Магистратура Nikon. Съемка зимой

Dec 16, 2016 11:30

Декабрь в самом разгаре, а это значит, что наиболее актуальный вопрос для фотографов сейчас в том, как снимать в это время года. Эксперты нашей новой магистратуры - пейзажные фотографы Антон Агарков, Эдуард Кутыгин, Александр Кукринов и Влад Соколовский расскажут нам обо всех нюансах съемки в холодное время года, чтобы эта зима стала для вас неиссякаемым источником вдохновения для создания потрясающе красивых кадров!

И, конечно, ждем ваши зимние фото в комментариях. Как всегда, автору лучшего достанутся фирменные сувениры от Nikon!

Чтобы участвовать, нужно:
- Добавить нас в друзья :)
- Фотографии должны быть сняты на технику Nikon.
- Принимается неограниченное количество работ на конкурс от одного автора (каждая фотография в отдельном комментарии).
- Подписывайте, на какую технику сделан кадр.
- Работы от анонимных участников могут участвовать, но не могут выиграть :(

Автор: Александр Кукринов




Влад Соколовский:

«Зима - это, наверное, второе благоприятное время года для пейзажной фотографии (на первое место я все-таки поставлю осень). Но, наряду с обычными рекомендациями по съемке, в то же время в зимних условиях есть ряд отличий: холодная погода может внести некоторые коррективы при съемке.

Помимо таких стандартных советов, как «взять термос с чаем», «ожидать подходящей погоды» или «заранее присмотреть точку съемки на предмет композиции» есть некоторые особенности, применимые именно к зиме.

Итак, вот несколько советов по пейзажной съемке в зимних условиях. Я бы их разделил на две группы: технические нюансы и просто рекомендации из своего опыта.

Рекомендации:

- Не наследи! На мой взгляд, один из самых важных принципов зимней пейзажной съемки, про который почему-то многие забывают. Я бы этот пункт поставил на первое место. Увидев красивый пейзаж, люди бездумно бросаются к нему, а потом рвут на себе волосы, увидев более интересный ракурс, но уже при затоптанном снеге. Природная целостность безнадежно нарушена.

- Снимая вдвоем-втроем, уважайте своих коллег! Про это, к сожалению, также многие забывают. И, что самое печальное, иногда делают это целенаправленно, чтобы у других не было возможности сделать схожий кадр с хорошего ракурса, хотя придут они туда с разницей иногда всего лишь в пару минут. В этом случае оклики/жесты руками/звонок другу только приветствуются. Ибо, по факту, одинаковых кадров все равно не будет. В чем-то схожие - да. Одинаковые - нет!



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/500
ISO: 200
Фокусное расстояние: 32 мм
Снято с рук

Далее - гораздо более прозаичные советы:
- Позаботьтесь о хорошей удобной одежде, теплой обуви, и главное - о защите рук. Я использую в холодный период два варианта перчаток. Первый - с обрезанными пальцами, х/б + шерсть + небольшие вставки из резины на хвате, чтобы не скользила камера. Второй - варежки-перчатки с обрезанными пальцами (варежка при откидывании может крепиться на липучку с тыльной стороны кисти, что очень удобно). Толстые варежки не означают, что они будут теплыми и удобными для работы!
Зачастую мне хватает первого варианта даже при сильных морозах.

- На всякий случай желательно иметь вторую пару обуви на смену, если вы снимаете где-то вблизи незнакомых водоемов.
Ну и если вы едете к месту съемки в теплой машине, естественно, не надо это делать в той обуви, в которой вы собираетесь потом ходить по снегу. Будь это даже современные зимние трекинговые ботинки.
Если пойдете «в снег» - могут пригодиться гамаши. Но я на данный момент всерьез задумался о бахилах Neos (всю информацию можно найти в сети).
Их плюсы - они легкие, водонепроницаемы и надеваются поверх основной обуви. Есть с утеплителем, есть без. Основной их минус - цена.
В данном случае они бы пригодились, но их не было, снимал в зимних резиновых сапогах Baffin. При съемке на реке они, конечно, были необходимы. Но ходить в дальнейшем в них было чертовски неудобно.



Камера: Nikon D90
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 10 мм
Градиентный фильтр, штатив

- Хорошую службу может сослужить «балаклава». Это маска, которая надевается на голову, а также защищает от ветра шею, оставляя открытой лишь верхнюю часть лица.
Но при этом, хоть и прикрывает рот и нос, позволяет свободно дышать и в то же время не слишком активно выпускает пар наружу - шанс запотевания видоискателя от дыхания минимален. В своем случае я использую полумаску (точно такую, как на фото).



