Луарские истории - VII

Aug 07, 2016 18:41

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/144877.html

12. Шамбор. 1520-1540 годы

Еще будучи принцем, Франциск I мечтал построить новый замок. Он заказывал проекты, сам участвовал в их разработке, обсуждал идеи с Леонардо да Винчи. В итоге, после победного возвращения из Италии в 1516 году, родилась концепция охотничьего замка Шамбор (Chambord). Это уже не крепость, но еще не парадная резиденция. Это уже не готика, но еще не зрелый Ренессанс. Можно сказать, что Шамбор - это удивительный синтез старинной планировки ("донжон" с четырьмя угловыми башнями) и новой возрожденческой архитектуры, которая делает упор не на функциональность, а на красоту.



Шамбор с вертолета. Фото - Википедия



Шамбор, южный фасад. Весь день шел проливной дождь, и это конечно отразилось на моих снимках - и в прямом, и в переносном смысле. Правда нам еще повезло - через два дня река так разлилась что замок совсем закрыли для посещения из-за затопления окрестностей.




Июньское наводнение в Шамборе. Фото - AFP



Крыша донжона. Глядя на нее, начинаешь понимать, где находятся корни творчества Гауди...

Строительство Шамбора началось в 1519 году. Леонардо скончался за четыре месяца до этого момента, но многие его идеи нашли воплощение в архитектуре замка. Одна из них была реализована в главной лестнице Шамбора, имеющей форму двойной спирали. Если два человека начнут подниматься по разным крыльям лестницы, то они будут все время видеть друг друга, но ни разу не встретятся, пока не поднимутся на самый верхний этаж. Эта лестница - вертикальная ось симметрии всего сооружения; на каждом этаже от нее расходятся на четыре стороны одинаковые по планировке помещения.



Главная лестница Шамбора - нижний этаж



Главная лестница Шамбора - верхний этаж

Идущие по спиралям ступени расположены вокруг полого центрального барабана, прорезанного многочисленными окнами. Сейчас на последнем этаже установлен мощный прожектор, свет которого придает фантастический вид внутренности барабана



Место силы. Барабан главной лестницы Шамбора



Барабан главной лестницы - вид вниз

Заканчивается лестница в маяковой башенке донжона, куда обычных посетителей, увы, не пускают. Взглянуть на нее можно только со смотровой террасы, которая опоясывает крышу донжона - эту террасу тоже спроектировал Леонардо. Башю венчает не традиционный крест, а королевская лилия.



Маяковая башня донжона

Резная отделка сводов верхних этажей Шамбора сочетает в себе монограмму Франциска I - коронованную букву "F", и его эмблему в виде саламандры - мифического животного, способного жить в огне.



Потолок третьего этажа



Геральдические символы Франциска I ("F" и саламандра) и его матери Луизы Савойской (веревка с узлами)



Жан Клуэ. Король Франциск I (1494-1547). 1525. Лувр, Париж

В королевском крыле восстановлен интерьер спальни Франциска I. Это не постоянное убранство комнаты: и ковры, и кровать, и скамьи-сундуки путешествовали от замка к замку вместе с королем, они разворачивались по приезде и снова сворачивались перед отъездом. Вместе с королем путешествовал и его двор, численность которого составляла около тысячи человек. Для передвижения двора вместе со всем скарбом требовалось до 18 тысяч лошадей.



Королевская спальня. Справа кровать начальника королевской стражи



Королевская спальня. Кровать Франциска I

Шамбор был задуман Франциском I в первую очередь как охотничий замок, поскольку король был страстным охотником. В галереях верхних этажей можно увидеть коллекцию трофеев хозяина, точнее, хозяев замка.



Охотничья галерея



Alas, poor Yorick...

Вокруг замка расположен огромный парк-заповедник, в котором есть луга, болота, сосновые и лиственные рощи. Его окружает стена длиной 32 километра. Здесь охотился Франциск, а после него в течение нескольких веков здесь охотились французские дворяне.



Прямая как стрела подъездная замковая дорога пересекает весь парк

Обожал Франциск I и иной вид "охоты": он был неистребимым волокитой. Везде, где появлялся король, он стремился найти и покорить самых красивых женщин. При королевском дворе даже образовалось некое подобие гарема, состоящего из нескольких  хорошеньких девиц, которых Франциск называл "мои маленькие разбойницы".



Александр Менжо(?). Франциск I после удачной охоты. 1825. Шамбор .

