Обновленная версия от 11.03.2023
Возник у меня вопрос: а когда начали рисовать портреты не в профиль, а в фас? Не лепить из глины, не вырезать из камня-дерева, а именно рисовать или писать красками. Так, чтобы ясно было видно лицо с двумя глазами, носом и ртом. Спросил одного, другого... посмотрел там, тут... Но нет, похоже, этим простым вопросом никто не задавался.
Портрет молодой женщины. Хавара, 120-150 гг. н.э. Египетский музей, Каир
Стал копать. Конечно, первыми на ум пришли любимые
фаюмские портреты. Они - одна из вершин мирового искусства и одни из самых древних из дошедших до нас портретных изображений. Какой из них самый старый? Похоже, как раз тот, который и самый удивительный по технике, - портрет Алины, выполненный в начале I века нашей эры.
Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г.н.э. Новый музей, Берлин
Фаюмские портреты появились в то время, когда Октавиан Август победил Клеопатру и сделал Египет колонией Рима (30 г. до н.э.). Но римская культура проникла в Египет еще раньше, италийские мастера работали в Египте уже при Цезаре. А еще раньше, со времен первых фараонов македонской династии Птолемеев, работали тут греки. Может быть, более старые изображения лиц нужно искать на европейском континенте?
Геркулес и Омфала (фрагмент), фреска I в.н.э. из Помпей. Археологический музей, Неаполь
Портрет из "Виллы Мистерий" (фрагмент), рубеж I в.н.э., Помпеи
Когда смотришь на эти фрески, сразу видишь школу. Но как она возникла, откуда пошла? Чуть копнув вглубь, понимаешь, что римское изобразительное искусство вырастало из греческого. Именно туда ведут корни, там, вероятно, и нужно искать первые портреты. К сожалению, сохранившиеся образцы греческой живописи можно пересчитать по пальцам. Но они все же есть, и на них видны лица - и анфас, и в три четверти (которые изобразить всего труднее).
Мастер Кодзамакис. Роспись гробницы фракийского правителя Ройгоса, ок. 250 г. до н.э. Казанлык, Болгария
Мастер Гносис. Охота на оленя, ок. 300 г. до н.э. Археологический музей Пеллы, Греция
Полагают, что мастер Гносис ориентировался в своем искусстве на современную ему реалистическую греческую живопись, да и сделать мозаику можно было лишь по предварительному живописному наброску. Произведение, вероятно, изображает Алекандра Македонского (справа) и его ближайшего друга Гефестиона (слева).
А вот, пожалуй, самая старая роспись: портрет безвестной красавицы из фракийской гробницы Оструша (близ г. Шипка, Болгария), датируемой серединой IV века до н.э.
К счастью, греки также расписывали керамику, сохранность которой оказалась гораздо выше, чем фресок, или картин на досках. На кувшинах и чашах можно найти прекрасные рисунки и композиции. Попробуем проследить как изображались на них лица.
Панафинейская амфора (фрагмент), 332-331 гг.до н.э. Британский музей, Лондон
Такие амфоры вручались победителям состязаний на Панафинейских играх. На них указывалось имя тогдашнего архонта (правителя), что позволяет делать достаточно точные датировки. Панафинейские амфоры традиционно изготавливались чернофигурными, даже когда более молодой краснофигурный стиль давно стал господствующим (черным лаком рисовались либо фигуры, либо закрашивался фон - тогда фигуры оставались красными, цвета обожженой глины).
А вот лица, нарисованные почти на век ранее (краснофигурный стиль):
Мастер Сизифос. Геракл и кентавр Несс, ок. 420 г. до н.э. Лувр, Париж
Женщина с зеркалом, ок.430 г. до н.э. Лувр, Париж
Отметьте жест руки и изящные брови на последнем портрете. Сразу вспоминаются рисунки Матисса.
Двинемся глубже. На рубеже VI века до н.э. лиц в пол-оборота уже не встречается, да и фронтальные изображения становятся редкими гостями среди многих и многих профилей.
Атлет. 490-500 гг. до н.э., Лувр, Париж
Самые старые греческие сюжеты, которые я обнаружил, портретами можно назвать с натяжкой. Это стилизованное лицо медузы Горгоны, которое изображали на щитах греческие воины для устрашения противника, и герой Главк в шлеме, повернувшийся лицом к зрителю в сцене Троянской войны.
Битва под стенами Трои. Ок. 540 года до.н.э. Галерея Виктории, Мельбурн
И дальше от нас во времени - лишь профили. И гордые критянки, и божественной красоты девушки Санторина на зрителя не смотрят...