- Если при съемке используется штатив, и вы его планируете носить в руках длительное время, держа за «ногу», - желательно заранее позаботиться о том, чтобы место хвата было предварительно обмотано, например, вспененной пленкой и пр., чтобы не морозить руки. У некоторых производителей штанга сразу отделана вспененным материалом.
Да, можно носить штатив под мышкой или крепить к рюкзаку, но зачастую это неудобно и не добавляет оперативности. И даже карбоновые штативы при низких температурах ну совсем не комфортно держать в руках.
А на замерзший штатив иногда даже страшно смотреть, не то что взять его в руки :)



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/10
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 30 мм

- Тряпочку из микрофибры для чистки оптики или Lens Pen лучше хранить где-то в сумке/рюкзаке, но никак не за пазухой или в теплом кармане под курткой (в отличие от запасных аккумуляторов). Тряпочка должна быть прохладной. Ибо, если на переднюю линзу попадет снежинка или вдруг начнет запотевать передняя линза/фильтр, от теплой материи останется след, который уже будет несколько сложнее убрать в холодных условиях.

- А вот запасные аккумуляторы необходимо хранить как раз в тепле. Ни для кого не секрет, что на холоде они быстро теряют свою ёмкость. И, кстати, именно в холодное время может ощутимо проявиться разница между оригинальными аккумуляторами и китайскими.

- Современные камеры хорошо защищены от низких температур. И бояться смены объективов на природе в холодное время не стоит! Ничего страшного в этом нет, но камеру при смене оптики нужно обязательно держать (как и объектив) байонетом вниз! В принципе, это стандартная рекомендация, но почему-то многие забывают про это. Но ни в коем случае нельзя менять оптику на холодной камере, зайдя в теплое помещение. Иначе мгновенно образуется конденсат.

- Когда еду на съемку, рюкзак с камерой лежит в багажнике (так сказать, происходит «акклиматизация» камеры). После зимней съемки оборудование я кладу в салон (внутри машины уже холодно, перепада температур нет, естественно, камера уже не запотеет). Ну а дома, во избежание образования конденсата, необходимо еще минимум на несколько часов оставить рюкзак/сумку с камерой где-нибудь в шкафу в коридоре. Карту памяти достаю или сразу же после съемки, или уже по прошествии времени, из отогревшейся камеры.

- До того как воплотить эти советы на практике, посмотрите прогноз погоды. Хотя… «Все врут-с» © (не мое).
Не стоит доверять прогнозам погоды, доказано опытным путем.

Технические нюансы при съемке

- Снег очень хорошо отражает свет, автоматический режим замера вряд ли будет точен даже в матричном режиме. Точнее, в большинстве случаев он будет напрочь ошибочен.
Снимать лучше в режиме приоритета диафрагмы (AV) с использованием различных компенсаций экспозиций. Как в + (когда много яркого снега в поле кадра), так и в -. Правильнее - снимать в М-режиме.



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
«Полярик», снято с рук, M-режим.

- В солнечный день экспозицию нужно замерять по небу. Если в кадре большую часть занимает снег, то по снегу. Как вариант - осуществлять съемку с брекетингом по экспозиции или, в зависимости от ситуации, использовать градиентные фильтры.
На мой взгляд, оптимальным вариантом при съемке сцен с высоким перепадом яркостей является использование М-режима и 2-3 кадра с брекетингом (по возможности и в зависимости от условий съемки - с градиентным фильтром).



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/400
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм
Панорама из достаточно большого количества кадров с брекетингом (но без градиентного фильтра). Снято с рук.



Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 мм
Градиентный фильтр, панорама из достаточно большого количества кадров с брекетингом. Снято с рук.

- Стоит ли использовать поляризационный фильтр? Да, но при этом нужно помнить, что использование поляризационного фильтра может изменить цвет неба до неузнаваемости. В некоторых случаях оно может стать чернильным, а не синим.
Поэтому использовать его нужно аккуратно.



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/250
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
«Полярик», снято с рук.

- Стоит ли зимой использовать ND-фильтр? А почему нет, если для этого есть подходящий сюжет.



Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/22
Выдержка: 10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 10 мм
Штатив, ND-фильтр 64x.



