Организационным моментам отдал должное, напишу и о том, какое впечатление у меня оставил фестиваль своей культурной составляющей.
Как обычно, Sziget представляет полный набор культурных развлечений помимо самой музыки. Однако в этом году большинство культурных мероприятий было успешно пропущено. Основным виновником была, разумеется, лень. Это потом уже, в оправдание лени я привожу доводы о вкусном Ашане утром-днем,
о купальнях днем-в обеденное время,
о холодной погоде вечером-ночью или просто загруженностью концертами в остальное время. На самом деле лишь пару раз мы целенаправленно застревали на А38 надолго. Остальное время куда-то само улетучивалось…
Поэтому уличные театры и представления - с драконом, с бегемотиком, с жизнью в колесе, с паровозиком, с безумными бабками, с куклами, которые прошлись при встрече меня хохмами по моей спине с ортопедическим поясом - почти целиком и полностью прошли мимо. Похвально, что любая прогулка по острову никогда не обойдется без встречи такого чуда, которое дополнительно придает тебе заряд хорошего настроения.
А пока ходишь по острову, не забываешь и возможных потерях
На цирковое представление попали лишь однажды, да и то на завершение. Зайти в переполненный цирковой шатер помогли браслеты прессы. Тем, кому менее посчастливилось, наблюдали в маленький проем входа издалека с улицы. Ничего сверхъестественного, но как элемент общей творческой атмосферы фестиваля - отлично.
Среди перформансов обратили внимание на проект «Я-человек». Около десяти человек из обычных посетителей фестиваля усаживались в ряд на стулья и брали в руки таблички с надписями «я-еврей», «я-лесбианка», «я-черный» и т.п., переворачивая через небольшое время таблички на обратную сторону. Надписи про черных и лесбианок пользовались почему-то особой популярностью.
Рядом была и…огромная овца. Заблудившись ночью (о чем я упоминал в прошлой части), мы наткнулись на нее. Все бы хорошо и просто с ней, да вот только она неожиданно начинает блеять. Жутко, прямо скажу.
Из логических игр возле белорусского лагеря была площадка с возможностью сбора кубика рубика на скорость. Почти всегда два человека стояли рядом с большим секундомером и быстро крутили грани кубика. Диву давался, как его вообще можно собрать, не говоря уже про время. Luminarium в этом году был деликатно обойден стороной ввиду немалого количества людей каждый вечер в очереди, а мы непостижимым образом куда-то постоянно спешили.
Лабиринт, арт-зона,
венгерская деревня с обучением народным танцам, европейская деревня с атмосферой в стиле 60-70 годов прошлого века,
опера (даже у входа на остров каждый день стояло несколько ребят, замечательно исполняющих под музыку оперные партии, в конце каждой из которых открывали банку пива в руках и под аплодисменты публики выпивали), Axe развлечения (стрельба в защитных костюмах из водных автоматов с краской),
обучение африканским танцам, утренние занятия йогой и прочее-прочее-прочее также в большинстве своем остались не у моих дел и глаз.
Нельзя было не заметить лишь огромный участок полотна на А38, на котором каждый день создавались огромные граффити. Концепцией сего явилась своеобразная дань падению берлинской стены. К концу недели оставленные искусными художниками граффити поражали своей масштабностью и качеством исполнения.
Граффити дополнительно разрисовали и всю дорогу от Ашана к острову.
Как бы то ни было, очень радует столь большое внимание, ежегодно уделяемое подобным мероприятиям, которые стали приятной неотъемлемой частью фестиваля. Организаторы на пресс-конференции заявили, что будут и в дальнейшем придерживаться концепции: Sziget не только и не столько музыкальный, сколько культурный фестиваль с проявлением всего многообразия культурных сфер.