Нити времен. Петербург Добужинского. Часть 2.

Jun 21, 2022 20:07

Продолжение. Начало см: https://nikolai-endegor.livejournal.com/265115.html

III. 1896 - 1899. Мужание

1.
Добужинский вспоминает: ...я хотел быть художником, и мне было ясно, что главный интерес для меня лежит в искусстве. И именно тут, в этом моем «заветном», меня ожидал очень большой удар. Поступая в Петербургский университет, я мечтал непременно его совместить с Академией художеств. Для этой цели я и стремился именно в Петербург вопреки уговорам моей матери выбрать Москву. ...Я даже не понимаю, откуда у меня взялась эта смелость. Но я пошел «на ура», подал прошение и в назначенный день очутился в Рафаэлевском зале Академии среди множества экзаменующихся. [1, с.125-126]. Увы, по результатам экзаменов, Добужинского в Академию не приняли, и он остался студентом юридического факультета университета.

Здание Академии художеств на Университетской набережной, 2022



Рафаэлевский зал Академии, где Добужинский держал вступительный экзамен, 2021


2.
И вновь воспоминания художника: Науками я занимался мало, но теперь стал довольно часто ходить в школу Дмитриева-Кавказского, куда записался еще после моих неудачных экзаменов в Академию. [1, с.133]. Академик Л.Е.Дмитриев-Кавказский организовал одну из наиболее популярных частных художественных школ Петербурга - "Мастерскую для учащихся". Некоторые из его учеников стали впоследствии известными художниками. Мастерская располагалась на Среднем пр. Васильевского острова, в доме №8, почти напротив того места, где снимал комнату Добужинский.

Дом на Среднем проспекте, где располагалась "Мастерская для учащихся" Л.Е.Дмитриева-Кавказского


Далее из воспоминаний: Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский (по происхождению кубанский или терский казак и потому - Кавказский) был фигурой живописной: был лыс, горбонос и с курчавой бородой; иногда носил черкеску, был очень симпатичный и приветливый человек и всеми любим... С востока он привез кувшины, блюда, ковры, пестрые ткани, а также целые костюмы, в которые наряжал натурщиков и натурщиц, и ученикам было занимательно делать нарядные картинки. [1, с.133]

Л.Е.Дмитриев-Кавказский, 1900е [12].


3.
Мне всегда было приятно бывать у моего любимого с детства дяди Федора Петровича, брата моего отца. После службы в Вильне он давно уже жил в Петербурге и теперь занимал редкий пост судебного следователя «по особо важным делам», каких на всю Россию было всего два... У дяди Феди я стал встречать барышню, родственницу одного из его судейских приятелей, одетую со вкусом, молчаливую и застенчивую, с необыкновенно милой улыбкой. От моего дяди я узнал, что она воспитывалась за границей и года два как вернулась в Петербург и теперь серьезно занимается музыкой. Она мало кого знала в Петербурге и бывала часто в семье моего дяди, где ее полюбили и называли Лизой… Скоро я стал ходить к дяде ради нее… [1, с.130-131]. Это была Елизавета Осиповна Волькенштейн, будущая жена художника. В 1897 году дядя Добужинского жил на Малом Царскосельском (ныне Малодетскосельском) проспекте, в доме 4/40, на углу с Можайской улицей.

Малодетскосельский пр., 4/40, где Добужинский познакомился со своей будущей женой.


4.
Я возвращался около полуночи к себе на Васильевский остров пешком. И любил для сокращения пути идти по льду замерзшей Невы наискосок от Адмиралтейства к университету, и как памятны эти одинокие возвращения, и сколько можно было передумать за долгий путь. [1, с.135]

М.В.Добужинский. Нева зимой, 1902. Частное собрание. [5, с.15]


На переднем плане рисунка видны рельсы трамвайной переправы, ведущей от Адмиралтейства к Академии художеств, за ней - огороженная пешеходная переправа, а еще дальше - неогороженная тропа к Университету, по которой и ходил домой Добужинский.

Нева зимой, 2022


На рисунке Добужинского и на снимке видны (слева направо): здание Университета, здание Академии наук, Кунтскамера, Ростральная колонна, Петропавловский собор. Зимние тропы через Неву теперь редки, поскольку лед посередине реки периодически взламывают, а когда-то переправы по льду реки были важным способом сообщения Адмиралтейской части и Васильевского острова в зимние месяцы (Дворцовый мост в то время был наплавным и перед ледоставом его убирали).