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 15
ISO: 400
Фокусное расстояние: 28 мм
Штатив, ND1000x

- Баланс белого. Его «отработку» также не стоит доверять автоматике, лучше его установить вручную через LiveView, а потом слегка поправить при редактировании в RAW-конвертере. При автоматическом ББ в солнечный день снимок получается зачастую «синюшным», а на закате - излишне фиолетовым.
Главное - с этим не переборщить. Хуже серого снега может быть только «желтый» (думаю, что меня поймут лыжники и активные туристы). :)
Но на самом деле на закате и рассвете снег не будет белым. Он «белый», потому что наш мозг его так воспринимает. А по факту он может быть слегка синеватым, розовым, фиолетовым и т. д.
При редактировании снимка можно и не привязываться к цвету неба и «рефлексам», а обрабатывать так, как считаете нужным.



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/15
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм
Штатив



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/40
ISO: 200
Фокусное расстояние: 66 мм
Штатив

- Зимой рекомендую использовать бленду. Она поможет помочь не только от засветки, но и от мелких снежинок, которые могут регулярно попадать на переднюю линзу (особенно, если передвигаетесь по лесу или вблизи него и есть небольшой ветер).

- На самом деле, сюжетов зимой хватает, даже яркий солнечный день и нережимное время можно обернуть себе на пользу при определенных обстоятельствах, постараться «обыграть» различные объекты, невзирая на откровенно жесткий свет. Смотрите, думайте, анализируйте.
Иногда кадр может быть построен даже на самых обыкновенных тенях и неровностях рельефа.



Камера: Nikon D90
Объектив: AF-S NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED DX
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/500
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм
Снято с рук

- Ну, а в пасмурный день постараться сыграть на контрасте - на разнице цветов. Найти какой-нибудь объект, выгодно выделяющийся на фоне серой снежной массы.



Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/640
ISO: 400
Фокусное расстояние: 450 мм
Снято с рук

- Или найти иные сюжеты, в которых наличие цвета совершенно не обязательно.



Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/60
ISO: 800
Фокусное расстояние: 22 мм
Снято с рук

Удачных кадров!»

Антон Агарков:

«Постарайтесь подумать о сюжетах заранее. Часто места, которые шикарно выглядят летом, зимой уже не смотрятся настолько впечатляюще. Например, многие пейзажи Камчатки зимой покрываются толстым слоем снега, и там, где было буйство красок, остается только белая равнина. Практически все озера после сильного снегопада превращаются в скучные белые блины. Но изменения не всегда отрицательны. Например, Уральские горы зимой приобретают совершенно особенный колорит.



Рассвет на вершине хребта Зюраткуль, Челябинская область.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/15
ISO: 64
Фокусное расстояние: 14 мм

Общие советы и наблюдения

1. Ищите «места силы», где зима в корне меняет пейзаж

Одно из таких мест - Байкал. С наступлением холодов озеро-море преображается. Огромные торосы выше машины, напластования ледышек, ледяные гроты с многометровыми сосульками. Зимний Байкал - это совершенно особое царство ледяных форм и сюжетов.



Ледяные гроты на северной оконечности острова Ольхон со стороны Большого Байкала. Летом в этих гротах плещется вода. Зимой же сюда можно подойти по льду и сделать такие фотографии.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/15
ISO: 250
Фокусное расстояние: 14 мм
Стекинг, яркостные маски



Ну и, конечно, знаменитый байкальский лед, весь в трещинах. Только ради этого стоит ехать на зимний Байкал и терпеть ветер и мороз.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/8
ISO: 64
Фокусное расстояние: 19 мм

Зимой даже плохая погода может подарить вам отличный пейзаж. Метель стирает цвета и усиливает тоновую перспективу, заставляет пейзаж выглядеть графично и таинственно.



Ненастное утро на хребте Зюраткуль. Мы поднимались на гору без особой надежды и попали в густую метель. В результате получились вот такие почти что монохромные пейзажи.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 8
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 мм
Панорама из двух вертикальных кадров.

2. Графика в пейзаже

Ищите в пейзаже графику и следите за линиями, например, за трещинами на льду. А еще контрастные пятна: обнаженные камни в снегу, силуэты елей или одинокие стволы деревьев.



Эта панорама снята в Монголии, на самой границе с Китаем, в совершенно безлюдной местности в районе озера Хурган. Во время съемки этой фотографии на улице стоял мороз за тридцать.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 200 мм
Панорама из пяти горизонтальных кадров

В мороз открытая вода сильно парит. Пар сам по себе смотрится красиво, особенно в лучах низкого рассветного или закатного солнца. А еще он оседает густой шубой кристаллов на мелких ветках рядом с водой. Эти кристаллы могут стать интересными объектами для макрофотографий.



