Патриарх Болгарский Неофит вручает Царю Болгар Симеону II Орден Святого Иоанна Рыльского I ст. 2 мая 2015г.
29 апреля 2015 года на очередном заседании Священного Синода Болгарской Православной Церкви, рассмотрев предложение Высокопреосвященнейшего митрополита Пловдивского Николая (Севастиянова), было единогласно
принято решение о поминовении во время богослужений имени Его Величества Царя Болгар Симеона II.
В соответствии с решением Синода, во время Божественной литургии при совершении общественных и частных богослужений во всех храмах и монастырях епархий Болгарской Православной Церкви имя Его Величества возглашают после поминовения Святейшего Патриарха Неофита и перед поминовением о народе:
- на Великой ектении - «О Благочестивом и Христолюбивом Царе Болгарском Симеоне»;
- на Сугубой ектении - «Ещё молимся и Благочестивом и Христолюбивом Царе Болгарском Симеоне»;
- на Великом входе - «Благочестивого и Христолюбивого Царя Болгарского Симеона».
Это историческое решение стало огромной вехой в процессе интеграции бывших правящих семей Юго-Восточной и Восточной Европы. Не раз, подчёркивая огромное значение исторических связей со своими династиями, Православные Церкви Греции, Болгарии, России, Румынии и Сербии никогда ещё не пытались вернуться к былому уровню взаимоотношений, т.е. поминовению имени монарха во время богослужения, что до апрельского решения Синода было только во время правления православных династий. Но что не маловажно: решение было принято за несколько дней до официальных церковных торжеств по случаю 1150-летия крещения Болгарии.
Однако во многих республиканских средствах массовой информации решение Священного Синода было названо скандальным. Часть болгарской общественности и политической элиты восприняла это как признание, что у страны есть два главы государства - Президент Республики Болгария Росен Плевнелиев и Царь Болгар Симеон II. Конечно же, это не так. Иерархи проголосовали за восстановление исторической справедливости и практики, присущей почти всем Православным Церквям до свержения монархий в их странах. Некоторые политики, общественные деятели и журналисты почему-то решили, что лучше архиереев знают какое решение будет для Церкви лучше, а какое может привести к каким-то непонятным недоразумениям.
Вскоре, 2 мая 2015 года после праздничной Божественной литургии в честь 1150-летия крещения Болгарии Его Святейшество Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит в знак многолетних заслуг перед Болгарской Православной Церковью вручил Его Величеству Царю Болгар Симеону II Орден Святого Иоанна Рыльского I степени, а Министр-председатель Бойко Борисов был удостоен Святого Царя Бориса Крестителя. В церковных торжествах участвовали представители 13 Православных Церквей, руководство Республики Болгарии и другие приглашённые лица.
Царь Болгар Симеон II с супругой Царицей Маргаритой в день венчания Кронпринцессы Шведской. Стокгольм, Швеция, 19 июня 2010г.
В тоже время Президент Р. Плевнелиев призвал Церковь пересмотреть своё решение, что, безусловно, является недопустимым вмешательством светских властей в делах религиозных организаций, тем более Болгарской Православной Церкви, которая была отделена от государства в 1949 года и избавилась от опеки коммунистического режима в 1990-м. При этом глава государства присутствовал на торжествах 2 мая на Божественной литургии, во время которой возглашалось имя Царя Симеона. Г-н Плевнелиев в разговоре с представителями СМИ назвал себя «скромным мирянином и христианином», подтвердил своё «глубокое уважение к Болгарской Православной Церкви», но всё же проявил непоследовательность, прикрываясь словами о народном единстве и примере Царя Бориса I Крестителя, и подчеркнул необходимость отмены поминовения Его Величества в болгарских православных храмах. Причём отметим, что согласно переписи 2011 года около 60% населения Болгарии является православными христианами, а из них только около 14% регулярно ходят на богослужения.
Спустя два дня, 4 мая секретариат монарха опубликовал сообщение, в котором призвал отказаться от «теорий заговора и мелких политических игр, которые не имеют ничего общего с решением Священного Синода». В сообщении было подчёркнуто, что Царь Симеон II не раз подчеркивал своё намерение служить Церкви и Республики, что и подтвердил не раз. Хотя в многочисленных интервью к 100-летию Первой Мировой войны, Его Величество не отрицал, что восстановление монархии в Болгарии возможно и даже желательно.
Своеволие проявил и митрополит Врачанский Калиник (Александров), который отказался поминать имя Царя болгар до получения письменного решения Священного Синода, но при этом отметил, что окончательное решение может быть принято только на сессии в июне сего года. Это было бы удивительно, если не знать, что владыка Калиник находился в расколе в 1992-1998 годах и был агентом спецслужб коммунистического режима с 1968 года, когда занимал должность протосинкелла Доростольской митрополии в сане архимандрита.
В интервью, данных на прошедшей неделе, Его Величество лично отверг домыслы о своём возвращении в политику и связанном с этим апрельским решением Священного Синода. Он напомнил, что недавнее письмо многочисленных болгарских общественных и политических деятелей с призывом к монарху активнее участвовать в общественно-политической жизни Болгарии, было им отклонено. В итоге Царь Симеон II был вынужден написать Священному Синоду письмо с просьбой пересмотреть своё решение.
Монарх заявил, что, несмотря на то, что решение Церкви никак не ставит под угрозу конституционный порядок в стране, возникли «предвзятые толкования, нелепые и жалкие спекуляции, что привнесло нестроения в среду общественности и даже среди церковных иерархов». Поблагодарив Священный Синод за принятое решение о восстановлении традиции упоминания монарха во время богослужения и высокую честь награждения церковной наградой, Его Величество напомнил, что был миропомазан на Царство ещё в детстве, присягал на верности Тырновской конституции Царства Болгарии по достижении династического совершеннолетия и на верность конституции Республики во время вступления в должность Министра-председателя болгарского правительства. И, несмотря на всё это, монарх призвал пересмотреть решение Церкви.
Ситуация достаточно прискорбна, но неудивительна для посткоммунистического государства, которое так и не изжило всех предрассудков периода богоборческого государства и всей той лжи, которой дезинформировали народ о периоде монархии. Будем надеяться, что Болгарская Православная Церковь преодолеет эту нелёгкую ситуацию, а другие Православные Церкви последуют её примеру.
Станислав Павлов