Зимние переправы по льду через Неву. 1900е годы. [13]


Слева видна трамвайная переправа, справа - пешеходная, еще дальше обычная тропа. Интересно, что петербургский трамвай начинался именно с этих ледяных переправ. Перевозки по территории города были монополизированы владельцами конок. Более десятилетия они не допускали трамваи на улицы Петербурга, однако воспрепятствовать использованию электрической тяги на Неве не могли.

5.
...я решил изменить жизнь и покинуть Васильевский остров. Главной причиной перемены места, в которой я сам себе еще не вполне признавался, было желание жить поближе к Лизе. Я стал жить на Загородном проспекте, около Владимирского проспекта, уже один. [1, с.139]

Загородный проспект у соединения с Владимирским проспектом, 2022


В письме к отцу Мстислав Добужинский указывает и точный адрес: Загородный пр, д.4, кв.5, добавляя, что живет там с другом Колей Виноградовым [14, с.41].

6.
В течение той зимы читал лекции по искусству киевский профессор Адриан Прахов в музеях Штиглица и Академии художеств. Он начал с античной скульптуры - в обоих музеях находилось много гипсовых копий, - и я стал его постоянным слушателем [1, с.141].

На зарисовках копий античных скульптур в залах Академии художеств, 1890-е, ГРМ


На зарисовках копий античных скульптур в залах Академии художеств, 2022.


7.
Но, действительно, настоящим большим событием, а для меня как бы и «откровением», была замечательная выставка, устроенная в июне 1898 г. Дягилевым в залах музея Штиглица, перед выходом в свет первого номера его журнала «Мир искусства»; и в нашем искусстве это была историческая дата. [1, с.141]

У пересечения улицы Пестеля (бывш. Пантелеймоновской) и Соляного переулка. Слева - Пантелеймоновская церковь, справа - фасадная часть музея Штиглица. 2022


Это была уже третья художественная выставка, организованная молодым Сергеем Дягилевым в Петербурге. Мстислав Добужинский посетил их все, и каждая вызывала в его душе живой отклик. Но эта, которую вполне можно было бы считать первой выставкой "Мира искусства" (если бы на момент ее открытия название это уже существовало), оказалась ему особенно близка. И это при том, что в обществе выставка вызвала, можно сказать, скандал: Но вот чем-то наша, уж очень широкая позиция оказалась непонятной русской публике и еще менее - всей тогдашней русской прессе, а потому наше выступление в общем было встречено с определенной и предвзятой враждебностью... Мы сразу были прозваны "декадентами", сразу нашлись и какие-то господа, которые являлись на нашу выставку только для того, чтобы вдоволь на ней посмеяться и повозмущаться. [15, с.189].

Фотографий 1898 года мне найти не удалось, но сохранились снимки выставки объединения «Мир искусства» 1900 года, проводившейся в том же самом зале музея Штиглица.

На выставке «Мира искусства» в музее Рисовального училища барона Штиглица, 1900. [16]


Главный выставочный зал музея Академии им. Штиглица, 2022


Сравнивая две последние фотографии, можно заметить, что в выставочном зале теперь нет статуй в аркадах, но по стенам разместились копии фриза знаменитого Пергамского алтаря. Они были выполнены в 1958 году, перед тем как алтарь, вывезенный в 1945 году из Берлина и хранившийся в Эрмитаже, был возвращен Германии.

8.
За последние два университетских года во мне уже созревал художник, я стал верить в свои силы и только и мечтал по окончании курса университета совершенно посвятить себя живописи и поехать учиться за границу - в Мюнхен, что и осуществилось, когда я получил диплом. [1, с.138]. Обучение сына за границей согласился оплатить отец Мстислава. К чести Валериана Петровича Добужинского, следует отметить, что он не переменил своего решения даже тогда, когда Мстислав решил вопреки его воле жениться на Елизавете Осиповне Волькенштейн.

К отцу я поехал со стесненным сердцем. Зная его взгляды на раннюю женитьбу, я предвидел, что будут тяжелые объяснения, - даже не хочется вызывать в памяти подробности… В самом подавленном настроении я поехал к матери, где было так же тяжело, - она говорила то же самое, что и отец… Но уже все было решено: мы венчаемся с Лизой в Петербурге. [1, с.145].

