В Угличе много исторических мест, но в первую очередь вам покажут церковь Димитрия на Крови, возведенную на месте, где 430 лет назад погиб младший сын Ивана Грозного царевич Димитрий Иоаннович, последний отпрыск династии Рюриковичей. Фрески этой церкви рассказывают угличскую версию - уже не гибели, а убийства - царевича Дмитрия.
Церковь Димитрия на Крови, 1692
Согласно расследованию московской комиссии боярина Василия Шуйского, назначенной Борисом Годуновым, царевич Дмитирий сам напоролся на нож, когда во время игры со сверстниками с ним случился припадок (а царевич действительно страдал падучей, по нашему - эпилепсией).
Угличане, однако, рассказывают эту историю иначе. И свою версию они записали красками на стенах церкви Димитрия на Крови.
Фрагмент живописного рассказа о гибели царевича
Восьмилетний царевич Дмитрий жил в Угличском кремле вместе со своей матерью Марией Федоровной Нагой, седьмой женой Ивана Грозного. Формально он был в Угличе князем, но его "опекали" государевы люди, поставленные Борисом Годуновым, который являлся правителем страны при живом, но слабом здоровьем и умом царе Федоре Иоанновиче.
15 мая 1591 года мамка (нянька) царевича Василиса Волохова уговорила Марию Нагую отпустить Дмитрия погулять во дворе в своем сопровождении. При разговоре присутствовала кормилица царевича Арина Тучкова.
Василиса Волохова (слева) отправляется гулять с царевичем Дмитрием.
Княжеские палаты, где жил царевич Дмитрий и откуда он вышел на прогулку, сохранились. Это одно из самых старых гражданских зданий России и единственное, оставшееся от Углича XV века.
Княжеские палаты, XV век. Деревянные конструкции восстановлены
На улице к царевичу подошел сын Василисы Волоховой Осип и попросил мальчика показать ему ожерелье, которое тот носил на шее. Дмитрий поднял голову, демонстрируя ожерелье и в этот момент Осип ударил его в горло ножом. Из под лестницы выбежали сообщники Осипа, сын и племянник дьяка Михаила Битяговского, одного из людей Годунова в Угличе. Они довершили убийство царевича.
В центре: Осип Волохов просит Дмитрия показать ожерелье. Слева внизу: убийство царевича
Убийство увидел пономарь Федот Афанасьев по прозвищу Огурец. Он побежал на колокольню Спасо-Преображенского собора и начал бить в набатный колокол. Михаил Битяговский со своими людьми пытался проникнуть на колокольню, чтобы прекратить звон, но им не удалось выломать дверь, которую запер Огурец.
Битяговские пытаются выбить дверь колокольни, чтобы остановить набат.
Нужно отметить, что церковь Димитрия на Крови была расписана в 1772 году, когда старый деревянный Спасо-Преображенский собор уже был заменен каменным. Но художник изобразил на фреске не новую соборную колокольню, и не старое деревянное строение, а типичную для конца XVIII века колокольню в стиле классицизма. Когда мы гуляли по Угличу, мне даже показалось, что в Богоявленском монастыре я увидел ее прототип, но присмотревшись, понял, что это лишь стилистическое сходство.
Углич. Федоровская церковь Богоявленского монастыря, начало XIX века.
Кормилица Арина Тучкова рыдает над телом царевича Дмитрия. Угличане сбегаются к княжескому двору на звуки набата.
По возбужденной толпе пронеслась весть, что царевич зарезан людьми Бориса Годунова. Горожане бросились на них и совершили самосуд: Битяговских, Волохова и еще несколько человек забили камнями без суда и следствия.
Расправа над "государевыми" людьми
Кто-то из "московских" пытался бежать из Углича на лошадях, но безуспешно. Тела всех убитых сбросили в ров, окружающий кремль. В Москву был послан гонец с известием о гибели царевича.
Тела убитых во рву. В Москву отправлены гонцы.
Из Москвы прибыла комиссия, которая пришла к выводу, что царевич стал жертвой несчастного случая. За убийство государевых людей на угличан обрушились репрессии: Марию Нагую постригли в монахини, ее братьев отправтли в ссылку, а самых активных бунтовщиков-угличан казнили или сослали на поселение в Сибирь. Наказали и набатный колокол: его высекли плетьми, отрубили язык и сослали в Тобольск. В Углич он вернулся только через 300 лет, став заключенным, отбывшим самый долгий в истории срок.
Возвращенный из ссылки угличский колокол
Царевича Дмитрия похоронили в Спасо-Преображенском соборе. Его могилу не тревожили до 1606 года, когда новоявленному царю Василию Шуйскому (тому самому, который был главой комиссии по расследованию гибели царевича и потом трижды менял свои показания), понадобилось доказать самозванство Лжедмитрия для укрепления собственного положения. Тогда захоронение вскрыли и "обретенные нетленными" останки царевича перенесли в Москву, в Архангельский собор Кремля. Заключительный сюжет большой фрески церкви Димитрия на Крови повествует как раз об этом событии.
Угличане прощаются с царевичем Дмитрием, чей прах переносят в Москву
Спасо-Преображенский собор Углича, 1713-1730.
Старый собор, место первого погребения царевича Дмитирия, был сожжен поляками в 1611 году, а потом разобран. Колокольню нового собора возвели точно на месте той колокольни, с которой Федот Огурец бил в набат в 1591 году. А вот храм немного сдвинули, и место бывшего захоронения царевича указать невозможно.
6 июля 1606 года царевича Дмитрия причислили к лику святых. Его изображение есть на одной из досок иконостаса Спасо-Преображенского собора (слева в нижнем ряду).
Спасо-Преображенский собор, икона царевича Дмитрия, XIX век
Спасо-Преображенский собор, иконостас.
Теперь мне хочется вернуться в церковь Димитрия на Крови и показать росписи трапезной. Они резко контрастируют не только с фресками алтарной части, но и с другими росписями, которые можно увидеть в православных храмах. Тема их - книга Бытия, в частности, сотворение и грехопадение человека.
Сотворение Евы
Фрески были написаны в 1788 году и, как пишет Википедия, "представляют собой яркий пример внедрения светских вкусов в церковную живопись". В патриархальном Угличе обнаженные реалистичные фигуры Адама и Евы вызвали шок. Но отказываться от работы, выполненной мастером Хлебниковым не стали, а "одели" первых человеков в юбочки из листьев. При реставрации эти записи были убраны и сейчас большинство фресок можно увидеть в оригинальном виде.
Первые люди
Запрет и искушение
Изгнание из рая
В заключение, еще три снимка из Углического кремля:
Церковь Димитрия на Крови, вид из кремля
Статуя царевича Дмитрия у княжеских палат
Углический кремль, вид с Волги (кремлевские стены были разобраны в XVIII веке за ненадобностью)
.