Девушка, собирающая крокусы (фрагмент). XVI-XVII век до н.э., Тира (Санторин), Греция
Больше Европа ничем не порадовала. Несмотря на обилие статуй, представлявших лица людей и богов с большим искусством и высоким правдоподобием, что-то словно препятствовало делать то же самое художникам. Канон? Традиция? Нехватка мастерства? В последнее мне верится с трудом...
Но вернемся к фаюмским портретам, которые открывали поиск. Это ведь не только античное веяние, но и египетская погребальная традиция. Нет ли рисованного фронтального портрета в египетском искусстве?
Конечно есть! Не так давно, в 2017 году, в запасниках Эдинбургского музея обнаружили покров мумии чиновника, погребенного в 9 году до нашей эры. Египтяне хоронили усопших в саркофагах, но это была достаточно дорогостоящая процедура, и в эллинистический период стали использовать саваны, на которые наносили изображение усопшего, что заменяло погребальную маску.
Саван мумии, I в. до н.э. Национальный музей, Эдинбург, Шотландия
На этом саване покойный изображен в виде бога Осириса. Но когда начали создавать подобные образы? Египетские традиции сохранялись веками, если не тысячелетиями, и менялись очень медленно. Есть ли образцы более древних покрывал с рисунками?
Вот свежая новость: в 2020 году в местечке Саккара под Каиром, где находится целая долина древних захоронений, обнаружили нетронутые ранее гробницы, относящиеся к VI-VII векам до н.э. Их вскрывали в октябре 2020-го в присутствии прессы и многочисленных зрителей, репортажи об этом событии есть в сети. И посмотрите, одна из мумий оказалась с портретом.
Вскрытие саркофага VI-VII века до н.э., Египет
1.
2.
Понятно, что саван еще не снят - это длительный процесс, требующий тщательной и аккуратной работы. Но нарисованное лицо хорошо различимо. Не этот ли портрет среднего египетского чиновника является самым старым "фасом"? Или похожие портреты делали еще раньше, например на саркофагах?
Саркофаги певицы Танетеререт, 1069-945 гг. до н.э. Лувр, Париж.
Если смотреть на саркофаг снаружи, то ответ, похоже, будет отрицательным. Саркофаги всегда выполнялись как скульптурные объекты, с объёмными элементами рук и ног и четко артикулированным лицом. Их хоть и расписывали, однако это было раскрашивание статуи, а не рисование портрета на гладкой поверхности. Только на дно самого внутреннего из всех саркофагов наносилось изображение человека, но там оно было традиционным: с развернутым к зрителю туловищем и повернутой в профиль головой.
И все таки, древние египтяне не подвели: на внутреннюю сторону крышки саркофага они иногда наносили изображение богини неба Нут. Она рисовалась анфас, и оказывалась практически лицом к лицу с мумией умершего, когда крышка саркофага закрывалась.
Саркофаг Исетенхеб, дочери жреца Амона.
Внутри изображены Осирис (слева) и Нут (справа). XXVI династия (664 - 500 г. до н.э.), Музей изящных искусств, Лион
А вот аналогичное изображение, сделанное тремя веками ранее:
Богиня Нут на крышке саркофага, XXII династия (943 - 731 г. до н.э.), Лувр, Париж
Традиция создания рисованных изображений Нут появилась примерно на рубеже X века до н.э. и это отодвигает появление фронтальных портретов еще на четыре века относительно греческих образцов.
Но можно ли пойти дальше? - Да, в египетском зале Пушкинского музея в Москве мне встретилось изображение на саркофаге жрицы, которое датируется временем правления XIX династии.
Саркофаг Иусанх, жрицы бога Амона (фрагмент). XIX династия, XII-XIII век до н.э., ГМИИ им. Пушкина, Москва
Примерно от этого же времени сохранились интересные рельефные изображения, показывающие, как великие фараоны расправляются со своими противниками. Они, конечно, не совсем рисунки, но очень к ним близки, поскольку эти так называемые углубленные рельефы фактически являются контурными прорисовками. Рельефы выдержаны в рамках древне-египетской традиции, где головы фигур повернуты в профиль, однако имеют одну особенность: некоторые побежденные враги изображены на них в фас (интересно, кстати, почему только и именно враги так нарисованы?)
Рамзес II и пленные хетты, XIX династия, ок.1250 года до н.э., Абу-Симбел, Египет
1.
2.
Самый старый рельеф подобного типа, мотив которого затем неоднократно воспроизводился, находится на VII-м пилоне храмового комплекса в Карнаке. Он посвящен победе Тутмоса III над сирийско-ханаанским войском в битве при Мегиддо в 1457 году до н.э.