Запись о венчании Мстислава и Елизаветы, 8 октября 1899 [17].


Ни отец, ни мать не приехали на свадьбу сына. Подозреваю, что они даже не дали Мстиславу своего благословения. Но он всё же не остался без семейной поддержки (Добужинские всегда были необыкновенно тесно связаны друг с другом, независимо от степени родства): поручителем по жениху был Сташа Добужинский, друг детства и двоюродный брат Мстислава, а отец Сташи и дядя Мстислава, военврач Евстафий Петрович Добужинский, стал поручителем по невесте.

9.
Наша свадьба состоялась в дождливый осенний день ("дурная погода к счастью", говорили) в Преображенском "всей гвардии" соборе, который с детства был мне мил... [1, с.145].

А.Лоренс. Спасо-Преображенский всей гвардии собор, ок. 1863. [18]


Спасо-Преображенский всей гвардии собор, 2022


У алтаря Спасо-преображенского собора, 2022


Сразу после церемонии венчания чета Добужинских уехала в Мюнхен, где Мстислав начал учебу в художественной школе Антона Ашбе.

IV. 1900 - 1902. Путь к Петербургу

1.
В конце августа 1901 года Добужинские вернулись в Петербург после двухгодичной заграничной поездки. Они поселились в Ротах - с детства знакомом Мстиславу историческом районе Петербурга, где квартировал Измайловский полк, где жили раньше его дед и тетушка. Первым адресом семьи стал дом №21 в 6-й роте, здесь Мстислав и Елизавета прожили почти год. Места жительства Добужинских очень важны для понимания творчества художника: он остро впитывал и преломлял через себя соседствующую городскую среду, делал зарисовки окружающих пейзажей и видов из окон квартир.

Дом №21 в 6-й роте (ныне - 6-й Красноармейской улице), где Добужинские жили в 1901-02 годах.


...с самого начала по приезде в Петербург я ощущал все время как бы озарение и носил в себе чувство, похожее на влюбленность: меня совершенно поразил Петербург, который я увидел после двухлетнего отсутствия, - теперь я смотрел на него совсем новыми глазами [1, с.187]. Из окон нашей квартиры в четвертом этаже видна была внизу крыша старого деревянного дома, окруженного высокими брандмауэрами, - самый первый мой петербургский пейзаж [1, с.189].

М.В.Добужинский. Белая ночь, 1902 [19].


На рисунке представлен вид из окна квартиры Добужинских в 6-й роте (идентификация места проведена С.О.Прохоровым [20]). Добужинский предпочитал снимать квартиры на верхних этажах, и часто рисовал открывающиеся из окон ландшафты. Сейчас этот вид уже совершенно изменился: на месте старого деревянного дома с треугольной крышей возведено новое здание, закрывшее остальную перспективу.

2.
В сентябре 1901 года Добужинский предпринял еще одну попытку поступить в Академию художеств, но его вновь постигла неудача. Он обратился к И.Е.Репину за разрешением посещать его академическую мастерскую, однако получил отказ. Тогда он стал частным образом заниматься в батальной мастерской у профессора Ковалевского. Мастерская находилась в академическом саду, походила на оранжерею, и там можно было писать почти как в «пленэре», даже огромных гвардейских лошадей в натуральную величину, казаков в черкесках, но это не привлекало меня. Зачем я туда попал? [1, с.184]

У батальной мастерской Академии художеств, 1913. [21]


Академический сад и бывшая батальная мастерская рядом со зданием Академии художеств, 2022.


3.
Чтобы обеспечивать семью, которая в декабре 1901 года пополнилась дочерью Верой, Мстислав поступил на службу в Министерство путей сообщения. Министерское здание располагалось на Фонтанке, в доме 117, всего в 12 минутах ходьбы от места жительства Добужинских (Мстислав скрупулезно высчитывал каждую потраченную минуту, чтобы высвобождать как можно больше времени для занятий рисованием).

Здание Министерства путей сообщения на Фонтанке, 1900е годы. [22]


Фонтанка 117, здание бывшего Министерства путей сообщения.


