Троллинг как речевая стратегия в интернет-пространстве

Mar 23, 2016 12:02

Выступление на научной конференции о всяких безобразиях в ЖЖ :)))

Ключевые слова: Интернет, интернет-язык,речевые стратегии, троллинг, астротерфинг

Самое важное, что случилось за последние десятилетия в области коммуникации, - это появление Интернета, который представляет из себя Глобальную или Всемирную единую информационную и коммуникативную систему. По данным Фонда общественного мнения, аудитория Интернета в России в 2015 году составила 76 миллионов человек.
Являясь открытым коммуникативным пространством, интернет оказывает огромное влияние на все сферы жизни общества.

Мы можем разделить коммуникативное пространство Интернета, условно говоря, на официально-деловое и неофициальное. В границах "официального" пространства оказываются сайты и порталы социальных институтов, в поле "неофициального" попадает любое неформальное общение. Именно последнее нас и интересует, так как официально-деловое общение в интернете мало чем отличается от делового общения и стилистики официальных документов в целом.

Ученые ведут нескончаемые споры о типологии сетевых жанров. Возникают дискуссии даже об объеме текста. Комментарии, например, можно считать своеобразным продолжением авторского текста? Ведь именно в комментариях даются важные авторские пояснения, разворачивается читательская дискуссия по теме. Многие читатели выбирают материал, ориентируясь на то, насколько активная дискуссия развернулась в комментариях. Чем больше откликов, тем лучше, по мнению читателя.

Именно в Рунете (русскоязычном сегменте Интернета) сейчас во всей полноте отражается наш с вами язык, во всех его переменных и константах. Интернет-язык влияет на все виды текстов в таких направлениях:
Происходит:
Усиление диалогичности (форумы, чаты, интернет-конференции - это понятно, но также любые тексты в интернет-прострастве приращиваются комментариями, на которые автор, как правило, отвечает);
Развитие так называемой разговорной письменной речи (сокращения, простые предложения, экспрессивная лексика, непринужденность);
Рост экспрессем и эмоционально окрашенной лексики в текстах;
Огрубление речи, постоянное формирование "облика врага".

Интернет меняет наши представления о классическом тексте, он изменил мир и, вне всякого сомнения, каждый день меняет нас самих.

В свое время книгопечатание обогатило словарный запас языка и способствовало фиксации норм письменной речи. Теперь интернет не только дарит нам немало новых слов, но и способствуют размыванию нормы.

Среди множества изменений текстового целого, к которым привело появление интернет-общения, можно отметить вещественную реализацию диалогичности, той диалогичности, о которой писал ещё Бахтин: "Язык живет только в диалогическом общении пользующихся им. Диалогическое общение есть подлинная сфера жизни языка. Вся жизнь языка, в любой области его употребления (бытовой, деловой, художественной и других) пронизана диалогическими отношениями (Бахтин 1979: 212)

Любой текст - это сочетание разных текстовых структур, в нем обычно имплицитно представлена диалогичность. В интернет-тексте эта диалогичность дана не только имплицитно, она нередко явно реализована посредством разных прямых вопросов автора, обращённых к читателю, и далее в полной мере проявляется в комментариях читателей. Комментарии - это продолжение текстового целого, важное продолжение, и это одно из главных отличий электронного текста от текста, воспроизведенного на бумаге.
Диалог в комментариях часто оказывается важнее самой информации в тексте, очень часто читатели обращаются к тексту только потому, что под ним много комментариев. Дискуссия после материала показывает, что тема востребована и интересна.
"Механизм взаимоотношения текста и аудитории основывается на напряженном взаимоборстве. Слушатель постоянно стремится определённым образом идентифицировать текст со своей памятью. Текст же в свою очередь постоянно врывается в память и трансформирует её. Диалог этот имеет напряжённо-драматический характер и в предельном своём воплощении тяготеет к взрыву" (Лотман 2002: 174-175).

Взрыв этот в пространстве Интернета имеет вполне вещественное воплощение и носит имя "холивар"(от англ. holy war, священная война). Холивар - жаркая, не всегда корректная дискуссия по теме, заявленной в тексте.

