Я | ИЗУЧАЮ. Фотосъемка лыжного спорта

Nov 13, 2012 12:14

Вместе с настоящей зимой приходит лыжный сезон. Так и хочется запечатлеть лыжника, скользящего по серебристому склону в облаке снежной пыли.

Хотите, чтобы при виде сделанных вами снимков друзья замирали от восхищения? Тогда позвольте представить Вам основные приёмы фотосъёмки лыжного спорта - от выбора места до техники серийной съёмки.

Приемы фотосъёмки:

1. Проводить фотосъёмку лучше в ясный день, хорошо подготовившись и надев теплые вещи.
2. Выбирайте место для съёмки с учетом таких факторов, как окружающий пейзаж, освещение и состояние снега.
3. Для того чтобы "остановить" на снимке движение лыжника, используйте короткую выдержку.
4. Старайтесь вместе с лыжником "захватить" в кадр большую часть окружающего ландшафта.
5. Использование серийной съемки позволит получить интересные снимки.
6. Изменяя фокусное расстояние, старайтесь, чтобы в серии снимков фигура лыжника всегда оставалась одинакового размера.
7. Если Вы используете цифровой фотоаппарат, меняйте светочувствительность в зависимости от времени суток.
8. Не только спуск на горных лыжах, но и восхождение на гору является прекрасным объектом для съемки.



Фотокамера Nikon F4. Объектив AF 28-70mm F2.8. Диафрагма F8. Выдержка 1/250. Пленка ISO100
Альпы, кантон Вале (граница Швейцарии и Италии).


Вам понадобятся:

Объектив
Вам потребуется широкоугольный или нормальный зум-объектив с переменным фокусным расстоянием 24-85мм, 28-70 мм и телеобъектив 80-200мм. Если есть возможность, рекомендуем использовать объективы с системой подавления вибрации (VR).

Штатив или монопод
Основная часть съемки производится с рук, однако, в зависимости от ситуации может понадобиться штатив или монопод, который также может быть заменен лыжной палкой.

Фотоплёнка
Для дневной съёмки подойдёт фотоплёнка ISO100. Не забудьте взять с собой достаточный запас плёнки.

Фильтр
Круговой поляризационный и ультрафиолетовый светофильтры.

Батарейки, аккумулятор
При холодной погоде потребление энергии растет, поэтому стоит иметь при себе запас батареек и аккумуляторов. Рекомендуем использовать литиевые батарейки.

Другое
Чехол для фотоаппарата, одноразовые самонагревающиеся накладки для обогрева и защиты от влаги как фотокамеры, так и самого фотографа.

Немного информации

На лыжном курорте вы вполне можете покататься и на беговых лыжах, однако мы всё же рекомендуем горные, т.к. настоящее наслаждение от катания можно испытать, лишь скользя по горному скату. Ни с чем несравнимо ощущение свободного спуска по громадному заснеженному склону среди девственного леса в белоснежном инее…

Учитывая разнообразие структуры снега и ландшафта, вам представится прекрасная возможность испытать собственные силы на лыжне, а также сделать великолепные снимки скользящего по склону лыжника на фоне первозданной природы.

Однако, в случае с "бэккантри", прежде чем скатиться с горы, вам придётся сначала своим ходом взобраться на склон, - в этом кардинальное отличие от горнолыжных курортов, снабженных подъёмниками и вагонетками. При этом львиная доля сил уходит на подъём в гору, а сам спуск занимает не более 20% от общего времени. И всё же, восхищение от спуска тем сильнее, чем труднее был подъём.

И, безусловно, для того, чтобы запечатлеть спуск "бэккантри" и красоту окружающего пейзажа, необходимо овладеть искусством катания и подъёма на гору.

1. Проводить фотосъёмку лучше в ясный день, хорошо подготовившись и надев теплые вещи.

Учитывая, что во время съёмки вашим объектом является не только лыжник, но и сама природа, с которой, как известно, шутки плохи, к встрече с ней следует хорошо подготовиться. Узнайте последнюю сводку погоды, оденьтесь теплее. Учтите, что фотограф практически не двигается с места, поэтому ему следует одеваться гораздо теплее, чем лыжнику.

Не стоит забывать и об угрозе снежной лавины, которую может спровоцировать лыжник, - особая осторожность необходима, если вы ведете съёмку с подножия холма. При съёмке катания на беговых лыжах, существует опасность столкнуться с лыжниками, поэтому старайтесь не мешать другим катающимся и не забывайте поглядывать по сторонам.

