Конец истории любви

Feb 18, 2015 22:07

По жизни так скользит горячность молодая,
И жить торопится, и чувствовать спешит!
Напрасно прихотям вверяется различным;
Вдаль увлекаема желаньем безграничным,...
П. Вяземский
Начало: http://nikolaeva.livejournal.com/279592.html

Москва послевоенная. Это к ней в полной мере можно отнести слова Вяземского "И жить торопится, и чувствовать спешит..."

Люди так устали от горя и смертей! Еще не все разрушенные здания восстановлены, еще голодновато и бедновато, но каждый год по радио объявляют о снижении цен на продукты, и кажется, еще чуть-чуть, и начнется яркая, интересная, совсем другая жизнь.
Они выжили в страшной войне, они молоды и любят друг друга, разве этого мало для счастья?

Мало. Потому что вокруг много разного.
Эти девушки первых послевоенных лет. Беленькие носочки, платья в цветах, крутые шестимесячные кудряшки, яркая помада. Их детство и юность опалила война, и теперь их трудно чем-нибудь испугать.
Они видели, как уходят родные и любимые мужчины и больше никогда не возвращаются. И теперь они готовы на все, чтобы успеть урвать свой кусочек женского счастья, получить то, чего были они лишены долгие годы.

Мужчин, здоровых, красивых и умных, было мало. Их-то и так всегда очень немного. А тут...

Ох, эти вдовьи танцы по вечерам.
В парке, на площадке, в желтом свете фонарей кружатся пары. Девушка с девушкой. Редко где мелькнет военный китель или кепка. Каждую настоящую пару провожают с тоской десятки глаз
Так хочется любить!

На Анечкину беду, Федя был очень хорош собой: высокий, стройный, веселый, кудрявый. И ноги-руки на месте. Да еще поступил в МГИМО. А там совсем юные студентки-мосвички, беззаботные, красивые. Как и сейчас, Институт международных отношений собирал в своих стенах самых сытых и благополучных.
Были, конечно, и фронтовики, и золотые медалисты-зубрилы, а все же больше всего золотой московской молодежи. Дети и внуки дипломатов, отпрыски высоких чиновников. Но юный Федя не стушевался в такой компании, отнюдь. Более того, именно он повесил в фойе института объявление:" Кто хочет как следует повеселиться, обращайтесь к такому-то".
И искатели приключений потянулись к Феде Петренко.

А он всего-навсего набирал команду в байдарочный поход. Его всегда манили приключения, дальние реки и горы. И таких, как он, было немало.

На долгие годы стал Федор предводителем известного туристического куста. И с гордостью носил имя Торга,что на каком-то северном наречии означает "начальник".

Самодельные байдарки, ночные костры и душевные песни, красивые смелые девчонки и река в лунном свете.
А дома жена и двое малышей, безденежье и постоянные заботы.

Неудивительно, что дневник моей бабушки Ани полон ревнивых подозрений и обидных слов. То какая-то Марина, потом еще другая. Кто они?

Мама Аня никогда об этом нам не говорила. Дед всегда утверждал, что всю жизнь был верен своей Анечке и никто ему не был нужен.

Может, и так. Но жизнь любимой Анечке он устроил адову.
Она тяжко работала, воспитывала детей, жила по съемным углам вместе с дедушкиным братом Леней и сестрой Раей.

Да-да. Как только дед перебрался в Москву, он выписал к себе брата и сестру: им тоже надо учиться. А Анечка должна всех кормить и за всеми ухаживать. Это не обсуждается! Дед очень любил свою родню.

Как выдерживала такую нагрузку истощенная и постоянно голодная юная женщина, просто не представляю.
Через три года после Вити родилась дочка Наташа. Теперь в семье трое маленьких детей: Света, Витя и Наташа.
Аня делала все, чтобы Федя смог доучиться. Именно ее зарплата была основным источником дохода большой семьи - трое детей, четверо взрослых, если считать дедушкиных брата и сестру. А еще Аня считала своим долгом хоть немного помогать родителям.

Отношения в этом родственном коллективе складывались непросто. Рая всячески демонстрировала Ане свое неприятие, ревновала ее к брату. Леня был мягче, но помощи от него тоже было немного.

Федя усиленно делал карьеру. И она делалась. Ему предложили работать сначала в газете "Правда", а потом в Центральном комитете партии.
Кстати, именно в "Правде" в эти годы мой дед познакомился с моим будущим отцом, Владимиром Николаевым.
Мой папа в ужасе спрашивал тогда у деда, зачем ему столько крошечных детей, даже не подозревая, что один из этих карапузов - его будущая жена.