Свобода самовыражения личности в интернете, анонимность пишущего, ориентированность на непосредственный диалог являются не только положительными факторами, позволяющими пишущему раскрывать свой творческий потенциал, но также снимают многие общепринятые для публичного общения ограничения, такие, например, как этические и этикетные.

Тогда мы имеем дело с вербальной агрессией или с созданием так называемой "смеховой" ситуации в коммуникации, когда речевое поведение одного из коммуникантов выходит за границы "приличий", но не несёт в себе интенция оскорбления.

Можно сказать, что интернет - это особый мир и, чтобы выжить в нем, мы должны стать "особыми" людьми, освоить правила присутствия в этом пространстве.
Для создателей интернет-текста необходимы базовые лингвистические навыки, владение материалом по теме статьи, языковая компетентность и интерактивная компетентность.
Интерактивная компетентность - это способность устанавливать адекватный речевой контакт с партнером по интернет-коммуникации.

Анонимность, непредставленность, равностатусность, с одной стороны, позволяют автору искренне и открыто высказывать свое мнение, но, с другой - делают возможным такое явление, как троллинг.

Троллинг - психологическое и социальное явление, возникшее в интернете в 90-е годы. Это публикация провокационных и/или заведомо ложных статей и сообщений с целью вызвать дискуссию, конфликт.
Считается, что термин был позаимствован из рыболовства, где троллем называют приманку на крючке (от англ. Trolling - ловля рыбы на блесны).
Правда, сейчас этот термин связывается в сознании русскоговорящего человека, скорее, с образом сказочного злобного тролля. Поэтому человека, который выступает в такой манере, нередко называют "жирный тролль".
Стратегии тролля:

Окказиональный поворот диалога
Ненормативная лексика (блог Артемия Лебедева)
Категоричность высказываний
Нелицеприятные отзывы о тексте и его авторе
Игра на оппозиции "свой-чужой"

Термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Это жаргонизм, принятый в среде пользователей виртуальных сетей.

ТРОЛЛИНГ - Словарь компьютерных терминов:

"Троллинг (от англ. trolling - блеснение, ловля рыбы на блесну) - написание в Интернете (на форумах, в группах новостей Usenet, в вики-проектах, ЖЖ и др\.\) провокационных сообщений с целью вызвать флейм...

Флейм (от англ. flame - огонь, пламя) - «спор ради спора», обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (напр. интернет-форумы, чаты, социальные сети и др."

Едва ли не каждая информация о троллинге начинается с этимологической справки (троллинг от английского trolling - ловля рыбы на блесну, «блеснение») и напоминания о том, что тролли в скандинавской мифологии - уродливые, неприятные, всем вредящие создания.

Набор ключевых слов, сопровождающих описание троллинга как самими пользователями, так исследователями этого вида сетевой коммуникации, укладывается в такой оценочный ряд: провокация, подстрекательство, обман, клевета, агрессия, издевательство, оскорбление...

Мы можем рассмотреть это явление в нескольких направлениях:

Первое - тот контент, в рамках которого могут быть реализованы основные стратегии и тактики тролля. Это текст, комментарий, картинка, графические элементы пиктограммы (эмотиконы , смайлики).

Второе - можно рассмотреть, какой вид коммуникации можно отнести к такому явлению, как троллинг.

Почва, на которой взросло и дало обильные плоды это явление, - анонимность. Многие пользователи общаются в виртуальном пространстве анонимно, они просто придумывают себе условное имя - ник. Интернет предоставляет широкие возможности для экспериментов с собственной идентичностью и формами самопрезентации
Анонимность в какой-то степени подразумевает безнаказанность. Бескомпромиссные суждения и социально-агрессивное поведение поддерживаются тем, что в интернете можно жить сразу несколькими жизнями, иметь несколько имён (ников) и фейковые аккаунты.

Именно поэтому каждому участнику интернет-общения известны персонажи, врывающиеся на форум, вклинивающиеся в комментарии с целью оскорбить своих собеседников.

"Ещё в феврале 2014 года увидели свет результаты очень обстоятельного и очень представительного социологического исследования, ставившего перед собой задачу психологического (и психиатрического) анализа поведения «форумных активистов». (Иными словами - троллей - А.Н.).