Проводить фотосъёмку лучше всего в ясную погоду, т. к. снегопад не позволит вам четко запечатлеть фигуру лыжника, а в пургу может пострадать фотоаппарат. Предварительно прослушав сводку погоды, выберите ясный день и отправляйтесь в горы.
В ясную погоду снег красиво блестит на солнце и эффектно контрастирует с яркой синевой неба. Безусловно, главным объектом фотосъёмки является лыжник, однако снегу здесь тоже отводится не последняя роль. Красота изображения во многом зависит именно от того, насколько эффектно вам удастся запечатлеть снег.

2. Выбирайте место для съёмки с учетом таких факторов, как окружающий пейзаж, освещение и состояние снега.

Правильный выбор места - залог удачной фотосъёмки. При этом необходимо учитывать три важных фактора: расположение, освещение и состояние снега. Итак, прежде всего, расположение. За исключением кадров, сделанных сверху, важной составляющей снимка является живописная заснеженная гора. Заблуждается фотограф, полагающий, что его задача заключается лишь в том, чтобы удачно снять лыжника. Лыжник здесь должен рассматриваться как объект, заключённый в великолепную рамку окружающего пейзажа. Прежде всего, выбирайте ландшафт, интересный сам по себе, ищите фон, в который вам хотелось бы поместить лыжника.

Теперь поговорим об освещении. При съёмке катания на лыжах, как и при любой другой, освещение следует выбирать, исходя из желаемого эффекта. Так, например, если вы снимаете крупный план и стремитесь передать выражение лица лыжника, вам подойдёт фронтальный свет или боковое освещение, а если хотите показать, как сверкает на солнце вздымаемая на вираже снежная пыль, - подойдет съёмка в контровом освещении или под углом 45 градусов. Таким образом, место и время съёмки следует выбирать, исходя из собственного замысла и положения солнца.

Наконец, о состоянии снега. Поскольку снег является важной составляющей снимка, следует по возможности выбирать места, где он наиболее чистый, что довольно затруднительно, если речь идёт о беговых лыжах. И всё же постарайтесь найти склон с наименьшим количеством народа и красивым чистым снегом.

После того, как место выбрано, необходимо чётко объяснить лыжнику собственный замысел: где следует сделать поворот, где прочертить глубокий след, - это позволит вам сделать кадр в полном соответствии с собственной задумкой.
Съёмка сорвется, если лыжник начнёт спуск раньше, чем вы закончите необходимые приготовления, поэтому стоит заранее оговорить условный знак для начала спуска. Это может быть голосовой сигнал, если вы находитесь в переделах досягаемости голоса. На дальнем же расстоянии такой знак можно подать при помощи лыжной палки либо использовать мобильную связь или рацию.

3. Для того, чтобы "остановить" на снимке движение лыжника, используйте короткую выдержку.

Определяя место съёмки, необходимо заранее представлять, какую часть кадра будет занимать объект, то есть лыжник. Если вы снимаете крупный план, определитесь, будет ли это съёмка в профиль или анфас, и скомпонуйте кадр. Когда объект появился в объективе, используйте один из основных приёмов спортивной фотографии - серийную съемку. Сделайте несколько кадров, чтобы затем выбрать наиболее удачный.

Экспозицию настраивают по снегу, однако, для того, чтобы на снимке он не выглядел серым, необходима небольшая поправка в плюс. При дневной съёмке примерно +0.5-1.5 ступени. Утром и вечером доверьтесь фотоаппарату. Экспозицию следует настраивать тщательно - учтите, что в спортивной съемке основное - короткие выдержки. Для фиксации быстро движущихся объектов лучше использовать выдержки от 1/1250 секунды и короче (яркое освещение зимнего солнечного дня позволит делать такие выдержки даже при низкой чувствительности ISO), поэтому лучше работать в режиме приоритета выдержки, тогда положительная поправка экспозиции будет осуществляться раскрытием диафрагмы и не будет влиять на длительность выдержки, Выдержку следует настроить очень тщательно, т. к. изменить её в процессе будет достаточно сложно.

Если Вы уже выбрали место для съёмки, можете воспользоваться следующим приёмом: заранее настройте ручной фокус и в момент, когда объект появится, спустите затвор. Именно этот приём, а также объектив с переменным фокусным расстоянием 24 - 85 мм использовался для снимка A. Съёмка сбоку лучше позволяет передать ощущение скорости, однако при этом важно оставлять пространство в направлении движения лыжника, - это сделает композицию более сбалансированной и в полной мере позволит передать ощущение скорости и энергии.