Аня с дочкой Светочкой


Федя с Витей и Светой


Но постепенно жизнь налаживалась. Федору дали большую квартиру в знаменитом доме на Котельнической набережной, так называемой "высотке".
Аня и Федя стали выезжать за рубежи родины. Побывали во Франции, Италии. И это в те времена, когда простой советский человек еще и о Болгарии не мог мечтать.

Дети росли. Конечно, большую часть времени они были предоставлены сами себе: родители много работали.
Но нельзя сказать, что это их сильно огорчало. Смекалистые ребята умели сами себя развлекать.
Моя мама Света и ее младший брат Виктор весело развели как-то на кухне костер.
Да и на улице было чем заняться: вокруг кипела стройка. Огромные котлованы, бетонные блоки - что может быть лучше и прекраснее для детских игр?!

А Витя еще и изобретателем оказался. Состряпав взрывчатку, он положил ее под стул школьного сторожа. И только случайность помешала последнему воспарить к голубым небесам. Какой-то прохожий стал невольным свидетелем закладки снаряда и обезвредил группу юных подрывников.

Так что весело жила молодая поросль. Не скучали с такими милыми детьми и родители.

Федя и Аня с годами почти не менялись. Ни внешне, ни внутренне.
Аня


Страстные выяснения отношений и не менее страстные примирения запомнились всем детям.
Но к этому уже все привыкли. Поэтому как гром среди ясного неба прогремело слово "развод".

Моя мама к тому времени уже жила отдельно. Она вышла замуж, и у нее родилась я. Витя учился на физтехе. Наташа готовилась к поступлению в университет.

Все дети получились очень удачные. Дочки - необыкновенные красотки, сын Витя - гениальный физик, будущий ученый с громким именем.

А какие еще могли быть дети от такой великой любви?

Прекрасные дети, идеальный дом. Анечка была фантастической хозяйкой. Удивительная чистюля, бесподобная кулинарка.
Отец семьи чадолюбив и по-прежнему влюблен в свою Анечку. Какая муха укусила их, уже прошедших столько и преодолевших войну, голод, нищету, жизнь по съемным углам, молодую ревность?
Что им сейчас-то не хватало?

Эти вопросом потом долгие годы задавались все - и родные, и друзья, и просто знакомые.

Формальный повод для ссоры был даже не смешон, а просто нелеп.

В преддверии выходных мама Аня раздобыла в магазине хороший кусок мяса для семьи. Тогда это было весьма не простая задача. А ее муж Федя, узрев в субботу утром шмат мяса в холодильнике, не задумываясь утащил его вместе с собой в очередной одноневный поход.

И тут в Ане что-то сломалось. Она разом припомнила мужу все: иждивенцев-родственников, много лет сидевших на ее тонкой шее, разных Марин в телефонной трубке, новые ботинки в шкафу мужа, собственное старое пальто. Слова летели пулеметной очередью, дед в панике бежал с поля боя и поселился в квартире у друга юности.

Мама Аня не могла успокоиться. Добрая подруга Таня посоветовала ей накатать жалобу на деда в партком по месту работы: пусть, мол, они его там пропесочат, не повадно будет из дома бегать!

Это был неверный ход. Дед годами выгрызал себе свои должности и регалии. Нищий и никому не нужный парень из украинской глубинки, он сумел достичь очень многого, и вот теперь самый близкий человек хочет разрушить все то, что он с таким трудом строил.

Деду вкатили строгача по партийной линии, понизили в должности (в то время строго следили за моральным обликом государственных чиновников), и он ... развелся.

Аня никак не ожидала такого финала. Конечно, гордость не позволила ей идти на попятную, но она была убита.

Как-то мама Аня рассказала мне, что первое время после развода она уезжала в выходные за город, уходила далеко в лес и там кричала, кричала что есть силы от боли и горя.

Мне кажется, она надеялась, что Федя все же вернется.
Но он не вернулся, он... женился.

Дед привык жить в семье, он не смог долго быть один.
Чтобы не сойти с ума, маме Аня пришлось возненавидеть его.
Любовь очень легко превращается в ненависть. Так закончилась история любви, которую я не застала, и началась история ненависти, свидетелем и участником которой я была большую часть своей жизни.

Летопись семьи

Previous post Next post
Up