Камера: Nikon D80
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/6
ISO: 100

3. Изменения

Зима меняет не только пейзаж, но и быт людей. С наступлением холодов жизнь во многих местах меняет свой ритм, отходят на второй план одни дела и появляются совсем другие. Дороги в горах Дагестана заваливает снегом, и многие горные села на несколько месяцев остаются отрезанными от цивилизации. На Соловецких островах, шумных и переполненных летом, не остается ни одного туриста, и их настоящая жизнь проявляется четче и ярче. Монгольские кочевники сворачивают свои юрты и переезжают в приземистые домики, где в сараях собран запас муки, дров и мяса на несколько месяцев. Если вы увлекаетесь тревел-фотографией, то постарайтесь заметить, понять и показать на своих снимках эти изменения.



Кадр из истории о жизни монгольских казахов на самой границе Монголии и Китая. Этот кадр иллюстрирует всю отчужденность жизни этих людей зимой.
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 220 мм



Кадр из истории о зимней жизни Соловков. Летом по этим дорогам гуляют десятки туристов. Зимой я встретил одного-единственного монаха, который шел к монастырю со шваброй в руках.
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/160
ISO: 320
Фокусное расстояние: 44 мм

Технические советы

1. Техника на холоде

Если внести переохлажденную технику с мороза в теплое помещение, то на ней мгновенно выпадает конденсат. Самое гадкое в этой ситуации - запотевший объектив. Сколько бы вы ни вытирали конденсат со стекол, он будет появляться до тех пор, пока техника не прогреется. Постарайтесь спланировать съемки так, чтобы вначале отснять все сюжеты внутри, и только потом выносить технику на холод. Вернувшись с улицы, не спешите доставать камеру из рюкзака - держите его закрытым и дайте прогреться постепенно. Несколько раз мне приходилось снимать в теплом помещении сразу после улицы - чтобы сделать один-единственный кадр, приходилось протирать объектив бумажными салфетками и мгновенно делать фотографию. Снимки получались с сильно заниженными контрастом и софт-эффектом.



Монгольские казахи. Чтобы снимать каждый аспект их жизни, мне приходилось бегать с мороза в натопленные домики и обратно. И каждый раз мне приходилось сначала стирать выпавший на объективе туман, а потом, на улице, соскребать замерзшую влагу.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 26 мм

Зимой главный враг фотографа - холод. Производители фототехники в руководствах по эксплуатации пишут, что использовать технику можно только при температуре не ниже нуля. У меня был опыт съемок на морозе ниже -50, и техника вела себя совершенно нормально: работали автофокус и зум, не клинило зеркало и затвор. При этом каких-то отложенных проблем с техникой я тоже не замечал - “замороженные” камеры еще много лет работали надежно.



Этот кадр я снял в нацпарке Таганай в тридцатиградусный мороз. Камера, которой я сделал этот кадр, прослужила мне без сбоев еще несколько лет, пока я не утопил ее в Тихом океане.
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 24-85mm f/2.8-4D IF
Диафрагма: f/10
Выдержка: 25
ISO: 400
Фокусное расстояние: 30 мм

2. Зарядка

Гораздо хуже мороз влияет на аккумуляторы: при сильном переохлаждении емкость аккумуляторов падает очень сильно, и полностью заряженной батареи может хватить всего на пару часов. В зимние поездки я обычно беру с собой четыре-пять аккумуляторов. Все запасные аккумуляторы я держу не в фоторюкзаке, а во внутренних карманах толстовки или нижнего легкого пуховика - так они подогреваются теплом тела и не замерзнут.



Этот кадр я снял на Байкале в начале марта в довольно морозную ночь. Съемки заняли у меня несколько часов. Предполагая, что работа может затянуться, я взял с собой, кроме основного аккумулятора, еще два запасных.
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 30
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 14 мм

3. Экипировка

Даже в самый мороз вам должно быть комфортно снимать, а значит, стоит подумать о теплой одежде. Не забывайте, что вам придется стоять несколько часов без движения, выжидая рассвет или закат, поэтому та одежда, в которой вам тепло во время переходов, для ожидания не подойдет.

