Демаркация пропаганды: пять критериев

May 29, 2013 13:41

Написал сегодня статью про демаркацию пропаганды, пока еще нигде не опубликована. Интересно мнение друзей - что-то я забыл, где-то ошибся? Ниже - главный содержательный фрагмент.

Подавляющее большинство наших сограждан не вовлечено в политику, инертно и пассивно в гражданском плане, довольно безразлично к фальсификациям на выборах, начавшимся репрессиям, прочим злоупотреблениям режима. Для таких настроений есть глубинное представление о «политической симметрии» оппозиции и власти: «Все они одним миром мазаны», «Что одни, что другие», «У тех своя пропаганда, а у этих - своя» и т.д.
Следует показать, что представление о «симметрии» здесь является ложным. Есть пропаганда и пропаганда. Чем же принципиально отличается оправданное политическое просвещение и воспитание от «промывания мозгов» и «зомбирования»?
Попробуем, не апеллируя к идейной полемике, вообще отвлекаясь от смыслового содержания привычных споров, сформулировать критерии, которые позволяют каждому отделить «котлеты» от «мух»  - отличить честное убеждение от дурманящей демагогии.
1.     Принцип открытости информации, убеждение и просвещение сопровождается принципиальной открытостью источников и каналов информации, тогда как демагогии и манипулированию сопутствуют строгая цензура, ограждение от этих каналов;
2.     Принцип готовности к фактическому, документальному обоснованию утверждений; демагог часто лжет в деталях, искажает истину, умалчивает о самом важном, иногда допускает большую откровенную ложь, ошарашивая оппонентов и публику, но обычно потом не утруждает себя подкреплением своих слов; напротив, те, кто убеждают и просвещают, хотя и могут ошибаться, как все люди, но приводят доказательства, ссылаются на достоверные факты и документы, по крайней мере, готовы это делать, а при обнаружении собственной ошибки, открыто в ней признаются;
3.     Принцип честных и открытых дискуссий; просвещение предполагает открытые и честные дискуссии с равенством условий для оппонентов сравнимой квалификации, а также открытость доступа для наблюдения за этими спорами для широкой публики; при манипулировании дебаты либо вообще отменяются, либо заменяются постановочными симулякрами (неуч вызывает на спор академика, фюрер, или нацлидер, отвечает на заранее подготовленные вопросы, телепередача подвергается тенденциозному монтажу и т.д.);
4.     Принцип доверия ученым и независимым наблюдателям: просвещение поощряет широкие научные и философские изыскания, а также деятельность независимых наблюдателей; результаты, в том числе, противоречащие пропагандируемым идеям, открыто обсуждаются и могут служить основанием для существенной смены проводимой политики, тогда как при манипулировании и демагогии обычно происходит либо замалчивание таких исследований и результатов, либо «неугодные» ученые, философы, аналитики, наблюдатели подвергаются ограничениям и репрессиям;
5.     Принцип доверия фактам и практике: негативные, противоречащие пропаганде факты общественной жизни (военные поражения, провалы в политике и экономике, коррупция и преступления в собственных рядах) замалчиваются или откровенно перевираются демагогами; но если такие факты имеют место на стороне сил, занимающихся просвещением и убеждением, то данные явления служат предметом серьезных открытых обсуждений, существенных изменений в политической тактике и стратегии.

менталитет, политика, демаркация пропаганды, свобода слова

Previous post Next post
Up