На крыше-террасе Шамбора насчитывают 365 башенок (по числу дней в году), украшенных геометрическими узорами, скульптурами нимф и животных, растительными орнаментами. Правда знатоки сокращают эту цифру до 282, считая  башенками только каминные трубы. В этом архитектурном лесу Франциск любил устраивать приемы, отсюда он с гостями следил за охотой или военными парадами. Однако, несмотря на всю грандиозность Шамбора, и любовь короля к охоте, он провел здесь лишь 72 дня за все 32 года своего царствования. Справедливости ради стоит сказать, что Франциск не засиживался и в других местах: большую часть своей жизни он провел в военных походах и в дороге, объезжая свое королевство.



Терраса замка. Вид на реку Косон. Во время строительства Шамбора русло реки было расширено и выпрямлено.



Башенки на крыше



Большие башни Шамбора увенчаны беседками. Попасть бы туда...

В 1525 после поражения в битве под Павией Франциск попал в плен к испанцам, где он провел почти год. В это время страной правила его мать Луиза Савойская, она же собирала выкуп за Франциска и вела переговоры по его освобождению. В итоге король вернулся во Францию, но ценой плена двух своих сыновей - Франциска и Генриха, которые пробыли в заложниках до 1530 года.

В эти годы взведение Шамбора затормозилась, поскольку казна была истощена войнами. Строительство боковых крыльев замка было начато, но завершилось уже после смерти Франциска. Самыми интересными архитектурными деталями крыльев мне кажутся две угловые винтовые лестницы, примыкающие к боковым башням. Лестницы открыты во двор большими арочными проемами, делающими их светлыми и воздушными



Вид на лестницу бокового крыла



Шамборские спирали. Коллаж из двух фотографий.



Двор Шамбора. Вид на боковое крыло от донжона

13. Азе-ле-Ридо, 1520е годы

Замок Азе-ле-Ридо (Azay-le-Rideau), стоящий на островке в излучине Эндра, является ровесником Шамбора. Его заложили в 1518 году и в основном построили к 1527 году. Создателем и хозяином замка был Жиль Бертело - один из самых богатых луарских банкиров, мэр Тура и казначей короля Франциска I.



Азе-ле-Ридо с моста через рукав Эндра

Желая отразить свое богатство и статус, Жиль Бертело и его супруга Филиппа Лебаи (которая во время частых отъездов мужа сама руководила строительством) решили создать резиденцию в новом стиле итальянского возрождения, сохранив в то же время определенные черты старой архитектуры. Хотя замок исходно был задуман жилым, но оборонительные свойства еще оставались важными символами престижа, поэтому Бертело специально испросил у Франциска I разрешение на фортификационные элементы постройки, обосновывая свою просьбу преувеличенным описанием опасностей, грозящим неукрепленным городам, каким был в ту пору Азе-ле-Ридо (грабежи, разбой, воровство, бунты...). Поэтому в Азе-ле-Ридо имеются и "крепостные" башни с островерхими завершениями и "дозорный" пояс по верхнему периметру, носящий правда чисто декоративную функцию и для обороны вовсе не предназначенный.



Восточное крыло замка

В плане постройка имеет Г-образную форму. Но это не не является оригинальным конструктивным решением: замок просто не закончен, по первоначальному проекту он должен был представлять собой традиционное каре с внутренним двором.



Азе-ле-Ридо с высоты. Источник - http://www.viajesalazul.com

Прервали строительство замка печальные и можно даже сказать трагические события, связанные с судьбой покровителя Жиля Бертело, его двоюродного брата барона Самблансе. Последний был королевским суперинтендантом финансов и однажды нажил себе смертельного врага в лице матери короля Луизы Савойской. Интригуя против мадам Шатобриан, фаворитки Франциска I, Луиза сознательно взяла из казны деньги, предназначенные для оплаты войск, которыми командовал брат фаворитки, виконт де Лотрек. В результате часть наемников разбежалась, и французы потеряли Милан, губернатором которого был де Лотрек. Разгневанный король призвал суперинтенданта Самблансе к ответу, а тот не нашел ничего другого, чем сказать правду, указав, что деньги из казны взяла королева-мать.



Франсуа Клуэ. Портрет Луизы Савойской. XVI век. Музей изящных искусств, Ренн.

Конечно, Луиза все отрицала, поэтому в 1524 году была назначена комиссия, которая начала расследование о пропавших деньгах. В это время (1525 год) Франциск I попал в плен после поражения под Павией. Регентшей в стране осталась Луиза Савойская, и ей срочно нужно было найти средства для выкупа короля из плена. Луиза организовала против Самблансе судебный процесс, в результате которого тот был признан виновным и должным казне почти миллион ливров. Король вернулся во Францию, а Самблансе закончил свою жизнь на Монфоконе как "взяточник и растратчик". Это событие произошло в августе 1527 года, и оно стало поворотным моментом в истории Азе-ле-Ридо.



