МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка птиц

Sep 10, 2018 15:54

Птицы пользуются особой популярностью у фотографов - они удивительно красивы и живут практически повсюду. При этом снимать их непросто, ведь фотоохотник, специализирующийся на съемке птиц, должен быть еще и орнитологом. Как фотографировать пернатых, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с профессиональными фотографами. Своими секретами делятся: Дмитрий Иванов, Игорь Шилохвост, Игорь Барташов, Влад Владиленов, Сергей Иванов и Михаил Калинин.

И традиционный конкурс: ждем ваши работы в комментариях здесь до 10 октября! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, снимка получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения!



Автор: Игорь Шилохвост

Дмитрий Иванов:

“Снимаю природу более 10 лет. Начинал с макросъемки и пейзажа, последние 4 года снимаю также птиц. В основном провожу съемки на особо охраняемых природных территориях, предоставляя свои фотографии заповедникам и национальным паркам с целью просвещения и сохранения уникальных мест с неповторимой флорой и фауной.

● Места съемки

Наиболее подходящие места для съемки птиц - природные территории с набором различных биотопов, таких как: лес, луг, водоем и т.д. Такие места могут быть как за городом, так и в его черте (например, Битцевский парк или Ботанический сад в Москве). Однако наибольшее разнообразие птиц можно встретить на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения (заповедники, национальные парки), где не только охраняют орнитофауну, но и изучают ее и знают где можно встретить те или иные виды. Часто, не имея в штате собственных фотографов, ООПТ с радостью принимают заявки на съемку птиц и других природных объектов от опытных фотографов и нередко сами показывают, где и когда лучше снять тот или иной вид. Съемка в различных климатических зонах позволяет больше узнать о повадках птиц и получить кадры, отражающие разнообразие поведения птиц в различных условиях.



Место съемки: Центрально-Черноземный заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/320
ISO: 400
Фокусное расстояние: 600 мм

● Съемка в течение года

Самое «жаркое» время для фотографов-анималистов, снимающих птиц, - время весенней и осенней миграции. В эти периоды можно встретить на пролете не только «местные» виды, но и те, что обитают гораздо северней. В таежной зоне весной проходят схватки глухарей в лесах и тетеревов на болотах, а в тундре за самок сражаются самцы турухтанов в ярком оперении. В заботах о поиске пар и строительстве гнезда птицы становятся менее осторожными и иногда подпускают к себе довольно близко. Летом, в период гнездования, птицы заняты поиском еды и заботой о птенцах, что также дает интересные кадры их взаимоотношений. Осенью многие птицы отлетают на места зимовок и в небе можно запечатлеть стаи лебедей, гусей или клин журавлей на закате. Зимой птиц встретить значительно сложнее, однако, многие зимующие водоплавающие скапливаются около незамерзающих водоемов, а мелкие воробьиные - около кормушек. Также интересна съемка птиц на зимовках в других странах, где можно встретить, не только знакомые виды, но и уникальные аборигенные. В течение суток часто удачные фотографии птиц получаются в рассветных и закатных лучах. При съемке в дневное время следует избегать съемки против солнца и попадания прямых солнечных лучей на перья, что может привести к излишней контрастности в кадре и пересветам.



Место съемки: Центрально-Лесной заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 250
Фокусное расстояние: 600 мм

● Приемы съемки

Существует множество различных способов фотоохоты с помощью скрадков, приманивания или дистанционной съемки. Но, на данный момент самым удобным для меня является съемка с «подхода». Этот метод состоит из выслеживания птицы, осторожного подкрадывания, маскировки и съемки. Многое в выразительности кадра зависит от точки съемки, поэтому наземных или водоплавающих птиц лучше фотографировать с максимально низкой точки, а птиц в кронах деревьев - с площадок на их уровне. Интересными получаются кадры, на которых можно увидеть не только птицу, но и среду ее обитания, например, степь или горы.



Место съемки: Центрально-Лесной заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/100
ISO: 500
Фокусное расстояние: 550 мм



Место съемки: Дагестанский заповедник
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/6400
ISO: 800
Фокусное расстояние: 600 мм

● Что снимать

Если внимательно наблюдать и постоянно быть наготове, то в мире птиц можно снять множество интересных сюжетов. Это брачные игры, пение, схватки, строительство гнезд, охота, кормление птенцов и просто интересные позы и ситуации из жизни птиц. Имея минимальную информацию о птицах определенного района, можно рассчитать время их прилета и найти на картах подходящие для тех или иных видов местообитания. Иногда же удивительные кадры можно снять просто прогуливаясь по парку.



