Модели с фиксированным ФР обладают рядом преимуществ: во-первых, значение диафрагмы достигает отметки f/1.4 (встречается больше), что недоступно для зум-объективов (максимум - f/2.8) и позволяет снимать в более темных условиях без необходимости задирать ISO, а также предоставляет больший творческий простор; во-вторых, оптическое превосходство, в подавляющем большинстве случаев фиксы обладают куда большей разрешающей способностью.
PS Друзья, а есть ли у вас какой-либо из перечисленных в статье объективов? Ждем ответы в комментариях!