Во время съёмки следует обратить особое внимание на момент спуска затвора. От нажатия затвора до действительного срабатывания затвора обычно проходят доли секунды, но поскольку объект движется очень быстро, задержка спуска даже на одно мгновение может привести к тому, что лыжник выйдет за пределы видоискателя. Важно заранее просчитать момент достижения лыжником точки Х с учетом данного временного зазора.



Фото A. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF 24-85mm F2.8-4 D. Диафрагма F8. Выдержка 1/250

4. Старайтесь, вместе с лыжником "захватить" в кадр большую часть окружающего ландшафта.

При съёмке с большого расстояния человеческая фигура превращается в едва различимую точку. Однако если включить в кадр след от лыжни, как показано на снимке B, такой план позволит не только продемонстрировать величие горы, но и передать радость свободного спуска.



Фото B. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF-S 70-200mm F2.8D VR. Диафрагма F5.6. Выдержка 1/500. Пленка ISO100

Снимок B сделан с противоположного склона объективом с переменным фокусным расстоянием 70-200мм с использованием максимального зума. Если вы снимаете, стоя на одном склоне с лыжником, угол наклона практически незаметен, тогда как при съёмке с противоположного склона он воспринимается глазом как гораздо более крутой. Рекомендуем вам использовать этот визуальный эффект для создания наиболее впечатляющих снимков.

При использовании телеобъектива, по возможности, прибегайте к помощи штатива или монопода. Вместо монопода можно также использовать лыжную палку. Если вы снимаете с рук, желательно использовать объектив с системой подавления вибрации (VR).
Лыжню не стоит снимать при фронтальном свете, - она будет теряться на фоне снега. Следует использовать боковое освещение или освещение под углом в 45 градусов. Особенно живописно смотрится длинная лыжня, однако, поскольку лыжник буквально летит по склону, следует спускать затвор сразу после начала его движения, выбирая затем наиболее удачный кадр.

Беговые лыжи прижимают снег, поэтому в местах катаниях на них редко можно увидеть четкий красивый след. Тем не менее, красивую лыжню можно запечатлеть, если отправиться к месту съёмки рано утром, до того, как снег утоптан, или выбрать для съёмки площадку для катания на сноуборде.

5. Попробуйте снять серию движений лыжника.

Момент, когда лыжник описывает широкую дугу, наиболее эффектно смотрится при использовании возможностей серийной съёмки, позволяющей получить серию последовательных изображений и в полной мере передать мастерство лыжника.



Фото С. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF 24-85mm F2.8-4D. Диафрагма F5.6. Выдержка 1/250. Пленка ISO50



Фото D. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF 24-85mm F2.8-4D. Диафрагма F5.6. Выдержка 1/250. Пленка ISO50



Фото E. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF 24-85mm F2.8-4D. Диафрагма F5.6. Выдержка 1/250. Пленка ISO50

Кадры C, D и E сделаны с использованием режима серийной съемки, фотограф находился сбоку по отношению к траектории движения лыжника. Естественно, с лыжником заранее было согласовано место съёмки и общий замысел фотографа.

6. Изменяя фокусное расстояние, старайтесь, чтобы в серии снимков фигура лыжника всегда оставалась одинакового размера.

При съёмке лыжника анфас в режиме серийной съемки, чем ближе находится объект съёмки, тем крупнее он будет смотреться в кадре, однако, если при этом вы будете уменьшать фокусное расстояние объектива, вам удастся сохранить размер объекта в кадре неизменным, как это показано на снимках.



Фото F. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF-S 70-200mm F2.8D VR. Диафрагма F4. Выдержка 1/1000. Пленка ISO100. Следящая автофокусировка



Фото G. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF-S 70-200mm F2.8D VR. Диафрагма F4. Выдержка 1/1000. Пленка ISO100. Следящая автофокусировка



Фото H. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF-S 70-200mm F2.8D VR. Диафрагма F4. Выдержка 1/1000. Пленка ISO100. Следящая автофокусировка



Фото I. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF-S 70-200mm F2.8D VR. Диафрагма F4. Выдержка 1/1000. Пленка ISO100. Следящая автофокусировка

Снимки, которые вы здесь видите, были сделаны объективом с переменным фокусным расстоянием 70-200 мм, для снимка F фокусное расстояние составило 200 мм, для I - 70мм. Поскольку отрезок, на протяжении которого объект может визуально иметь одинаковый размер, очень ограничен, следует предварительно сделать пробу и сравнить размер объекта при наиболее удаленном и наиболее приближенном расстоянии, чтобы решить с какой точки стоит производить съёмку. Используйте следящую автофокусировку, доверив настройку фокуса фотокамере, и сконцентрируйтесь компоновке кадра.

