⇐
Предыдущая часть |
Следующая часть ⇒
Каждый путешественник на определенном этапе своих странствований сталкивается с тем, что называется «Мир - глобальная деревня». Все меньше и меньше мест, которые бы остались не затронуты капитализмом: где-то в дебрях Индии можно легко натолкнуться на Макдональдс, или Старбакс - в джунглях Борнео... «Глобальная деревня» - это новое мироустройство, сложившееся в результате развития средств коммуникации, глобализации мировых экономик, нафаршированное сумасшедшими автострадами, толпами туристов, банкоматами и сетевыми кофейнями, расширяющееся до пределов всего земного шара.
«Глобальной деревня» не оставляет возможности исследования чего-то нового, неизведанного, первобытного, именно поэтому жадные путешественники, найдя что-то малоизвестное, об этом никому не расскажут. Для большинства ценителей настоящий рай - место, в которое нет доступа чужим, где можно жить, забыв обо всех проблемах и цивилизации, место для настоящих ценителей путешествий, а не просто туристов, шествующих толпами по проложенным англоговорящими гидами маршрутам.
Так вот, те, кто говорит, что надо успеть поехать в Бирму, пока она не стала еще одним Тайландом или Вануату, всем им я отвечаю - Дагестан. Это поразительное место - часть России. Даже сам на секудну замешкался, стоит ли писать об этом в своем блоге ))))
Дагестан - это удивительно красивый, дружелюбный, необычный регион, который во многом напомнил мне Индию. Но в отличие от Индии и множества других прекрасных мест, Дагестан имеет важное преимущество - русский язык. Ведь язык - это не только средство коммуникации, но и система культурных кодов и ментальных паттернов, понятных только носителям этого языка. Набоков писал, что даже если вы блестяще говорите на другом языке, вы можете выразить только 70% своей индивидуальности. То же самое можно сказать и про путешествия - возможность пообщаться с местными жителями, говорящими на одном с тобой языке, дает более глубокое понимание культуры этих мест. И, как и в Индии, меня поразило, помимо аутентичности, религиозности, энергетики, смешения несмешаемого, такое явление, как поселения мастеров, или в больших городах вроде Дели - улицы мастеров.
Во время нашего путешествия по Северному Кавказу мы посетили особенное место, о котором я хочу отдельно рассказать - высокогорную деревню Кубачи.
Кубачи - это бывший аул, расположенный в Дахадаевском районе, самый высокогорный городской населенный пункт Дагестана. Кубачи имеет древнюю историю и славится на всю Россию как центр художественной обработки серебра. Местные жители говорят, что в Средневековье Кубачи были известны далеко за пределами своего аула благодаря искусному мастерству изготовления кольчуг и оружия. Первые задокументированные упоминания о Кубачах встречаются в персидских летописях - в 9 веке село было известно под названием Зерихгеран, что переводится как «кольчужники», а еще Кубачи называли «унбун» - гибель людей, так как здесь делали превосходное оружие. Говорят, что Александр Македонский и Александр Невский пользовались оружием местных мастеров.
Сегодня в Кубачах местные «златокузнецы» изготавливают предметы домашнего обихода, холодное оружие, украшения, используя в основном серебро.
На протяжении всего нашего пребывания в Кубачах там были туманы, которые накрывали горы серо-белыми шапками. Казалось, что мы находимся в месте, не доступном другим людям - ведь оно отделено от мира не только горами, но и пеленой туманов, которые как будто оставляют за своими пределами всю суету, шум и волнения большого мира...
В Дагестане нам не встретился ни один турист, что и понятно - здесь был военный конфликт и до сих пор работает стереотип, что это опасный край. Большинство россиян, наверное, ассоциируют Дагестан с войной, в лучшем случае - вспомнят поэта Расула Гамзатова.Каждый раз, когда мы задавали местным жителям вопрос о туристах, они неизменно отвечали: «Да-да! Мноооого туристов! Вот в прошлом месяце приезжал из Москвы, а в позапрошлом - два человека, из Питера!»
При этом Дагестан - очень доброжелательное место (как и на всём Кавказе, вам будут всегда и везде рады: в Грузии, Армении, Азербайджане...). Повсюду мы были свидетелями того, как на улочках сидят старые мужчины, разговаривают, обмениваются новостями и сплетнями, играют в шахматы, нарды, читают газеты. Рядом всегда вертятся дети и молодёжь постарше. С кем бы мы ни заговаривали на улице, все обязательно звали нас в гости на хинкал или хотя бы на чай.
Настоящий тандыр! Вообще прогулки по улицам Кубачей местами напоминают музей, только в нем по-настоящему живут люди.
Большинство каменных домов, выстроенных по склонам гор, производят впечатление добротных, старых и уютных. Легко можно представить, как из поколения в поколение семьи мастеров живут здесь, передавая свое уникальное умение по наследству. Говорят, что тонкости мастерства не открывают даже друзьям и соседям! Каждая семья хранит свои секреты, и если в семье нет наследников, то искусство умирает вместе с мастером. А ведь каждая семья, как говорят старожилы, имеет свой неповторимый орнамент и узор: в исламе запрещено изображение людей и живых существ (сегодня эта традиция, насколько я знаю, сохранилась только в наиболее жёстких режимах, например, талибы уничтожили все журналы и книги на территории Афганистана, в которых были изображения людей!) - так вот, именно поэтому местные умельцы использовали всю свою фантазию и придумывали что-то красивое и необычное - природу, растения, абстрактные рисунки.
В каждом доме есть собственный музей, ювелирная мастерская, место для общения (после ювелирной, мастерской и музея - самое важное место в доме!), место для еды, спальня, ванная. Нам удалось побывать у двух кубачинских мастеров и посмотреть на их дом и работу.
Гаджи-Али делает серебряные заготовки - основу, которая потом переходит к другими мастерами для дальнейшей обработки. Кубачинская техника известна своим разнообразием - здесь есть мастера по гравировке, чернению, работе со штихелем, канфарению.
Основной заработок приносят мужчины, а женщины занимаются хозяйством. Пока мы были в доме Гаджи-Али, его жена постоянно что-то вязала и перед уходом подарила всем нам по паре красивых теплых шерстяных носков.
А это дом Абдусалама Куртаева, у которого мы были гостями. Он специализируется на украшениях, и в частности - на филиграни.
Когда основа украшения готова, его начинают раскрашивать
А это тот самый музей, который есть в каждом доме. Здесь семья хранит самые ценные предметы, передающиеся из поколения в поколения по наследству.
Говорят, что 90-ые годы и война достаточно сильно отразились на процветающем селе - рынок сбыта в 90-ые был разрушен, Кубачинский художественный комбинат чуть не закрылся, хотя до этого на нем работало почти 1000 человек. Сегодня Кубачи постепенно возвращают славу и потерянные позиции.
Как любое место на Кавказе, Кубачи помнит и любит множество легенд - как древних, так и достаточно современных. Из древних мне запомнилась одна: как-то персидские мастера прислали в Кубачи тончайшую золотую проволоку и сказали, что никому в мире не удавалось сделать такую же. После чего кубачинские мастера прислали им их же проволоку, просверленную изнутри!
Ну а мы тем временем едем дальше - на настоящую дагестанскую деревенскую свадьбу, о которой будет следующий рассказ.
Спасибо за внимание.
⇐
Предыдущая часть |
Следующая часть ⇒
Проект «12 месяцев»