Нам чисто приходится слышать: "сторонники передачи Исаакиевского собора и его противники", "протестующие и выступающие за", и т.п. В такой формулировке складывается впечатление, силы примерно равны. Но если мы внимательнее посмотрим, кто эти люди, то выяснится интересное. Против - почти все.
Коллектив музея, ученое сообщество, историки, общественность, политологи, медийные лица - против. Например - Клим Жуков, историк, довольно подробно аргументировал свою позицию против передачи собора:
Click to view
А кто "за"? Даже не вся Православная Церковь, а только лишь церковная администрация, чиновники. И несколько примазавшихся политических клоунов.
Поправьте меня, если я не обратил внимание, но голоса Церкви "за" - не прозвучало. Как высказались по поводу передачи православные миссионеры? Кто вообще сейчас у нас активно занимается православной миссией, почему их не слышно в последнее время - как по вопросам связанным с реституцией, так и по всем остальным? Не слышно было голоса православных общественников. В целом, отмолчались более-менее известные проповедники. А те кто высказались, отнюдь не разделяли щенячьего восторга официоза патриархии. Передаю слово протоиерею Андрею Ткачеву:
То есть там, где мы признаем, что эта вещь входит в реестр знаковых для всего мира, давайте беречь ее. Давайте не зачмокивать с утра до вечера. Давайте ее закроем стеклом. Давайте создадим какие-то особые условия для нее. Будем вынимать ее время от времени на Крестные Ходы и молебны, как Владимирскую из Третьяковки. Но не каждый день.
Click to view
Так кто был "за"? Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, никак при этом не объяснив, зачем ему 800 миллионов рублей ежегодно. Протоиерей Дмитрий Смирнов, церковный чиновник - сердился, топал ногами, грозил вывести на улицы миллионы. Крестный ход за передачу собора действительно произошел, но на нем не было ни миллионов, ни одной сколь-либо значимой в Церкви фигуры. Владимир Легойда, церковный чиновник, блестяще ответил на вопросы, которые - сложилось такое впечатление - сам и попросил себе задать. То есть все в общих чертах, "мы за все хорошее против всего плохого", про 800 миллионов рублей опять ни слова. Мы снова так и не поняли, зачем передавать Исаакиевский Собор РПЦ.
Но что у Легойды на уме, у Худиева на языке. Сергей Львович освятил перо ударом по врагу, написав статью
"Микромайдан". Из нее мы узнали, что он, Худиев, не осведомлен о 1) финансовых вопросах и 2) вопросах сохранности музея (мой ему совет - спросить у шефа, тот точно знает). Но противников передачи музея осуждает. Несколько раз перечитав статью, так и не понял почему. Написано про то, что нынешний дешевый, слабый, негативный антиклерикализм хуже советского позитивного. Мол, нынешние антиклерикалы не могут себя считать приемниками советских, поэтому фигушки вам, а не храм. Подчеркнуто, что "майдан" делает людей топливом чужих политических проектов, на что они имеют полное право, но это очень плохо. Да, майдан - это плохо. Но из этого не следует, что то против чего протестовал майдан, а именно ограбление Украины режимом Януковича - это здорово. Далее, отмечено, что нехорошо быть чужой политической пехотой. Замечательные слова. Они предполагают, что участники дискуссии честны друг с другом, и могут свободно говорить даже о столь деликатных вещах. Взаимно честны. А когда одна сторона не может ответить на вопрос куда пойдет 800 миллионов годового дохода, или чьей пехотой выступает Церковь, когда политическую фигуру, Николая II, делает религиозной святыней? Тогда и разговор другой. Что за пехота? Где пехота? Нет никакой пехоты.
В общем, сразить врага с первого раза не получилось. "Продолжается противостояние", - пишет Худиев в новой статье
"О величественных храмах антиклерикализма", хотя как мы уже заметили, имеет место не противостояние, а произвол. Власти отобрали у города музей и передали Церкви, город как и вся страна против. "За" только материально заинтересованные чиновники, что можно элементарно выяснить проведя референдум. Запугивание Ходорковским не имело успеха. Поэтому приходится детальнее и глубже раскрывать идею "преемственности", обозначенную в "Микромайдане" лишь грубыми мазками. Неправым морально не остается ничего другого, как упирать на юридическую сторону вопроса. Мол, храм возвели русские православные люди, им и надо его отдать. Прочитав это, я сразу вспомнил анекдот:
- Это правда что евреи продали Россию?