Для зимних походов я советую взять зимнее термобелье, флисовую толстовку из Polartek 200, промежуточный легкий пуховик, который вы будете носить как средний слой вместе с флиской. Поверх всего этого надевается хороший теплый пуховик или мембранная куртка с дополнительным утеплением, чтобы защититься от ветра.

На ноги я советую надеть термобелье, флисовые штаны как средний слой и мембранные горнолыжные штаны, утепленные флисом, как верхний слой. Если и этого будет мало, то поверх этого комплекта надеваются самые простые утепленные синтепоном безразмерные штаны, которые можно купить в магазине для охотников и рыболовов.

Особая сложность - выбор достойной обуви. Для поездок в условиях экстремального холода я советую брать ботинки Baffin, причем такие, которые маркированы для температуры -100 С. В такой обуви вы сможете несколько часов стоять на морозе без движения, и ноги у вас не замерзнут.

Для переходов вы можете снять часть одежды - флисовые штаны и легкий пуховик, чтобы не вспотеть во время движения».



Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/100
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 70 мм

Эдуард Кутыгин:

Зима вообще не радует цветом, снимки днём скучны и унылы своей обыденностью с преобладанием и оттенками голубого колора. Ищите цвет в рассветах, закатах, облаках, переменах погоды, и даже в снегопаде!

1. Режимное время

- Режимное время - самое лучшее. Закат и рассвет имеют много вариантов различных цветов, в это время проще создать выразительный снимок с цветовым решением.



Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED



Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED



Снегопад ночью
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED



Снегопад в пасмурную мрачную погоду
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Ну, а если вдохновение пришло в полдень, меняйте реальность на ваших фото в момент обработки, создайте необычные снимки, творчески используя арсенал редакторов. Используйте неожиданную композицию, контровой свет, цвета фактур и элементов реальности в городских пространствах.



Снято поздним утром, рассветное настроение создано с помощью сплит-тонирования.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Снято днём, кадры живут за счет композиции.



Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED



Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Использовались редакторы для создания иллюзорного ночного неба.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Снято днём, в нережимное время. Цвет создан с помощью локальной коррекции кистями.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

При съемке в урбанизированных пространствах можно снимать в любое время суток, а ночью источники света легко формируют кадр.

Рассеянный свет:


Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85 mm f/2.8-4D IF

Ритм фонарей:


Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85 mm f/2.8-4D IF

Контровой свет фонарей:


Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 24-85 mm f/2.8-4D IF

2. Ночная съемка
Ночь - время для съемки звезд. Зима в этом отношении - одно из лучших времен года. Чистый воздух без пыли позволяет снимать звезды. Проверьте зарядку АКБ. Длительная выдержка и внутрикамерная обработка сигнала занимают много времени и очень сильно сажают аккумулятор. Рекомендую предварительно разобраться, на какой отметке у вашей оптики находится бесконечность, запомнить или сделать отметку штрихом-краской. Далеко не всегда можно навестись на свет от фонарика или найти объект в бесконечности. Сразу отмечу, что ни разу не встречал оптику, у которой обозначение бесконечности фокуса соответствовало бы реальности.
Описывать основы астрофотографии не стану. Об этом есть прекрасные уроки от иных авторов. Например, эта Магистратура.



Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 3200
Фокус на бесконечность.
Подсвечивайте передний план фонариком.



Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 3200

Не пугайтесь плохой погоды, а используйте её, именно в эти моменты можно увидеть необычное.

Мрачный грозовой закат и шквалистый ветер:


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Горы на фоне грозовых снежных туч:


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

3. Снимайте на водоемах

Около мегаполисов всегда есть незамерзающие водоемы: реки, которые порой дурно пахнут, но, тем не менее, красивы, озера у тепловых электростанций. Особенно становится красиво при резком понижении температуры: вода парит, создавая необычный ландшафт. Также в таких водоемах можно встретить водоплавающих птиц.

Река Миасс около города Челябинска парит в морозы от -20.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Мостик, снятый в нережимное время, в ч/б исполнении, так как цвет в это время дня не удалось найти, температура -25.



Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Горные реки в горах часто совсем не замерзают и являются очень интересными объектами. Струи воды на фоне снега, наледи, сосульки могут быть очень оригинальными.

Иней, закат, незамёрзшая река около мегаполиса, январь, температура -24, но почти не парит


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

4. Съемка с инеем
Анализируйте с помощью прогнозов погоды перепады температур. Смена погоды рождает туманы и иней.