Учёные из трёх канадских университетов - Эрин Бакелс (University Учёные из трёх канадских университетов - Эрин Бакелс (University of Manitoba), Пол Трапнелл (University of Winnipeg) и Делрой Полхас (University of British Columbia) - опубликовали на портале Elsevier (это одна из крупнейших в мире площадок для публикаций научно-технических и медицинских исследований, объединяющая 30 миллионов исследователей, преподавателей и студентов) отчёт о проделанной работе, озаглавленный «Trolls just want to have fun» («Тролли просто хотят веселиться»).
Главная задача, которую ставили перед собой исследователи, - создать психологический (и психиатрический) портрет типичного «форумного активиста». На выходе получилось такое, что волосы встали дыбом :-).
Опрос проводился на платной основе на мегаплощадке - Amazon Mechanical Turk, привлекающей сотни тысяч нетизанов, желающих поучаствовать в выполнении так называемых HITs - Human Intelligence Tasks, интеллектуальных заданий, не поддающихся компьютеризации.
Было рекрутировано 418 добровольцев, которые заполнили обширные комплексные тесты, призванные идентифицировать два параллельных и внешне никак не связанных профиля: с одной стороны, определялась склонность респондента к сетевому троллингу, с другой - измерялась степень проявленности и создавалась корреляция с «Черной Тетрадой» - набором из четырёх психологических характеристик - нарциссизмом (мания величия, высокомерие, эготизм и отсутствие эмпатии), макиавеллизмом (склонность к циничному манипулированию и эксплуатации окружающих), психопатией (склонность к антисоциальному поведению, импульсивность, отсутствие угрызения совести) и садизмом (получение удовольствия от нанесения боли и страданий).
Психологические характеристики выделяются в единую группу («Чёрную Тетраду») по той причине, что чаще всего проявляются, как говорится, в «одном флаконе»: человек, склонный к садизму, успешно развивает в себе и три остальных качества (и наоборот - связи тут паритетные).
Отношение к троллингу респондентов детерминировалось по пяти признакам получения удовольствия от участия в сетевых дискуссиях и размещении собственных комментариев на форумах и ветках обсуждения. То есть спрашивалось, что нравится больше всего: «обсуждать вопросы, которые вас интересуют», «просто побеседовать с другими участниками обсуждения», «завести новых друзей», «потроллить других» или «что-то другое».
Теперь - выводы. Первое, что сильно обрадовало, хотя и полностью совпадало с хорошо известными давно уже цифрами: потенциальных троллей в сети оказалось 5,6% (другие исследования называли диапазон от 5 до 10%). «Подискутировать» предпочли 23,8%, «початить» - 21,3%, лишь 2,1% пожелали завести новых друзей, а подавляющее большинство (тоже общеизвестный факт) - 41,3% - вообще заявили, что никогда не оставляют своих комментариев на форумах и ветках обсуждений в интернете.
Результаты же психологического тестирования получились просто ошеломляющие: мера проявленности «Черной Тетрады» у сетевых троллей не просто на несколько порядков превосходит эти качества у всех остальных групп пользователей, но в буквальном смысле зашкаливает. То есть перед нами совершенно больные в психическом смысле слова люди. На полную голову.
Но и это ещё не все. Максимальную степень проявленности «Черной Тетрады» у «сетевых активистов» демонстрировал садизм (минимальную - нарциссизм), причём также была установлена прямая связь меры садистских наклонностей с количеством времени, которое человек проводит на форумах, и количеством постов, которые он размещает. Чем больше времени тролль сидит онлайн и чем больше строчит комментов, тем интенсивнее у него проявляются садистские качества!
Разумеется, изучение этого паноптикума нужно проводить и дальше, причём все более интенсивное и все более обстоятельное. Во-вторых, теперь, когда не остаётся сомнений в том, что перед нами психически ненормальные люди (раньше ведь что у нас было? одни интуитивные догадки да личный опыт общения!), можно плавно переходить к следующему этапу регулирования сетевых ресурсов (порталов, форумов, социальных сетей) - разработке эффективных средств защиты от психопатов"(Сергей Голубицкий "От Лулзов к Черной Тетраде: печальная эволюция форумных активистов").