- Да.
- Извините, а куда можно обратиться чтобы получить свою долю?
Если храм отдали русским православным людям, куда мне обратиться, чтобы получить свою долю от 800 миллионов годового дохода?
Или еще перл - когда наши обличители говорят, что Церковь душила науку, поддерживала крепостной гнет, мешала просвещению масс - они тем самым признают нашу преемственность с Церковью дореволюционной. Опять анекдот вспоминается:
Стоят на посту молодой гаишник и бывалый, тормозят шикарный лимузин, тот притормаживает, водитель опускает стекло, и со словами "держи, собака" кидает на асфальт сто баксов. Молодой поднимает их, но бывалый вырывает деньги у него из рук со словами "это я собака, а ты еще щенок".
Признаём - душили, поддерживали, мешали. За 800 миллионов в год признаем все что угодно. Это были мы.
Ну а когда я прочитал, что на имущество Российской Империи имеют право только православные люди, то уже совершенно перестал понимать - смеяться мне или плакать. С одной стороны смешно - неужели РПЦ собралось "реституировать" всю страну как продукт собственного "авторского права"? Так эта идея
"принадлежит" сатирику Леониду Каганову.
Семейные альбомы изучай. И твой пра-прадед, как ты сам увидишь, Кирилла и Мефодия подкидыш вдруг может оказаться невзначай. А значит, у тебя в руках права на авторские буквы алфавита. И каждый, кто напишет их открыто, обязан заплатить тебе сперва. А если родословной вовсе нет - то значит, из народа вышел родом. И всё твоё - что числилось народным: любая поговорка и куплет. Услышал исполнение - звони в ближайшую районную управу. И вызывай наряд в мундирах РАО, и пусть воришку в суд ведут они.
С другой стороны грустно. Неужели внезапно затопившая нашу православную веру любовь к царю и белогвардейцам - только лишь для того, чтобы ссылаясь на "историческую преемственность", потихоньку отжимать у государства и народа имущество Российской Империи? Если так, надо было принять ортодоксальный ислам и отжимать у аравийских шейхов их нефтяные месторождения. Или записаться в граждане Золотой Орды, и отбирать у московских сепаратистов незаконно захваченное ими имущество, заодно обложив их данью. Отобрать Турцию у турков, Италию - у итальянцев, поскольку мы есть Третий Рим. Канонизировать Ирода, в конце концов, и выселять евреев из Израиля - но не поганить своими грязными ногами православную веру.
И если мы решительно отделяем православное "культурно-цивилизационное пространство" от советского во всех смыслах, если мы сегодня действуем по принципу "каждому - свое", то завтра нас по тому же принципу отделят от советского культурно-цивилизационного пространства. Организуется секта наследников СССР, и отделит нас - от школ, больниц, детских садов, от университетов и академий, от городов, заводов, от рабочих мест, построенных кровавыми большевиками. От доступных лекарств, тракторов, асфальтовых дорог, метро, бесплатного образования, от электростанций и даже централизованного отопления. Переполненная крестьянская изба, лучина, плуг, жизнь впроголодь и детская смертность в 30 процентов - вот что нас ожидает в этом дивном новом старом мире.
Поскольку подобное не произносится спокойно, статья имеет откровенно хамский тон. Мол, у Церкви получилось, все в шоколаде, артефакты культуры "попов и крепостников" (опять "это я собака") наши. А чего добился ты? Где твои храмы? Где твоя реституция, лузер?
А она уже была в 1917 году, и вполне возможно, будет снова. Потому что сила - в правде, и положение неправого - очень шаткое. Мне, например, передача собора - зачем? Маятник истории качнется в другую сторону. Меня за компанию с другими "крепостниками" посадят в черный воронок, я буду оправдываться: мол, с 16 лет, как прочитал "Капитал", всегда придерживался левых взглядов. Не поверят. Потом маятник истории качнется в другую сторону. И я, с того света, с удивлением узнаю, что у меня есть огромная семья. Что есть люди, с которыми у меня нет ничего общего - ни физически, ни духовно. А у них со мной - есть, так меня любят, что кушать не могут спокойно. Ежесекундно переживают очень близкое родство, потому что я невинно пострадал, и быть моей родней им очень перспективно в финансовом отношении - можно получить компенсацию.