4.
Е.Н.Клокачева познакомила меня с В.В.Матэ, профессором гравюры в Академии художеств, и он, увидев мои рисунки, охотно согласился принять меня «неофициальным учеником» в свою мастерскую, где занимался офортом и другими видами гравюры. Наконец я мог на чем-то одном сосредоточиться, - то, чего я давно хотел… Мастерская Матэ помещалась при его казенной квартире - в длинном круглом коридоре нижнего этажа Академии художеств, куда я принес ему показать мои рисунки пером и карандашом. [1, с.185]

«Круглый двор» Академии художеств. Из опоясывающих его коридоров можно было попасть в некоторые профессорские квартиры и мастерские при них, 2021.


В коридоре нижнего этажа Академии, который опоясывает круглый двор, 2022


5.
Через год мы переехали в соседнюю 7-ю роту, где и прожили целых семь лет. Улица была пролетарская, шумная, с извозчичьими дворами и трактирами. Но наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами. Во дворе был садик с высохшим фонтанчиком посередине и высокими, хотя и чахлыми, деревьями и качелями. [1, с.189]

Дом №16 в 7-й роте (сейчас 7-й Красноармейская, д.16), где Добужинские жили с 1902 по 1909 год.


М.В.Добужинский. Домик в Петербурге, 1905, ГТГ. Вид из окна квартиры Добужинских на «особнячок хозяина» во дворе дома №16 в 7-й роте.


Район бывших Измайловских рот. Вид с высоты, 2011 [23]. Желтым выделены дома, где жил Добужинский: слева - 7-я рота, д.16; справа - 6-я рота, д.21


6.
Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал... [1, с.189]. Этот канал был границей города и имел достаточно недобрую славу - его называли местом самоубийц, считали районом пьяным и опасным для прогулок.

М.В.Добужинский. Обводный канал, 1902. ГРМ


На рисунке Добужинского показана разгрузка угольной баржи. Рабочие везут тачки с углем на склад купца Якова Смирнова, который находится за забором между двумя зданиями. Слева показан корпус провиантских магазинов (складов) Измайловского полка.

На Обводном канале, 2022.


Если сравнить фотографию с рисунком, то видно, как художник преобразовал пространство: он приблизил и развернул к зрителю здания Провиантских магазинов, а забор угольного склада, (где сейчас стоит пятиэтажный дом), показал под острым углом, визуально уменьшив его длину.

7.
На углу нашей 7-й роты и Измайловского проспекта стоял старинный верстовой столб в виде обелиска, который придавал особую ноту этому пейзажу и слабо, но утешал. [1, с.189]

М.В.Добужинский. В ротах, 1904. ГРМ.


Добужинский немного ошибается: этот и другие верстовые столбы стояли не вдоль Измайловского, а вдоль Забалканского (ныне Московского) проспекта, который являлся началом тракта Петербург-Москва.

Верстовой столб на углу 7-й Красноармейской (бывшей 7-й роты) и Московского проспекта


Точка, с которой сделан снимок, близка к той, с которой этот столб рисовал Добужинский. На месте дровяного склада, показанного на рисунке, сейчас разбит сад «Олимпия», часть решетки которого видна на фото. Дом, изображенный художником справа, сохранился, но надстроен теперь четвертым этажом. Слева от него, вдоль бывшего брандмауэра, добавлен новый жилой корпус, который можно отличить от старой части дома по "полосатой" облицовке первого этажа.

8.
В конце 1902 года произошли события, которые определили всю дальнейшую творческую судьбу Мстислава Добужинского. Еще с 1898 года он внимательно следил за деятельностью художественного объединения «Мир искусства»: хотя я стоял далеко от «Мира искусства», уже чувствовал себя всецело в его лагере и только мечтал приблизиться к этой «земле обетованной» [1, с.196]. И вот, наконец, он не только познакомился с мирискусниками, но и был принят в их ряды. В один и тот же день Грабарь меня привел и к Дягилеву (на Фонтанку), и к Бенуа (на Мойку). Бенуа в то время был занят редактированием журнала «Художественные сокровища России» и, хотя и был «душой» «Мира искусства», бывал у Дягилева сравнительно редко, и с ним я познакомился в редакции его журнала. [1, с.198]

Редакция "Художественных сокровищ России", возглавляемая А.Н.Бенуа, располагалась в здании Общества поощрения художеств на Мойке 83, т.е. там же, где и Рисовальная школа, которую когда-то посещал Добужинский (см. фото II-1). "Художественные сокровища России" были одним из интереснейших художественно-просветительских изданий начала XX века, которое рассказывало о неизвестных или малоизвестных памятниках отечественной культуры: архитектурных сооружениях, предметах прикладного искусства, скульптурах, картинах - особенно, находившихся не в музеях, а в частных коллекциях.