Место съемки: Ботанический сад, Москва
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/2000
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 600 мм



Место съемки: Центрально-Лесной заповедник
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR ZOOM-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм

● Оборудование

Наиболее подходящее фокусное расстояние для съемки птиц - от 500 мм. При съемке с подхода удобно использовать монопод для снижения тряски объектива, а для съемок из скрадка необходим штатив. В сложных экспедициях или поездках, где съемка птиц не является основной целью, хорошо подходит компактный зум-объектив AF-S VR ZOOM-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. Из настроек камеры, в большинстве случаев лучше использовать следящую автофокусировку и режим непрерывной высокоскоростной съемки. Самые выразительные снимки чаще всего получаются с открытой диафрагмой, которая отделяет размытый задний план от объекта съемки, а также позволяет устанавливать более короткую выдержку, что очень важно при съемке подвижных птиц.



Место съемки: национальный. парк Тюреста, Швеция
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR ZOOM-NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/640
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм

● Обработка

Как и в большинстве направлений природной фотографии, при обработке снимков автор должен стремиться к сохранению естественных цветов, освещения и композиции. Однако нередко получается, что при съемке птица оказалась слишком далеко, весь кадр портит попавшая не в то место веточка или недостаточно резко получившаяся птица. Поэтому считаю, небольшое кадрирование и удаление незначительных объектов допустимыми, если они не портят качество изображения и не изменяют идею кадра. В крайнем случае, если кадр получился слишком темным или объект не совсем в фокусе, то его можно спасти переводом в ч/б, останавливая внимание зрителя на силуэте птицы в движении”.



Место съемки: национальный парк Каттьен, Вьетнам
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/8000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 600 мм

Игорь Шилохвост:

“Я увлекаюсь фотографией с давних времен и когда-то начинал с пленочной Nikon F100. Постепенно, начиная с 2005 года, стал специализироваться на съемках wildlife, преимущественно птиц. Фотоанималистика изначально привлекла меня прежде всего неповторимостью момента, движением и динамикой, которые можно постараться запечатлеть в кадре.



Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1250

С тех пор я прошел определенный путь развития как фотограф, использовал разные камеры и объективы, наработал подходы к организации и технике съемок в различных условиях. Я понемногу отошел от случайных «вылазок» в надежде найти и снять чего-нибудь. Вместо этого, я стараюсь планировать и чаще снимать какие-то тематические вещи, например, возвращаясь к одним и тем же героям на места их обитания в разные периоды их жизни, в разные времена года. Это позволяет не только лучше изучить и понять характеры и повадки их поведения, но и получить в итоге более законченную историю, создать фоторассказ.

Я хочу сделать фотографию интересной для зрителя. Для того, чтобы ее выделить, сделать более зрелищной, для каждой съемки я обозначаю для себя следующие цели: жди свет, лови момент, ищи сюжет.

● Свет

Я не первый, кто скажет о важности света в фотографии, наверное, нет смысла особо повторяться. Я стараюсь снимать в утренние и вечерние часы, (как говорится - иду снимать на утренний или вечерний свет), в облачную погоду, избегаю жесткого дневного света - хотя и это не аксиома.

Периоды красивого утреннего и вечернего света кратковременны, поэтому если погода позволяет провести и вечернюю и раннюю рассветную съемку - бывает, что я ночую в засидке или палатке. Этот снимок был сделан из палатки ранним утром, немного туманным, что добавило снимку тональную перспективу -деревья вдали постепенно растворяются, теряя свой контраст.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 280
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/500

При съемке этого сюжета я намеренно использовал баланс белого cloudy, что позволило не только сохранить, но и подчеркнуть этот особенный красноватый свет утреннего солнца, пробивающегося сквозь туман, а при постобработке - не увеличивал контраст, сохраняя тональную перспективу.

Съемка в контровом свете сложна с технической точки зрения, но она может подарить очень интересные кадры. В данном случае солнце находилось немного позади и справа от птицы, что позволило не провалить ее лицо в тень и в то же время и получить характерные для контровой съемки эффекты каймы.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 450
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1000

Я обычно не обращаю внимания на яркие блики и спокойно позволяю им уйти в пересвет, мне важно правильно проэкспонировать основной объект съемки. Я всегда снимаю в ручном режиме, настроив камеру таким образом, что могу оперативно менять выдержку и диафрагму дисками управления и доверив камере автоматически изменять значения ИСО. В этом случае (как и во многих других) я также использовал баланс белого cloudy.

