СССР, 1976, художественный фильм
Режиссер: Анатолий Эфрос
В фильме звучат фрагменты из музыки П. И. Чайковского. Оркестр Большого театра СССР. Дирижер - Марк Эрмлер.
Балетмейстер: Валентин Елизарьев
Костюмы главной героини: Пьер Карден
По мотивам повести И.С.Тургенева "Вешние воды".
У Тургенева сходство сюжета с «Лебединым озером» не бросается в глаза, но Анатолий Эфрос это увидел и снял драматический вариант самого популярного балета. Не случайно в нем звучит музыка Чайковского, и не случайно ведущие роли исполнили артисты балета.
В сравнении с балетом, акценты в фильме, само собой, смещены в сторону сюжета «Вешних вод». Главная героиня здесь - Одиллия, и сыграла её Майя Плисецкая. Балетные артисты редко отличаются талантом на драматической сцене, слишком уж глубока их специализация, но Плисецкая блестяще демонстрирует, что она - исключение из этого правила. Хищное самодовольство и властолюбие, нежная женственность и циничный расчет - её игрой нельзя не восхититься; но роль еще и украшена изумительной балетной грацией, недоступной драматическим актрисам.
Одетта здесь эпизодический персонаж, почти без реплик. Ротбарт-Полозов, старый сводник, более заметен.
Роль Зигфрида-Санина в фильме выполнена в двух жанрах - драмы и балета, впрочем, так же, как и Одиллии. Но Одиллию-балетную танцевала конечно же Плисецкая, а вот ее партнерами выступили два разных артиста.
Зигфрида-драматического сыграл Иннокентий Смоктуновский, а Зигфридом-балетным, продолжением Смоктуновского в танец, Майя Михайловна выбрала Новосибирского солиста Анатолия Бердышева. И благодаря этой редчайшей возможности хоть вполглазочка взглянуть на давно ушедшее Новосибирского балета, фильм приобретает ценность уникального кинодокумента.
В этом ролике собраны все балетные фрагменты, но если соберетесь смотреть - то лучше уж фильм целиком, дуэт "Плисецкая-Смоктуновский" очень интересен.
Click to view