Таким образом, 5% пользователей являются троллями потому, что они нездоровы. Именно так проявляется их психическое нездоровье.
Такие тролли очень заметны, их отличает ничем не мотивированная агрессия, в их высказываниях мы можем видеть ненормативную лексику, грубые реплики в адрес своего собеседника, критику его внутренних и внешних качеств. Цель этого тролля - сделать диалог неконструктивным, обидеть собеседника, вывести его из себя.
Данный троллинг менее всего интересен для исследователей. Скорее, это работа психиатров - изучать таких людей.
Все остальные просто должны знать о существовании подобного явления, уметь заметить его и нейтрализовать. Обычно такой работой занимаются модераторы форумов и сообществ, в личных блогах - сам автор.

Какие действия возможны по отношению к троллю? Думается, что только так называемый "бан", то есть запрет на комментарии на данной площадке. Иначе через какое-то время дискуссия станет невозможной, читатели уйдут.

Гораздо интереснее так называемый "креативный троллинг".
Этот троллинг также может использует речевые формулы, характерные вообще для тролль-общения.
Такие как:
негативная номинация лица с точки зрения интересов общества (фашист, проститутка, бандит, вор);
негативная оценка деятельности кого-либо (русофоб, юдофоб, двурушник);
зоометафоры (свинья, обезьяна, баран);
слова, обозначающие действия, которые воспринимаются обществом отрицательно (украсть, убить, насиловать);
бранные слова, обсценная лексика, то есть мат;
эвфемизмы, которые на самом деле таковыми не являются (женщина лёгкого поведения, агент спецслужб);
искусственно создаваемая безграмотность;
инвективная лексика, которую составляют слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценке оскорбление личности адресата, интенция пишущего унизить, оскорбить, опозорить адресата своей речи. Среди таких слов есть и относящиеся к литературному языку: гад, гаденыш, гнида. Инвективная лексика относится к сфере речи эмоционально повышенной, аффективной.

Цель любого троллинга − отвлечь участников дискуссии от сути острых тем, заменить конструктивное общение перепалкой, произвести вброс компромата, культивировать слухи - всё это знакомые признаки информационной войны, усиленные троллинговой активностью и безнаказанностью.
В сети активизировался астротерфинг −оплачиваемый вид троллинга, цель которого − создание искусственного общественного мнения через подставных пользователей. В качестве «троллей на зарплате» действуют специалисты широкого профиля, знакомые с механизмами троллинга, умеющие особым образом включаться в дискуссию (обычно в форме комментариев), учитывающие психологические особенности представителей того или иного сообщества. От исполнителей астротерфинга требуется оперативная реакция на те или иные события, знание особенностей троллируемой личности, её слабых мест.
Так что тролль - это не просто " невежливый человек".

В виртуальном пространстве встречаются:

тролль-текст
Это текст, в котором содержатся высказывания, унижающие честь и достоинство той или иной группы людей или определённого человека;

тролль-комментарий
Комментарий - главная цель которого унизить и оскорбить собеседника или автора поста;

тролль-картинка
Очень часто пользователь-тролль выбирает себе аватару (аву) тоже представляющую из себя изображение злых мифических существ, гениталий, слов, относящихся к обсценной лексике. Правда, иногда тролль предпочитает замаскироваться при помощи так называемых "няшных" картинок. Так, ава тролля под ником "историк", который "работает" на платформе ЖЖ, представляет из себя фотографию маленького рыжего котёнка.

Очень часто собеседник обращает внимание именно на аватару собеседника, невольно отождествляя своего оппонента с той картинкой, которую видит. Поэтому особой неожиданностью оказывается то, что "котёнок" вдруг начинает изрыгать трехэтажные ругательства.

Тролль может использовать и оскорбительные картинки в своих комментариях, и специальную прогу, которая показывает в каждом комментарии тролля аву того, кто в данный момент читает его сообщение. Те люди, которые не знают о существовании подобных программ, очень пугаются, увидя рядом с какой-нибудь скарбезностью то изображение, которое именно они используют в виде аватары, то есть "себя".

Типичные заголовки тролль-материалов (автор - Лена Миро, ТОП-блогер на площадке ЖЖ):
Люди низкого качества
Бездетная дрянь раздаёт советы
Страшные бабы в глянце
Жирные в топе
Представься, мразь
Сорокалетний лох и его женщины
Грязный оладух
Свиньи в апельсинах любви
Сливное ведро и свинья-вампир - хороша семейка
Что делать с маленькими гаденышами и соседями.
Это только часть материалов за два месяца. Если посмотреть заголовки за более длительный период, станет заметно, что Лена Миро чаще всего использует такие слова, как свиньи и жирные, а также производные от них.

