Наступил яркий и интересный период - осень. Если вы хотите выжать максимум из нынешнего сезона и снять интересные пейзажи, предлагаем вам воспользоваться нашими советами.
Пространство, открывающееся за счёт опадающей листвы, и мягкое освещение создают особо благоприятные условия для съёмки. Тем не менее, осенние пейзажи далеко не всегда бывают удачными: они могут быть и чрезмерно контрастными, пёстрыми, раздражающими обилием мелких деталей, и, наоборот, серыми и монотонными (если они сделаны в пасмурную погоду).
Главные причины появления невыразительных осенних снимков - недостаточный опыт фотографа в выборе сюжета, неправильное использование освещения и состояние атмосферы, так как в одних случаях осенний воздух идеально прозрачен, а в других - предельно насыщен влагой, что влияет на воздушную перспективу.
Но сначала о главном.
О цвете листьев
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему листья желтеют или краснеют? Хлорофилл, дающий листьям зелёный цвет, с приходом осени превращается в красный пигмент - муравьиную кислоту. Именно этим объясняется покраснение листьев. С другой стороны, в основе жёлтого цвета лежит пигмент каротиноид, который изначально содержится в листьях, однако весной и летом незаметен из-за хлорофилла. А осенью, когда хлорофилл распадается, проявляются каротиноиды, и листья становятся жёлтыми.
Осенью вовсе необязательно выискивать особо красивые места, достаточно отправиться в ближайший парк, сквер, или просто поискать интересные деревья вдоль улиц и дорог.
Но если вы всё-таки хотите снимать в лесу, помните, что здесь часто целесообразнее фотографировать без светофильтра. Вам очень хочется применить жёлтый светофильтр, чтобы ещё больше выделить листву? Не стоит.
Затемняя небо, жёлтый светофильтр осветляет золотисто-жёлтую листву, что приводит к полной утрате различий в её тональности. Но и тут есть свои исключения. Когда в сюжете присутствуют разные породы деревьев с жёлтой, багряной, коричневой листвой, можно применять любые цветные светофильтры без какого-либо ограничения для лучшего её тонального разделения.
Кстати, при съёмке осенних листьев вам может очень помочь поляризационный фильтр. О возможностях его использования при съёмке в различном освещении мы хотели бы рассказать немного подробнее.
Как использовать разные виды освещения?
Если вы снимаете при прямом освещении, когда свет равномерно освещает осенние листья с той же стороны, с которой ведётся съёмка, вы можете использовать поляризационный фильтр для уменьшения количества отражённого от неметаллических поверхностей света. Это позволит избежать ненужных отражений на поверхности листьев, а также усилить яркость красок. Кроме того, применение поляризацинного фильтра позволяет сделать на снимке небо более насыщенным, получается очень чёткий контраст неба и листьев.
Поляризационные фильтры бывают двух типов: с прямолинейной и круглой поляризацией. Если в AF камере применяется прямолинейный фильтр, возможны ошибки при фокусировке и настройке экспозиции, поэтому для таких фотоаппаратов мы советуем использовать круглые фильтры (их использование возможно и в MF камерах).
Необходимо помнить о том, что прямое освещение позволяет делать чёткие, детальные фотографии, но из-за отсутствия теней в этих снимках нет ощущения объёмности.
Объём позволит добавить другой тип освещения - боковой. Боковые лучи дают угловое освещение объекта, и, как правило, возникают утром - до десяти часов и во второй половине дня - после трёх-четырёх часов. Особенность боковых лучей как раз в том, что из-за них появляются тени, и снимок приобретает необходимый объём.
При съёмке в лесу в период «золотой осени» тени хорошо подсвечены отражённым световым потоком от жёлтой листвы, поэтому интервал яркостей и в этом случае относительно невысок. Тени должны быть достаточно проработаны, чтобы они не получились на снимках очень тёмными. Кратность всех светофильтров жёлто-оранжевой группы в пору «золотой осени» меньше, а голубого, наоборот,- больше номинальной.
Съёмка осенних листьев в контровом освещении может усилить впечатление прозрачности, яркости. Важная особенность при съёмке в контровом свете - включение положительной компенсации экспозиции, потому что автоматика камеры будет стараться уменьшить яркость снимка. Небольшая переэкспозиция позволит усилить яркость, насыщенность снимков. И кстати, эффект от использования поляризационного фильтра при съёмке против света исчезает, поэтому его в данном случае лучше не использовать.
Помните, что впечатление «золотой осени» на осеннем снимке можно передать лишь световым рисунком, поскольку все жёлто-красные цвета воспроизводятся на нём относительно короткой шкалой серых тонов, слабо отличающихся друг от друга. И это наиболее ощутимо, если снимок сделан при фронтальном освещении, поэтому различные варианты полуконтрового и контрового освещения предпочтительнее.
Не забывайте, что осенью при наличии на небе быстро движущихся облаков часто меняются условия освещения. Следует проявить терпение, дождаться наиболее выгодной интенсивности освещения, но снимать быстро.
Какие ещё есть приёмы съёмки?
В качестве элемента, позволяющего добавить снимкам глубину, объёмность, можно использовать длинные тени, появляющиеся под мягким светом осеннего солнца. Для достижения максимального эффекта от использования в качестве элемента композиции теней можно посоветовать сделать небольшую отрицательную компенсацию экспозиции.
Еще один замечательный приём - отражение осенних листьев в пруду или озере. Обязательным условием в данном случае является отсутствие ветра. Если будет ветрено, появятся волны, и отражение исказится. Кроме того, при съёмке в ясный день не избежать бликов, поэтом лучше всего фотографировать в облачную погоду.
Как найти идеальную погоду для осенних снимков?
А идеальной погоды нет. Все зависит от ваших целей. Для сюжетов «золотой осени» лучше всего подходят ясные, солнечные дни. Выразительные снимки могут получиться и при съёмке открытых пространств, и в лесу. Из-за негустой листвы и изменения её окраски осенью в лесу в 3-4 раза светлее, чем летом, несмотря на более низкое положение солнца. По этой же причине и контраст светотени становится меньше, что облегчает съёмку.
Дождливый день - хорошее время, чтобы передать настроение осени. В такое время можно сделать снимки, которые в ясную погоду не получатся. Когда небо затянуто дождевыми облаками, света немного, поэтому если фотографировать просто так, снимки получатся плоские, неживые. Лучше всего использовать вспышку и фотографировать листья, находящиеся недалеко от вас.
Мы уже упоминали о том, что красивые снимки можно найти совсем недалеко от дома. Попытайтесь по-другому взглянуть на вашу жизнь, попытайтесь найти свою «маленькую осень».
При подготовке материала использовались материалы сайта
nikon.ru и книга «Пейзаж, портрет, натюрморт». Выражаем благодарность фотографам, чьи работы послужили в качестве иллюстраций к материалу, а именно,
Дэвиду Кеохкеряну,
Владу Соколовскому,
Леониду Шарифьянову,
Ивану Ширяеву,
Илье Гомыранову,
Олегу Подзорову.
Понравился материал? Будем рады увидеть ваши комментарии, замечания и дополнения. А также рекомендуем добавить наш ЖЖ в друзья, нажав
сюда.
Не забудьте также ознакомиться с другими материалами по теме:
15 советов при съёмке в дождь Особенности съёмок в разные времена года. Часть вторая Контровой свет и способы работы с ним 5 советов по съёмке на морозе для любителей Главные вопросы композиции фотографии