Как будто подтверждая мои худшие опасения, Худиев спрашивает: хотел ли Николай I чтобы в его храме был музей?
А какое отношение имеет Худиев к Николаю I? У него, может быть, справка есть, выданная в том что он лучше всех знает чего хотел Николай I? Он как-то в завещании Николая I обозначен, как душеприказчик? Имущество Николая I перешло к его сыну, потому к внуку, потом к правнуку. Хотел ли Николай II чтобы его храм был передан Церкви, которая его предала? Стал бы награждать ее храмом за "предательство, трусость и обман"? Навряд ли - сколько бы не ходила Поклонская с его иконой в Бессмертном полку.
В общем, сразить врага снова не получилось, и Сергей Худиев атакует читателя третьей статьей
"Исаакий и конфликт исторических традиций". "Противники Церкви выказывают как немалое воодушевление, так и превосходную организованность", - пишет он, оставляя нас в полном неведении, что же творится в лагере "сторонников". Сторонники, не видя нигде поддержки, выказывают растерянность и слабую организацию. Но писать правду начальство не велит. Пугали "майданом" - не помогло. Хамили в блатном стиле "коселек, коселек, какой коселек, нет у вас методов против Кости Сапрыкина" - тоже мимо. Осталось только обидеться. И интеллигенты вы неправильные, и исторические традиции ваши скотские - дешевый популизм да кровавый чекизм. На этот раз Сергея Львовича понесло так, что не осталось даже намека на адекватность. Оказывается, наша интеллигенция - сплошь комиссары в пыльных шлемах. Такова наша интеллигентская традиция. Философский пароход? Нет, не слышал!
И, продолжает Худиев, если вы, интеллигенты, будете и дальше протестовать против передачи собора - я буду и дальше обзывать вас кровавыми коммуняками. Эффектная пауза, аплодисменты, занавес.
Но как только показалось, что дно достигнуто, снизу постучали. Автор пишет:
"Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой". Это написано питерским интеллигентом, и написано не сейчас, а почти ровно сто лет назад.
Александр Блок действительно написал так в статье
Интеллигенция и революция.
Но именно там он камня на камне не оставил от аргументации Худиева и ему подобных, утверждая, что народ, который веками обманывали и грабили, имеет право на восстановление справедливости. Да, прошло сто лет, но мы все хорошо знаем эту статью, она "ушла в народ", ее растащили на цитаты. Духовное, божественное ощущение мира, духовное единение в Боге - важнее "душевных" нравоучительных сентенций. Когда ты слышишь другого человека, его боль, его правду, видишь мир его глазами, готов переступить через собственные шкурные интересы, готов жертвовать собой за других - не это ли подлинное религиозное чувство? Не это ли любовь, не об этом ли Евангелие? И то что пишет Блок - и в статье, и в вышедшей вскоре
поэме "Двенадцать" - он говорит не от своего имени. Он признается, что тем самым плывет против общего гибельного течения русской интеллигенции, которое позднее унесет ее из России на философском и иных пароходах. Но именно живое религиозное чувство мешает ему настаивать на лжи. Слушайте дух эпохи, и вы увидите мир глазами Бога, потому что Бог есть Дух. Видение Блока оказалось пророческим.
А до Худиева, к сожалению, Дух ничего не доносит. Он не слышит православное молчание и светское негодование. Не слышит меня, живущего в съемной квартире отца троих детей с зарплатой в 20 тысяч. Радио "Радонеж" - слышит, а таких как я - нет. Поэтому никто его не статьи не растащит на цитаты, никто о нем не вспомнит через сто лет. В отличие от "питерского интеллигента", которого он неумело пытается укусить.
Худиев не слышит то, о чем начинают говорить даже "свои": православная миссия по христианизации Руси провалилась.
"Отмиссионерить и катехизнуть" не получилось. А раз так - и "реститнуть" не имеем права. Народ нас не простит.