Футбол, ты мир!

Feb 27, 2009 11:21

Вчера две российские футбольные команды завершали первый в 2009 году раунд международных баталий. И это событие, признаюсь, я ждал с довольно специфическим интересом.
Просто я для себя совсем недавно открыл великую прогностическую и моделирующую силу футбола :-)
А ведь эффективность «футбольного моделирования» теперь, задним числом уже кажется очевидной. Действительно, футбольные клубы являются органичной частью современных отечественных экономических, социальных, политических подсистем. Причем информационная открытость футбольных клубов по нашим меркам исключительна, а «прогрессивность» развития упомянутых подсистем клубы регулярно проверяют в публичных соревновательных действах, проходящих по достаточно четким и широко известным правилам.
Вы будете смеяться, уважаемые френды, далекие от футбола, но именно в советском футболе раньше и четче всего проявились межнациональные противоречия, разрушившие Советский Союз. И развалился советский чемпионат де-факто уже в 1990 году, после ухода грузинских команд и литовского «Жальгириса». И судьбу новорожденного СНГ еще в 1992 году можно было с уверенностью предсказать по судьбе провалившегося чемпионата Содружества 1. В кризисе российского футбола после распада Союза характерные приметы общего бардака отразились настолько ясно и ярко, что это даже и не интересно. Развал ведомственных команд, странные и удивительные прожекты, наподобие пресловутого «Асмарала», массовый «вывоз активов» за рубеж…
Зато именно в футболе можно четко проследить и такую сильно недооцененную положительную тенденцию начала 90-ых, как достаточно массовый исход сильных и талантливых русских и русскоговорящих людей из бывших союзных республик в Россию. Валерий Карпин из эстонской Нарвы, Виктор Онопко из Донецка, Юрий Никифоров и Сергей Юран из Киева, Илья Цимбаларь из Одессы, Кечинов и Пятницкий из Ташкента - все эти ребята в 90-ые годы оставили большой след и в российских клубах, и в российской сборной.
Именно в российском футболе можно было в режиме реального времени наблюдать и за торжеством «красных директоров» (Романцев, Семин/Филатов, Борман-Овчинников, Алешин) и за их падением. А падение это было просто неизбежно после появления агрессивных и бестолковых олигархов новой формации.
Именно в российском футболе особенно ярко и четко проявилась суть кризиса начала 2000-ых, когда в массовом порядке начали заканчиваться советские заделы, когда иссяк подпитывающий страну ручеек людей и идей из других обломков постсоветского мира, когда (снова раньше, чем в политической реальности) началась российско-украинская борьба за лидерство в этом самом постсоветском мире.
Именно в российском футболе чуть ли не впервые в обществе был четко и практично поставлен глобальный вопрос о соотношении новых реалий и советского опыта, вопрос о правопреемстве с СССР, что так жестоко мучает сейчас нашу культуру2. И именно здесь, похоже, был найден практический ответ: не стоит бороться с этим наследием, не стоит и бороться за возрождение ушедшего, если желаешь идти вперед.
И именно в российском футболе впервые в определенном ракурсе встала и национальная проблема новой России. Здесь задолго до появления ДПНИ кричали до хрипоты о «засилье низкокачественной зарубежной рабочей силы, что засоряет наш чемпионат и разрушает сборную»; здесь нам тогда же популярно объясняли, что "из-за холодного климата и тысячелетнего рабства русский человек в принципе не может играть в футбол", и единственным спасением будет поиск качественных футболистов на просторах Африки и Латинской Америки. Забавно, но в футболе идеи ДПНИ одержали, кажется, решительную победу. Введенный властью лимит на количество легионеров в команде сказался на игре наших клубов скорее положительно, да и определенно усилил конкуренцию за место в составе сборной 3.
По российскому футболу 2000-ых можно было успешно предсказывать общую динамику цен на нефть, можно было определять «наименее равноудаленных» олигархов и оценивать уровень корпоративного менеджмента в ведущих компаниях, можно было определять качество работы власти в регионах… много чего полезного моделировал наш футбол.
И острую фазу финансового кризиса можно было предсказать еще в декабре-июле 2008, когда почти все ведущие клубы резко снизили свои затраты.
Так что старта футбольного сезона-2009 я ждал в первую очередь для того, чтобы понять, что предсказывает нам гадание на футбольной гуще. Развалимся совсем… или еще повоюем? :-)
Видимо, повоюем :-) Выяснилось, что ведущие отечественные команды встретили новый год в весьма приличном состоянии. Распродажи лидеров и масштабных банкротств не случилось, разве что газпромовские после фирменного долгого и острого торга сумели сбагрить свою яркую, но капризную звезду. А футбол получился хороший. Будем считать это добрым предзнаменованием?

[1] Читаю сейчас календарь того несыгранного первенства СНГ, смеюсь и плачу. Нет там, естественно, команд из Прибалтики, нет украинцев и грузин. Зато есть «Тилигул» (Тирасполь) и Динамо (Сухуми)… Вот все основные коллизии на постсоветском пространстве в разрезе.
[2] Ув. френд Вадим Нестеров вообще утверждает, что вся современная культура паразитирует на этом самом советском наследии.
[3] Зато приглашение высококлассных менеджеров и управленцев штучной работы себя, похоже, оправдало. Жаль, что пока вслед за Хиддинком, Адвокатом, Зико у нас не появились в федеральном и региональном правительствах грамотные специалисты, приглашенные под решение конкретных задач. Или их время еще придет?

политика, футбол

Previous post Next post
Up