3. Вятские Поляны: Шпагин, шляпы, церкви

Jul 15, 2018 14:52

Утром мы проснулись в уржумской гостинице "Утро" и сразу после завтрака отправились в Вятские Поляны. Сразу после выезда из города местность стала достаточно дикой, попадались только небольшие деревушки, спрятанные в лесах. В одном месте на обочине дороги нам вдруг встретился зайчик. Он повел ушами и шмыгнул в кусты. Заметив его, мы радостно загыгыкали гыгыканем горожан, для которых контакты с живой природой ограничиваются котом (впрочем, если он сам еще помнит, что он живая природа, а
не мохнатая машинка по переработке еды в фекалии).

В Малмыжском районе леса сменились небольшими перелесками, местность стала более открытой. При въезде в долгожданные Вятские Поляны в первую очередь бросились в глаза частные дома, сделанные путем отделки старой избы кирпичом и объединения ее с гаражом общей крышей. Получается достаточно несуразно, но встречается в частном секторе города практически повсеместно, такой вот вятскополянский конструктивизм.

Мы сразу же отправились в Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина, потому что у него (музея, а не Шпагина) в воскресенье короткий день. Для тех, кто не знает: Георгий Семенович Шпагин - советский конструктор-самоучка, во время Великой Отечественной войны он создал ППШ - весьма узнаваемое оружие с магазином, похожим на консервную банку. Именно с ППШ изображены советские солдаты в любом фильме про войну и на любом памятнике (кроме тех, где они с символическим мечом), и не зря: этот пистолет-пулемет оказался настолько удачным благодаря простоте изготовления и надежности, что его окрестили оружием Победы.





Во дворе скромненького шпагинского домика все очень аккуратно, слева от калитки в небольшом сарайчике - лазерный тир, и на его стене сделана главная фотозона музея: огромные буквы "ППШ" из фотохроники, обозначающие в данном случае "Память. Победа. Шпагин".



В доме нас встретила экскурсовод - красивая молодая татарка по имени Аниса Халимова (в Малмыжском и Вятскополянском районах много татар), по совместительству заведующая музеем. Она провела для нас удивительно содержательную для такого небольшого дома экскурсию.



В 1941 году Шпагин с семьей (у него была жена и четыре дочери) был эвакуирован в Вятские Поляны, чтобы наладить выпуск ППШ на Вятско-Полянском машиностроительном заводе „Молот“. Нам с Димой его домик (которому сейчас чуть более 100 лет) показался слишком неказистым и маленьким для кавалера трех орденов Ленина, но экскурсовод обратила наше внимание, что обычно эвакуированные жили в бараках в гораздо худших условиях, а у семьи Шпагиных был все-таки отдельный дом у самой реки.



Однажды Георгия Семеновича вызвал Сталин. Шпагин поехал в Москву и исчез. Надо ли говорить, как дома все переволновались! Но вот через три недели он приезжает на новенькой машине - подарке вождя. Шпагин был первым человеком в Вятских Полянах, у кого появился личный автомобиль.



Надо сказать, что Вятские Поляны Шпагин не любил и называл их Гадскими Полянами. Но уехать оттуда ему запрещали сверху, хотя ему за его труд подарили квартиру. Шпагин поехал в Москву на лечение рака желудка и в 1952 году умер там. После его смерти его жена переехала в Москву.



На такой грустной ноте экскурсия закончилась, и мы зашли в лазерный тир. Дима взял на себя Варю, которая начала капризничать, а я сделала 10 неожиданно метких выстрелов из настоящего ППШ, изготовленного в Вятских Полянах в 1944 году. Конечно, если бы я стреляла из оригинального ППШ, меня бы отдачей снесло в реку, но мое оружие было переделано на лазерное, так что никто не пострадал, даже мишень.



После тира настало время обеда. Мы съели пиццу в кафе "Неаполь" и решили не сбавлять темпы и заскочить еще в Музей головных уборов народов мира "Дом Шляп". Это современный музей, созданный в 2016 году предпринимателями Валерием Смолюком и Олегом Уваровым, которые в ходе кругосветной экспедиции "Hat Master" посетили около 40 стран и привезли более 700 самых разных головных уборов.