Иней на равнине во время рассвета крупным планом


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Иней в горах держится не всю зиму, а, как правило, до сезона ветров и начинающего удлиняться светового дня. Например, на Урале царство инея (или куржака) - с поздней осени, начала зимы, и порой снежный наряд ёлок держится до последних чисел января. В иное время зимы куржака нет, хвойные деревья - лишь тёмные пятна, в которых почти нет цвета. Исключение - низины. Также во второй половине зимы солнце греет сильнее и куржак тает, оголяя деревья. Поэтому, планируя съемку снежных пейзажей на Урале, в Сибири, на Алтае, узнавайте время наличия инея в этих регионах.

Иней в горах, начало января


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Начало февраля, иней ещё остался в низинах на границе леса, но верхние части деревьев уже без снега


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Для красивого инея на равнине нужен перепад температур. Например, когда после влажного относительно теплого периода наступает холод, рано утром можно поискать иней. Причем не всегда его можно найти, хотя температурные условия, казалось бы, соблюдены. Выйдя утром на улицу, вы видите, что его нет. Не отчаивайтесь! Вспомните, где есть низины, озёра, пруды. Там всегда немного влажнее, чем на открытых участках. И, когда проедете порой лишний километр или двадцать в поиске локации, вам может повезти. Важно понять, что иней на равнине - не повсеместное явление, а локальное! Иногда это полосы шириной 200-500 метров, иногда - десятки километров.

Интересные явления можно найти по берегам крупных водоемов и плотин на реках. Приход зимы, сопровождаемый ветром, штормом, дает красивые сосульки и нагромождения льда по берегам озёр».

Александр Кукринов:

«Зима, безусловно, интересное время для фотографа. Несмотря на кажущуюся скудность красок, интересных сюжетов для съемки можно отыскать немало. Неповторимое настроение зимней природы, определенно, достойно внимания, и тут дело за малым - увековечить сию красоту качественно и интересно.

1. Первый снег

Время, когда осень встречается с зимой, - неповторимо, не пропустите его! Осенние акценты в зимнем антураже создают особое настроение - завершение одного жизненного этапа и одновременное начало нового. Здесь не лишним будет запастись светосильной оптикой, чтобы ваши акценты не слились с фоном и взгляд был сосредоточен именно на них.



Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Фокусное расстояние: 100 мм

2. Съемка днем

Благодаря тому, что зимой солнце не такое яркое, как летом, можно смело снимать в дневное время, не боясь того, что камере не хватит динамического диапазона для отображения информации в светах и тенях, особенно если вы будете снимать в RAW-формате. Яркие, солнечные зимние снимки наверняка украсят ваше портфолио.



Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/400
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм

Но, как бы там ни было, для меня приоритетом остаются снимки в вечернее и утреннее время. По наступлению морозов в режимное время можно наблюдать на небе невероятно красивую палитру - нежно-голубые, розовые, фиолетовые, оранжевые оттенки, украшающие морозное небо, так и просятся на матрицу вашей камеры. :)



Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/20
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 мм



Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 52 мм

3. Баланс белого

Не лишним будет поэкспериментировать с балансом белого. В частности, при съёмке вечернего города автомат выставлял температуру около 6000 по Кельвину. Уведя WB в более тёплые 8000, я получил более правдоподобные и, на мой взгляд, более вкусные для данного сюжета оттенки.



Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 52 мм

4. Съемка снега

Неоспоримо, что падающий снег придает художественности фотографии. Тут нужно помнить следующее: при отсутствии дополнительного освещения (в светлое время суток) большее фокусное расстояние лучше проявит снег. Поэтому, если хотите увидеть его на своих фотографиях, старайтесь подбирать сюжеты для длиннофокусных объективов. Более выигрышным фоном в данном случае будет более тёмный (на снимке ниже и на первом снимке интенсивность снега примерно одинаковая, ФР соответственно 100 и 300 мм). Также не забываем о том, что снег движется, и его форма на снимке будет зависеть от длины выдержки: на короткой он превратится в точки, а на более длинной - в полоски. Интересен и тот, и другой вариант в зависимости от художественных задач, выбор за вами.



Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/800
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм

Чтобы сфотографировать снегопад в вечернем городе, выбирайте точку съемки непосредственно вблизи фонаря, тогда он подсветит падающий снег на переднем плане и отлично проявит его на фотографии.



Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/15
ISO: 640
Фокусное расстояние: 25 мм

Всем удачных снимков и с наступающим Новым годом!»

пейзаж, подсказки, природа и погода, технические детали, акции и конкурсы, магистратура, советы

Previous post Next post
Up