Виселица Монфокон. Гравюра из книги Е.Виолле-ле-Дюка "Словарь Французской архитектуры".
(Была сооружена при Филиппе Красивом и находилась на месте нынешней площади Робера Дено в Париже. По иронии судьбы, автор проекта виселицы впоследствии сам же был на ней повешен.)

Следует сказать, что почти все казначеи и кредиторы Франциска I происходили из Турени; при этом они были связаны между собой и финансовыми, и родственными узами. Поэтому обвинение одного из них, означало вероятное падение и остальных. Так оно и произошло: назначив Самблансе "козлом отпущения" за потерю Милана, Франциск I затем разорил или отдал под суд и других туренских финансистов. В этой обстановке Жиль Бертело, которого стали обвинять в неуплате налогов, не стал дожидаться ареста и бежал за границу. Филиппа Лебаи умоляла короля не трогать ее любимое детище, Азе-ле-Ридо, но Франциск был неумолим, и в 1528 году замок был конфискован в королевскую казну.

Никто из последующих владельцев Азе-ле-Ридо не предпринял попытки завершить каре, и замок дошел до наших дней "двукрылым", практически в том виде, каким его в последний раз видели хозяева в 1527-28 годах.



В комнате Филиппы Лебаи

В замке сохранилась комната, где жила Филиппа Лебаи. Центральное место в интерьере занимает кровать, воссозданная по рисункам эпохи. Заметьте, что как средневековые, так и ренессансные кровати обычно довольно короткие, но с высокими подголовными подушками. Это связано с обычаем того времени спать не лежа, а полу-сидя: дамы берегли прически, а мужчинам было легче в таком положении переварить пищу после обильных вечерних трапез. Впрочем, на этот счет существует и масса других гипотез, прекрасная коллекция которых приведена здесь: http://allworld4us.livejournal.com/20730.html

Другие интерьеры замка в основном носят отпечаток более поздних времен, как например этот зал приемов с мебелью, посудой и портретами XVIII-XIX веков. Впрочем, конструкция потолка и камин с саламандрой Франциска I не дают оснований усомниться во времени оригинальной постройки.



Салон маркизов Биенкур

Вообще в замке много геральдических символов эпохи Францска: Жиль Бертело мечтал получить дворянский титул и всячески стремился продемонстрировать монарху свою лояльность и уважение. Была в Азе-ле-Ридо (как и во всех других замках) специальная комната для короля - на тот случай, если тот вдруг надумает в замке остановиться. Увы, Франциск I так никогда тут и не побывал...



Фрагмент потолка над входным порталом. Саламандра - символ Франциска I, а горностай - символ его жены Клод, дочери Анны Бретонской.

Каменная резьба не ограничивается каноническими эмблемами:



Основание одной из арок свода

Азе-ле-Ридо известен своей трехярусной ренессансной лестницей с открытыми лоджиями. Она находится в центре жилого здания, а не в пристроенной башне, как это обычно делалось по средневековому обычаю.



Главная лестница замка. Внешний вид

Эта лестница является одним из первых образцом подъемов с прямым маршем во Франции (до этого лестницы строили винтовыми). На ее потолках расположены скульптурные портреты французских королей



Главная лестница замка. Внутренний вид



На лестничной площадке

Уже не первый год Азе-ле-Ридо активно реставрируется и часть здания закрыта лесами. Поэтому фотографии замка в наиболее интересных ракурсах выполнить почти невозможно.



Аллея к главному входу

Правда строители так организовали реставрационный процесс, что он сам стал в некотором роде экспонатом: тут и фильмы о работах в замке и профессиях работающих тут людей, и наглядная их демонстрация, поскольку зритель-турист оказывается "на расстоянии вытянутой руки" от всех текущих событий

1.


2.


3.


4.


Любопытные могут заглянуть и под крышу - там тоже проводятся реставрационные работы



Азе-ле-Ридо окружен прекрасным парком, куда нас, к сожалению, не пустили по причине его затопления - наша поездка по долине Луары совпала с июньским наводнением. Хорошо еще, что мы попали в сам замок - почти неделю он был закрыт из-за высокого уровня воды в Эндре, но вода наконец начала спадать. За три для до этого картина в городке, где стоит замок, была достаточно напряженной





Таким можно будет увидеть Азе-ле-Ридо через 2 года, когда реставрация закончится, а парк будет открыт:



Азе-ле-Ридо. Фото с сайта http://summit-tour.com

Еще о Франциске I и его времени

Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/148396.html

.

architecture, loire valley, history, travels, art, france

Previous post Next post
Up