Глагол троллить отражает явление, но сглаживает наше отношение к этому явлению.
Чтобы оправдать троллинг, часто приводятся такие аргументы: "тролль иногда говорит и пишет правду, неудобную тем, кто живёт во лжи" или "успешные тролли привлекают много желающих продолжить разговор", поднимают рейтинг текста.

"Тонкий троллинг" обычно строится без привлечения бранной лексики:

Приведу несколько примеров.
Вот тролль-текст,главная тема которого явление, но явление рассматривается в направлении отдельных персоналий:

"Посмотрите на наш прекрасный жж-зверинец
Вот жираф Фрицморген величественно роняет на солому монументальный кал. На шум выпускаемых газов слетаются блогеры калибром пожиже, через минуту куча расклевана хейтерами и копипастерами.
В соседнем вольере макака Миро, оскалив в очаровательной улыбке желтые клыки, носится по клетке как безумная, кусая всех, кто попадется под руку. Притомивший, выполняет свой коронный номер, предъявляя публике красный зад (на языке приматов: «к спариванию готова»).

Возле клеток с обезьянами вообще традиционно людно, особенно если в наличие имеются дитеныши. Блогеры-овуляшки с удовольствием демонстрируют заботу о молодой поросли: вот они дают титю, вот выкусывают блох, а вот тут строго наказывают за озорство, а что делать? Таких блогерш можно припасти побольше, народу нравится мимими" (автор - блогер amikron /Юрий Измайлов/, текст "Макака, жиров и другие обитатели ЖЖ").

Тролль-текст, рассматривающий определённое явление с иной оценочной характеристикой, чем принято в обществе:
"Платок, закрывающий лицо - это самое гениальное изобретение. С одной стороны, мужчина спокоен за свою женщину - никто на нее не пялится. С другой стороны, для женщины бурка - это шапка-невидимка. В платке можно пойти куда угодно, и никто не знает, где ты была. Можно перемещаться по городу без палева.

У восточной женщины полностью отсутствует необходимость "продавать" себя своим внешним видом. Ей не нужно нравиться незнакомым людям, у нее есть семья. И эта семья защищает ее, когда женщина находится в опасной среде - на улице. Дома женщина платок не носит, а делает что угодно и одевается как хочет.

Европейцы не могут догнать простого факта: на Востоке женщина чувствует себя в полной безопасности с рождения до смерти. Нигде больше такого комфортного чувства безопасности женщины не испытывают"
(Автор - блогер Артемий Лебедев (Тема). "Женщина в исламе")

И тролль-текст - оскорбление отдельного человека.

"Как предсказуема MALKA_LORENZ. Пару дней назад высказался по поводу ее внешности, причем, довольно тактично, как истинный джентльмен. В результате у Сонечки постравматический синдром и классическое застревание.
Держалась неделю, бедолага, обгрызая ногти до крови, но не вынесла душа поэта: обратилась к своим френдам с вопросом: "Неужто я и правда старая карга" (произносить игриво, кокетливо играя с локоном волос).
Те обозвали меня жалким завистником, а чего еще было ожидать, если весь ее бабский хор это свора безмозглых кокоток, озабоченных своим возрастом. То есть вообще больше ничего не волнует.
Кто-то должен сказать женщине, что она уже бабушка".
(Amikron)

В тролль-комментариях также могут присутствовать явно оскорбительные высказывания, а может этого и не быть.

Вот пример комментария, призванного оскорбить собеседника:
"Хм. Знаете что у вас точно получилось? Вы только что совершили каминг-аут как педераст (ибо только они совершают гомосексуальные оральные половые сношения). :))".