Сдуру мы взяли аудиогид, соблазнившись его низкой ценой - всего 20 руб. Но он вкрадчивым голосом с нотами благоговения про каждую шляпу рассказывал ее историю, применение и сакральный смысл, а Варя между тем очень заинтересовалась наушниками, так что в полной мере воспользоваться аудиогидом не представилось возможным.



Только я хотела сфотографировать схему упомянутой выше кругосветной экспедиции, как набежали сотрудники музея с огромным драконом (видимо, его планируется использовать в грядущем Фестивале шляп), и решили водрузить его прямо перед схемой.



Конечно, музей оформлен очень красиво и качественно, но надо быть настоящим фанатом шляп, чтобы рассматривать здесь каждый экспонат.



А для людей, которые интересуются головными уборами только тогда, когда начинают мерзнуть уши, Музей шляп - это, скорее, возможность сделать интересные фотки.



После Музея шляп мы наконец пошли вселяться в гостиницу "Вятка". Гостиничные номера расположились в "скворечнике", надстроенном над старинным зданием (еще один пример вятскополянского конструктивизма). Девушка-администратор была не очень любезна, заставила нас заполнять непонятно зачем нужные анкеты (в Уржуме это было ожидаемо, но не в "Вятке", у которой даже хороший рейтинг на "Букинге") и даже отдельно расписываться за Варю в том, что она ознакомлена с правилами пожарной безопасности (на минуточку: ей 11 месяцев, мы пока даже с правилами пользования горшком ее ознакомить не можем). Номер оказался, скажем так, тесноватым и темноватым, но, зато уже из XXI века.



Мы долго пытались уложить Варю на вечерний сон, но, увы, безуспешно. В итоге мы плюнули на это дело и пошли гулять к мужскому монастырю. Там входящих встречает надвратная церковь Онуфрия Великого, построенная в 2000 г.



На территории ухоженно, красиво, много цветов и котиков. Но мы пришли не за ними, а посмотреть Церковь Михаила Архангела 1728 - 1733 гг. постройки. Эту церковь перенесли из села Суши в 1998 году и поставили на кирпичный фундамент. Церковь много раз перестраивалась и реставрировалась, но местами все же остались очень старые бревна. Издалека церковь выглядит компактной, но вблизи она большая. Мы так поняли, что церковь действует в кирпичном цокольном этаже, а не в старинной части, и заходить туда не стали.



После церкви мы дошли до набережной. С нее открывается красивый вид на Вятку. Больше там смотреть особо нечего.



Прямо на набережной нас застал внезапный летний ливень, от которого мы кое-как спрятались под ближайшим деревом. Потом по свежим теплым лужам пошлепали в "Магнит" за едой на ужин и заодно взглянули на тот самый завод "Молот", который, кстати, делал не только ППШ, но и, например, первый советский мотороллер "Вятка". Завод - градообразующее предприятие города, но он в плачевном положении, уже много лет на грани банкротства.



Зато у него красивый забор, разрисованный местными художниками и школьниками на тематику малой родины. А Варя решила резко заснуть прямо у Димы на руках еще по пути к заводу.



Во время прогулки мы видели много разных домов - ухоженных и заброшенных, красивых и всяких. Вообще, в Вятских Полянах очень по-разному, какого-то единого стиля или четкой зоны исторической застройки мы не проследили. До приезда сюда Дима ожидал увидеть скорее старинный город, я - скорее советский, а Варя, видимо, хотела увидеть многоэтажки из девяностых, и Вятские Поляны решили оправдать сразу все ожидания.



Варя примерно до десяти вечера радостно ползала по сморенному сном после дороги и прогулок папе. Но встали мы все равно в 7 утра. Утром администратор почему-то была гораздо приветливее, чем накануне (пишу, чтобы восстановить справедливость). Но мы все равно не стали задерживаться в Вятских Полянах и рванули в сторону Иннополиса.

Россия, река, панорама, храм, на машине, на выходные из Кирова, архитектура, музей, Кировская область

Previous post Next post
Up