Утро и вечер - это время, когда птицы наиболее активны в поисках еды. Отправляясь снимать в такие часы можно рассчитывать на сюжеты на тему кормежки.



Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR и телеконвертер 1.4
ISO: 800
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/800

В отличие от контрового, падающий на птицу боковой вечерний свет хорошо освещает и выделяет детали, но с другой стороны, он может быть весьма интенсивным. В таких случаях можно попробовать уменьшить контраст, чтобы избежать резких перепадов.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/200

Как я уже отмечал, я часто возвращаюсь на одно и то же место, чтобы поснимать птиц в разных условиях, и у меня есть и другие кадры скопы, приносящей рыбу, но снятые в «обычных» погодных условиях они, на мой взгляд, не имеют такого воздействия как этот снимок, сделанный в контровых лучах заходящего солнца.

Снимок орла - беркута, из засидки. Свет от заходящего вечернего солнца был такой интенсивный, что покрасил зеленые елки на заднем фоне в красный цвет! За счет этого сцена совершенно преобразилась, ведь у меня есть много кадров орла на фоне «обычных» зеленых елок! Снимок стал интересным и выделяющимся из десятков подобных, его стоит показать.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/800

Скопа на рыбалке. Поздний вечер, контровое солнце, скрывающееся за неровной линией деревьев - да, наверное, тут не обошлось без доли везения, что птица пришла на охоту именно в это время и стала взлетать именно в этом направлении, но такие вещи случаются, и тут главное быть готовым и не упустить момент.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000

Мне удалось выжать все из этого момента, снимая в серийном режиме, я получил 5-6 удачных снимков птицы в разных фазах движения.

При съемке птиц, пытаясь предвосхитить и понять их намерения я часто откладываю фотоаппарат в сторону и просто наблюдаю, обходясь без посредника в виде видоискателя. «На глаз» птицы воспринимаются по-другому, и такие наблюдения интересны сами по себе. Ну и, кроме того, так проще понять некоторые поведенческие шаблоны, который у птиц встречаются.

Идея снять сову в полете в контровом свете и на широкоугольный объектив при помощи радио контроллера сидела у меня в голове давно. Наблюдая какое-то время за этой длиннохвостой неясытью, я определил, что ее путь проходит примерно по одной и той же траектории.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED
ISO: 3200
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/1250

Найдя примерную точку, которую сова наверняка пересекает и закрепив камеру на подходящем дереве так, чтобы получить контровой свет, я ждал своего момента, находясь в палатке метрах в 30. Для подсвета птицы снизу я использовал отражатель. Мне понадобилось около 2-х недель, чтобы все сошлось - и погода и птица - в нужное время и в нужном месте.

● Момент и сюжет

При любой съемке птиц несомненным приоритетом для меня является то, что, что называется «моментом» в фотографии.
Этот снимок был сделан давно, но он не перестал быть для меня одним из самых удачных и любимых. Снимок сделан в период белых ночей, было весьма прохладно. Бородатая неясыть показывала себя заботливой матерью, укрывая птенца согревала его. Подобные моменты могут длиться мгновения и моя задача их не упустить.



Камера: Nikon D200
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 400
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/30

В условиях недостатка освещения приходится использовать более длинные выдержки. Есть риск получить смазанное изображение. В таких условиях нужно снимать небольшой быстрой серией, чтобы потом отобрать снимок почетче. Разумеется, также не обойтись без устойчивого штатива и функции подавления вибраций VR - если она присутствует в объективе.

Вообще, быстрая серия всегда востребованный инструмент при съемке динамичных сюжетов. Прежде всего она позволяет захватить разные фазы движения. Но и не только это - зачастую бывает, что вроде бы удачный в целом снимок может быть немного «подпорчен» микросмазом, закрытым глазом птицы, или отворотом головы… Серия повышает шансы на успех.

Следующие два кадра выбраны из серий в 5-7 снимков, которые я отработал на каждом моменте. На мой взгляд, именно в них все сложилось наиболее удачно - из всех снимков в сериях.