Хочу также показать очень интересный пример массового троллинга, сделанного совсем иначе. Здесь, напротив, мы видим огромное количество слов с положительной оценкой. Интрига в том, что автор написала пост, который называется:
"Как на ЖЖ сделать ссылку на человека или сообщество" (автор:http://sad-mangiana). То есть блогер показала ЖЖ-читателям, как произвести элементарное действие, которое умеют выполнять абсолютно все пользователи сети. И дискуссия развернулась в направлении гипертрофированного восхваления автора поста:
makcumka82
23 сентября 2015, 13:37 (местное)

А я всё думал как это они делают.
Спасибо! От всей души вот

butch_ara
23 сентября 2015, 13:38 (местное)

Сколько лет вы были в коме??????

andorson
23 сентября 2015, 13:39 (местное)

Спасибо, Лорик! Ты сделал классный и полезный пост! Теперь я умею сделать ссылку в человека на ЖЖ!!! Как тебе пришла такая мысль на голову?

makcumka82
23 сентября 2015, 13:40 (местное)

Ещё вопрос. А как можно на Вас подписаться? С удовольствием бы читал

solyeri
23 сентября 2015, 13:41 (местное)

вау, оказываться это так просто!

renegad
23 сентября 2015, 13:41 (местное)

Как здорово что все мы здесь сегодня собрались! Годный пост, пиши еще!

sad_mangiana
23 сентября 2015, 13:48 (местное)

samotelkin
23 сентября 2015, 13:42 (местное)

Это просто магия какая-то!!! Спасибо большое... нет, СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

wordsmsdnua
23 сентября 2015, 21:04 (местное)

СПАСИБИЩЕ!

vsem_napokaz
23 сентября 2015, 13:42 (местное)

Кто бы мог подумать, что в ЖЖ столько возможностей! Огромное спасибо за великолепное изложение и наглядность!

emotion_lady
23 сентября 2015, 22:22 (местное)

вечер удался, ваш пост его украсил. Господи, где ж вы прятались до сегодняшнего дня? Сколько открытий чудных - и только для вас с Ларисой, а мы тут мучаемся все.

emotion_lady
23 сентября 2015, 22:40 (местное)

Да что вы? Правда? Вот как жаль, что не знала я Ларису, ну теперь-то весь русскоязычный сектор ЖЖ благодаря вам познакомился с ней. Вы несёте в массы добро и свет, это дорогого стоит.

ustden
23 сентября 2015, 16:14 (местное)

Подскажите, пожалуйста. Если я в Литве у меня так же будет?

nikolka22
23 сентября 2015, 16:19 (местное)

так же. но всегда с небольшим опозданием(

golden_pit
23 сентября 2015, 15:59 (местное)
Track This
Теперь я понимаю Фрейда. Почему он говорил,что почти все люди сволочи.

Мы видим, что весь диалог построен на ироничном восхвалении автора поста. И только последняя реплика несколько приоткрывает тот факт, что это троллинг.

Есть ещё одно, о чем стоит сказать: с некоторых пор в сети принято называть троллем каждого, кто не поддерживает твою точку зрения.
Определение "троллинг" давно покинуло виртуал и перешло в реал. Мы теперь и на улице можем услышать реплику:"Что ты меня троллишь?"

Я сама, являясь ТОПовым (популярным, занимающим первые позиции в рейтинге) блогером, задала своей читательской аудитории вопрос, кто такие тролли. Вот некоторые ответы.

Читатели моего блога о таком явлении, как троллинг:

"...не стоит все в одну кучу валить. Стало модным чуть что не нравится, объявить человека троллем. Это размазывает понятия, если называть "троллями" всех подряд, тем самым как бы легитимизируется такое поведение: а что, все троллят. Это как "все воруют" - ну раз все, то это вроде как уже и не стыдно, и приемлемо.
Троллей мало на самом деле, и как пишут в исследовании, это очень специфическое и чисто виртуальное явление, которому нет аналога в реальной жизни".

"…а для меня тролль- это хам и есть"
Вот это и есть та подмена понятий, о которой я говорю.
Хам - это хам, зачем его именовать другим, новым словом - просто потому, что оно модное?
Новые слова возникают для обозначения новых явлений. Тролль может быть хамом, может не быть. Его суть не в хамстве. У него вполне определенная цель имеется, которую можно достигать разными средствами. Хамство - только один из них, самый грубый, а есть множество других, более тонких. Можно не хамить и быть злостным троллем тем не менее. Такие на самом деле гораздо больше вреда приносят.