Номера журнала "Художественные сокровища России" за 1901 год. [24]


Главным «мотором» движения мирискусников и редактором журнала "Мир искусства" был Сергей Дягилев. Он жил в доме №11 по набережной Фонтанки, и журнал делался прямо у него на квартире: всю работу вел сам Дягилев с Философовым, долгое время не было и секретаря (потом лишь появился скромный студент Гришковский). Бакст тут же, у Дягилева, в задней комнате занимался и «черной работой» - ретушировал фотографии для клише, даже делал свои узорные надписи для журнала и т.д. В маленькой комнате возле передней был склад номеров журнала, с которыми возился лакей Дягилева [1, с.199].

Фотанка, 11 - дом Дягилева и редакции «Мира искусства». На снимке этот дом - второй справа (с двумя балконами).


9.
В декабре 1902 года глава издательства Общины св. Евгении И.М.Степанов сделал Добужинскому первый в его жизни заказ: четыре петербургских пейзажа для воспроизведения на благотворительных открытках, издававшихся Общиной. Впоследствии, Добужинский писал ему: С Вами лично у меня связано столько дорогих воспоминаний. Я вспоминаю ноябрьский день 1902 года в маленькой комнате на Мойке… произошло наше с Вами знакомство. И с этого дня, именно благодаря Вашему предложению я принялся за петербургские темы. [14, с.196]

П.И.Нерадовский. Портрет И.М.Степанова, 1921. [25]


Ивана Михайловича Степанова считают «отцом» Российской художественной открытки. Он привлекал к работе со своим издательством лучших художников времени. Принято было считать, что открытки Общины св. Евгении - это всегда хорошая печать и безупречный художественный вкус.

10.
До конца 1902 года Добужинский написал «Александринский театр», «Банковский мост», «Фонтанка у Летнего сада» и «Чернышев мост». Открытки по этим петербургским пейзажам были напечатаны в 1903-04 годах.

М.В.Добужинский. Банковский мост, 1902. Рисунок для открытки Общины св. Евгении. Частное собрание. [5, с.20]


У Банковского моста, 2022


Мост когда-то вел к зданию Ассигнационного банка (ныне там располагается Экономический университет). Во времена Добужинского грифоны были в упадке: фонари на их головах не горели, а позолота крыльев давно стерлась.

11.
О своих работах для воспроизведения на открытках Добужинский писал: Должен сказать, что я сам выбирал эти мотивы, рисовал только то, что мне самому нравилось, и был совершенно свободен. Это я всегда очень ценил и, кстати, хочу добрым словом помянуть И.М.Степанова, преданного «Миру искусства» друга, который «изобрел» художественную открытку и столько сделал для популяризации наших произведений. [1, с.219]

М.В.Добужинский. Фонтанка у Летнего сада, 1902. Открытка Общины св. Евгении. [26]


Фонтанка у Летнего сада, 2022


Продолжение здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/265669.html

Источники:
1. М.В.Добужинский. Воспоминания. Под ред. Г.И.Чугунова. Наука, 1987
..........
5. Мстислав Валерианович Добужинский. В 2х т. Русский Антиквариат, 2008. Т.2.
..........
12. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дмитриев-Кавказский,_Лев_Евграфович
13. https://pastvu.com/p/121930
14. М.В.Добужинский. Письма. Сост. Г.И.Чугунов. Изд. Дмитрий Буланин, 2001
15. А.Н.Бенуа. Мои воспоминания, т.2, И.В.Захаров, 2003.
16. https://russiainphoto.ru/sources/15/
17. ЦГИА СПб 19-108-158(141)
18. https://pastvu.com/p/594476
19. Аполлон, 1911, N2, с.32-33
20. https://www.citywalls.ru/house12821.html
21. https://pastvu.com/p/117828
22. http://mypetergof.ru/test/znak/show1item.php?id=4488
23. https://yandex.ru/maps/-/CCU5n8hQhC
24. https://rad.lot-online.ru/lot/details.html?lotId=1023003
25. https://www.litfund.ru/auction/240/232/
26. https://philatelist.ru/product/KrKrestOtk256/

.

architecture, russians, history, добужинский, painting, dobujinsky, piter, art

Previous post Next post
Up