Про точки опоры:



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/640

Двое и рыба:



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640

В последнее время меня все больше привлекают снимки, в которых есть сюжет, происходит какая-то своя микроистория. Такие снимки могут оставить нам простор для фантазии, зритель может домыслить свое развитие сюжета.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600

Три птенца, двое постарше, кто самый голодный? Короткая выдержка заморозила пустельгу со вкусной ящеркой в полете, поставила развитие ситуации на паузу, как бы давая нам возможность самим придумать итог - кому же достанется еда?
Птицы неизбежно взаимодействуют друг с другом, нам не всегда понятны их мотивы и поведение. Этот снимок сделан при жестоком солнечном освещении, но момент получился интересный, стоящий, чтобы его показать:



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 800
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/1250

Опять, здесь присутствует сюжет: два малых подорлика развлекаются. Один помогает другому проверить гибкость позвоночника? Придумайте вашу интерпретацию!
Одна из проблем съемки в жарких странах (этот снимок сделан в Израиле) - это наличие испарений от земли. Трудно заметные глазом, тем не менее, эти испарения достаточны по интенсивности, чтобы внести искажения в работу чувствительной системы автофокуса. В этом случае помогает ручная доводка фокуса на объективе.

Воздушное танго:



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600

Орланы белохвосты, молодая самка (справа) и старый самец лицом к лицу и в противоположной фазе крыльев. Благодаря быстрой серии у меня есть несколько кадров развития этого сюжета, для показа я выбрал именно этот, наиболее удачный.



Камера: Nikon D500
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 400
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600

Птенец краснозобой гагары на рассвете, размышляет, сгодится ли мотылек в качестве завтрака? Скорее всего нет, они питаются рыбой - но все-таки?
Эти симпатичные птицы называются люрики. Кто из них самец, а кто самка? Или, может это оба - самцы? Что один люрик шепчет другому и почему мне кажется, что тот, который смотрит на меня выглядит недовольным? Сюжетная фотография дает возможность зрителю задержать внимание на снимке, рассмотреть его, подумать о том, что происходит.



Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR
ISO: 1600
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/1600

Случай на тетеревином току. Классический сюжет:



Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ISO: 1600
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600

Предысторию, развитие и финал этой ситуации каждый может додумать в меру своей фантазии.

● В заключение несколько общих советов:

- В фотографии, и в фотоанималистике в частности, всегда есть свобода выбора инструментов, доступных фотографу: фокусных расстояний, выдержек, других технических вещей, которые определяются задумкой, композицией, доступным светом, ограничениями техники, наконец. Но есть одна аксиома, которую необходимо помнить при съемке динамичных сюжетов - нажать на кнопку спуска необходимо еще до того, как момент случился… Если вы видите что-то интересное в видоискателе, но еще не снимаете - это значит, что этот момент вы упустили.
- Изучайте «матчасть». В камерах Nikon достаточно настроек для съемки динамики, но они рассчитаны под разные сценарии, каких-то универсальных настроек «следящего автофокуса» на все ситуации нет.
- Снимайте чаще. Во-первых, это важно для апробирования разных камерных настроек, чтобы понимать в каких случаях что играет роль. В итоге это будет приводить к уменьшению брака. Во-вторых, частая практика позволит как раз научиться предвосхищать наступление момента - и успевать запечатлеть его.
- При съемке птиц и животных старайтесь находится на одном с ними уровне. Мы привыкли смотреть на птиц либо снизу вверх, либо с высоты своего роста. Это привычный для всех ракурс, но насколько он изменится и станет более интересным и новым для зрителя если мы будем снимать их с их уровня! Да, взлететь нам будет сложновато, но съемка с уровня земли - отличный инструмент для того, чтобы фото стало интереснее.
- Не стоит всегда стремиться к использованию максимально коротких выдержек. На мой взгляд часто более оправданными являются выдержки чуть подлиннее, позволяющие получить небольшой смаз на крыльях. Это придает динамизм самому снимку. Главное в таких случаях - это сохранить четкость на голове и глазе птицы. Но это и проще, движения головы все-таки не такие быстрые, как у крыльев. В любом случае, тут можно пробовать и экспериментировать в поиске наиболее подходящих для себя вариантов.

И помните: каждый съемочный день - разный. Если что-то не получилось сегодня, будут моменты и завтра, ловите их”.

Продолжение Магистратуры. Съемка птиц. Часть 2

Акции и конкурсы, Магистратура

Previous post Next post
Up