Триумф Тутмоса III, XVIII династия, ок. 1450 г. до н.э., Карнак, Египет
1.
2. Лица врагов
Тогда молодой Тутмос первым из фараонов лично возглавил войско в походе и одержал блестящую победу. До него фараоны сами войска не водили, поэтому представлялись обычно богами, а не воинами.
А вот и фреска того же периода XVIII династии: работая в гробнице писца Небамона 3400 лет назад, безвестный древне-египетский художник отошел от строгого канона и изобразил двух музицирующих девушек не в профиль, а в фас.
Роспись гробницы Небамона (фрагмент), XVIII династия, 1390 год до н.э., Британский музей, Лондон
1.
2.
Некоторое время эта фреска представлялась мне самым старым египетским фронтальным портретом.
Но в Египте существовали две богини, которые в одной из своих ипостасей изображались с лицом, обращенным к зрителю - это Хатхор и Бат. Культы обеих богинь были очень древними и весьма схожими, они возникли в разных частях страны, но постепенно слились в единый культ Хатхор. Богиня была необычайно многолика, она являлась женой и дочерью Ра, небесной коровой-матерью, супругой Гора, покровительницей любви и материнства, веселья и опьянения. Один из канонических образов Хатхор - широкое лицо анфас с коровьими ушами и рогами. Так же изображалась и богиня Бат, но рога у нее были загнуты иначе. Вот некоторые из самых старых рисованных образов Хатхор.
Богиня Хатхор на глиняном стакане, XVIII династия (1390-1353 гг. до н. э.), музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гробница архитектора Сенмута, фриз с изображениями богини Хахтор, XVIII династия (1479-1458 гг. до н. э.), музей Метрополитен, Нью-Йорк
Керамическое блюдо с лицом богини Хатхор, XVIII династия (1539-1292 гг. до н. э.), Египетский музей, Турин
Датировки приведенных выше изображений близки, трудно сказать, какое из них самое старое. Существует, однако, изображение богини Бат, "сестры" Хатхор, которое существенно более древнее. Оно относится ко времени правления Нармера, самого первого фараона Египта.
Палетка Нармера, ок. 3000 года до н.э., Египетский музей, Каир
1.
2. Парные лица богини Бат
Этот образ дает прыжок вглубь времен сразу на полторы тысячи лет...
Но что же шумеры, культура которых была более древней, чем египетская?
voronkov_kirill указал на изображение шумерского воина, борющегося с двумя быками. У быков человеческие лица, повернутые к зрителю.
Деталь арфы из Ура, ок 2600 года до н.э., Музей археологии Пенсильванского университета (Penn Museum)
Мотив человека-быка был очень популярен в шумерско-аккадской культуре. Он затем распространился по всей Месопотамии, приняв наиболее выразительную форму у ассирийцев в их крылатых шеду (ламасу). И пусть на арфе не чистый рисунок, а резьба по перламутру, но она достаточно близка по технике и к греческой вазописи, и к египетским углубленным рельефам, поэтому прекрасную шумерскую инкрустацию вполне можно отнести к первым фронтальным изображениям лиц. Правда по времени создания она оказывается на четыре века моложе, чем палетка Нармера с изображением богини Бат.
Древние китайцы и индусы нового материала, увы, не предоставили. Их прекрасные фрески и рисунки даже моложе греческих, относятся к нашей эре.
andobor прислал очень интересное портретное изображение из пещеры Ла-Марш во Франции, возможно относящееся ко времени палеолита. В этой пещере была обнаружена целая галерея реалистичных портретов, при этом все лица изображены в профиль, но одно повернуто почти фронтально.
Лицо из пещеры Ла-Марш. Предположительно, 14500 лет назад. Музей пещеры Ла-Марш, Франция.
Однако, в научном мире до сих пор не утихают споры о подлинности рисунков из пещеры Ла-Марш.
Аргументы сторон достаточно убедительны, поэтому окончательный вывод, подлинник перед нами или подделка XX века, делать пока рано.
Мне же лично кажется, что сомнительна сама реконструкция портрета: куски линий, во множестве покрывающих камень, собраны в целостную картину весьми произвольно. Чтобы не быть голословным приведу фотографию артефакта, найденного в пещере. Решайте сами, имеется ли на этом камне приведенный выше портрет?
По совокупности причин, рисунок из Ла-Марша в зачет не беру (хотя и не забываю о нем).
Пока лики богини Бат с палетки Нармера - это самые старые фронтальные изображения человеческого лица, которые мне встретились. Но поиск остается открытым.
.