А хамство было всегда, задолго до троллинга, и у хамства может быть много разных причин, к троллингу никакого отношения не имеющих. Например, чаще всего когда хамят? Когда вы человека чем-то сильно задели или достали (вы можете этого даже не заметить, мало ли какие у него больные мозоли), и он вас грубо посылает. И в чем тут троллинг?"

"Феномен конечно очень такой... Нормальному человеку в принципе трудно оценить кто перед ним, ему не приходит в голову что от оскорблений, унижений другого человека в сети можно получать удовольствие, вот и догадки что-то случилось, его кто-то обидел и так далее.
Только после наблюдений уже начинаешь понимать, ну хорошо даже допустим ты не понравился кому-то и подвергся нападению, не может же это длится вечно, опять же здоровому человеку надоест придираться к кому-то и выражать свое возмущение, нормальный человек старается не общаться с тем кто вызывает у него раздражение скажем так.
И только потом уже начинаешь понимать,что нормальный человек такого делать не будет.
Печально что это возвели в моду, некоторые гордятся тем что знатные троли, в жж можно встретить прилюдные такие откровения.
Куда катится общество не понятно, люди получают удовольствие от негатива, получают удовольствие от того что к ним кто-то испытывает негативные эмоции, ведь троль в принципе вызывает негативные эмоции.
Помню фразу сказанную знакомым - Гайцы долго не живут, а каждый проедет и плюнет или скажет что-то не хорошее.
Троли как гайцы. )"

"Нападение на конкретного человека, если оно продолжается постоянно, да еще с привлечением других - это травля.
Троллинг не может быть катализатором обсуждений - тролль как раз старается разрушить общение всей группы, сорвать нормальное обсуждение вопроса, увести его из конструктивного русла в деструктивное, причем намеренно. В этом суть троллинга. А то действительно, можно любое высказывание неугодного или неприятного мнения объявлять "троллингом" - вот вроде как и "разоблачил" оппонента, и не надо ему ничего доказывать, можно теперь уже его безнаказанно гнать и травить как "тролля".
Человек, который у себя в журнале пишет какой угодно провокативный проблемный текст, не может быть троллем по определению. Он ни к кому не приходит, ни в чей разговор не вмешивается и его не ломает. Наоборот, это остальные к нему приходят и обсуждают. Он создатель обсуждения, а не его разрушитель. Не нравится тебе тема - проходи мимо, никто тебя не заманивает и силком не тащит читать и выслушивать всякие гадости. Если вам не нравится обсуждать такие темы и в таком тоне, не вступайте в обсуждение, и вы защищены.
Тролль же провоцирует совсем другое - скандалы и склоки в относительно мирном месте, где до его прихода шло нормальное человеческое общение. Это его цель, которой он добивается сознательно. И от троллинга защищаться очень трудно, тем он и опасен. И тут модерация действительно единственный выход, все остальные неэффективны" ( орфография и пунктуация авторов сохранены).

В данной статье были перечислены наиболее явные особенности такой речевой стратегии, как троллинг. Учитывая влияние Интернета на всю нашу жизнь, мы можем сделать вывод, что интернет-текст оказывает и будет оказывать огромное влияние на культуру нашей речи, специфику общения, как в виртуальном пространстве, так и в реальном. Под его влиянием изменится и уже меняется язык газет и журналов, художественной литературы, весь речевой культурный контекст нашего бытия.

Литература
Барт Р. Мифологии. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. - 314 с.

Бахтин М. Проблема речевых жанров// М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. - М.,1979. - 212 с.

Голубицкий Сергей. От Лузлов к Чёрной тетраде: печальная эволюция форумных активистов (http://computerra.ru/9447).

Копнина Г. Речевое манипулирование. - М.: Издательство "Наука", 2014.

Лотман Ю. История и типология Русской культуры. - С.- Петербург: Издательство "Искусство - СПБ", 2002. - 174-175 с.

Тошович Б. Интернет-стилистика. - М.: Издательство "Наука", 2015.

Интернет-коммуникация как новая речевая формация. - М.: Издательство "Наука", 2012.

Автор текста: Николаева А.В., к.ф.н., доцент кафедры стилистики русского языка МГУ

Наука и жжизнь

Previous post Next post
Up