Кстати, здесь фотограф сделал акцент не только на движении лыжника, но также постарался передать красоту окружающего пейзажа и облака снежной пыли. Съёмка против света позволила передать сияние снежной пыли, а при установке в рамку был учтён размер снежного облака, поднимаемого лыжником на вираже.

7. Если Вы используете цифровой фотоаппарат, меняйте светочувствительность в зависимости от времени суток.

Поскольку при съемке очень ранним утром, а также при вечерней съёмке, когда освещение недостаточное, требуются длинные выдержки, при которых объект может получиться смазанным, следует использовать высокочувствительную плёнку, например, ISO400. При этом наиболее удобно использование фотоаппарата, позволяющего менять чувствительность для каждого отдельного кадра. Чувствительность 400 единиц позволит уменьшить выдержку и реализовать собственный замысел даже при съёмке в утренние или вечерние часы. В кадре J баланс белого был выставлен на режим "тени в ясную погоду", что и позволило передать чёткие естественные оттенки.



Фото J. Фотокамера Nikon D70. Объектив AF-S 35-105mm F3.5-4.5D VR. Диафрагма F5.6. Выдержка 1/125. Светочувствительность ISO400

Одним из преимуществ цифрового фотоаппарата является то, что, просмотрев отснятые кадры, вы можете тут же удалить ненужные. Возможность свободно снимать кадр за кадром, не заботясь о количестве оставшейся пленки, особенно ценна для спортивной фотосъёмки, где фотографу приходится отснять множество кадров. Однако, поскольку цифровая фотокамера не любит низких температур, следует тщательно утеплить её, а также запастись батарейками.

8. Не только спуск на горных лыжах, но и восхождение на гору является прекрасным объектом для съемки.

Прежде чем спуститься с горы "бэккантри", необходимо взобраться на гору. Серия снимков будет более содержательной, если запечатлеть на них не только спуск, но и предшествующий ему подъём.

При съёмке катания "бэккантри", где фоном служит красивый заснеженный склон, следует особенно внимательно отнестись к выбору места съёмки. Обычно фотографы неохотно "помещают" людей в пейзажные снимки, однако в данном случае и человек и природа являются одинаково важными объектами изображения. Поместив в кадр человека, вам проще будет передать всю степень величия огромной заснеженной горы.



Фото K. Фотокамера Nikon F4. Объектив AF 28-70mm F2.8. Диафрагма F11. Выдержка 1/125. Пленка ISO50

На снимке K изображены снежные гребни, "нарисованные" ветром на заснеженной равнине. Фигура взбирающегося на гору лыжника на заднем плане не только помогает получить нам представление о размере снежных гребней, но словно противопоставляет снежную гору человеку, спокойствие - движению.



Фото L. Фотокамера Nikon F4. Объектив AF 28-70mm F2.8. Диафрагма F4. Выдержка 1/60. Пленка ISO100

На снимке L мы видим рассвет над ледником Горнер в Швейцарских Альпах, кантон Вале. Вершины Маттергорн и других окрестных гор уже окрашены первыми утренними лучами, тогда как на ближний склон, где находятся лыжники, солнце еще не добралось. Такой контраст света и тени позволяет в полной мере прочувствовать разницу высот и безошибочно определить время суток.



Фото М. Фотокамера Nikon F100. Объектив AF 24-85mm F2.8-4D. Диафрагма F11. Выдержка 1/125. Пленка ISO50

Цепочка следов, оставляемых на снегу лыжниками, также хорошо смотрится в кадре. На снимке M широкоугольным объективом крупно снята цепочка следов, на конце которой виднеются крошечные фигурки людей. Каждый шажок сам по себе ничтожно мал, но шаг за шагом можно добраться куда угодно, - вот, что хотел сказать фотограф. Снимок передаёт величие природы и силу человека.

Фотосъёмка: Тэцуо Кикути, фотограф горных пейзажей и фотоконсультант Nikon

Источник: Nikon.ru

моментальный снимок движения, спорт, советы

Previous post Next post
Up