"И о том, в каких узорах кружева,
И о том, какая в Волге синева,
Чьи наряднее проспекты, чьи дома
Спорит Вологда и спорит
Кострома."
- вспомнила тетя Марина припев старой песни по дороге из
Костромы в Вологду. Ну что ж, посмотрим, что покажет нам Вологда.
На отрезке "
Кострома - Вологда" эстафету вождения принял Дима, и теперь ему предстояло въезжать в незнакомый город. Это оказалось делом непростым, потому что машин на дорогах Вологды много, а водители ездят не самым аккуратным образом, и Дима вздохнул с облегчением, когда мы наконец припарковались недалеко от кремля.
Как это часто бывает, кремль в Вологде - это ансамбль соборов, а крепостные стены не сохранились. Собственно, достойный кремль, кроме Москвы, мы пока видели только в
Нижнем Новгороде: в
Коломне он плохо сохранился, а в
Туле слегка пустоват внутри.
На Кремлевской площади мы с родителями разделились по интересам: они отправились в музей традиционного вологодского кружева, а мы предпочли музей "Вологодская ссылка", но сначала немного прогулялись вокруг соборов.
Вход в самый большой Софийский собор стоил 100 рублей, а подъем на его колокольню и вовсе 200. Мы не любим платный вход в церкви, да и колокольня в Вологде, на наш взгляд, вряд ли тянет на 200 рублей. Поэтому мы ушли с площади и пошли искать музей.
Каменный мост мы прошли, и я даже не заметила, что это он, потому что это скорее не мост, а коротенькая пешеходная улочка со скамейками. Где там эта река - попробуй найди. Зато за мостом царило оживление: была выставлена разная техника МЧС, и люди в форме стояли рядом и, скорее от безделья, чем от необходимости, натирали машины до блеска. Особенно позабавили всякие одинаковые черные чемоданчики, на которых было написано, что это разное суперсовременное оборудование. Что ж, поверим, раз говорите.
Наконец мы добрались до скромного музейного домика. И сразу же прочитали на калитке надпись, что летом в целях экономии бюджетных средств музей работает раз в неделю - по средам. Мы возмутились было, что на сайте об этом ничего не написано, но потом вычислили, что нам несказанно повезло: была именно среда.
На кассе одиноко сидела бабушка, которая осипшим голосом сказала, что экскурсию провести она нам не сможет, потому что она сегодня говорит весь день и устала. Но мы в принципе не обиделись, потому что она кратко объяснила нам, что смотреть.
Собственно, музей здесь образовался потому, что в этом доме жил какое-то время ссыльный Сталин. Его восковая фигура встречает посетителей в комнатке на втором этаже. Домик маленький, поэтому стенды очень интересно организованы: каждый стенд посвящен уголовному делу какого-нибудь ссыльного, сидевшего в Вологде, и выдвигается из стены за ручку, а потом его можно задвинуть обратно и познакомиться с другим делом.
Мне больше всего понравилась подпольная типография, представляющая с собой ящик с отделениями, где хранился металлический шрифт и другие незамысловатые инструменты. Чтобы сделать листовку, нужно было вставлять в форму отдельно каждую буковку, и потом мазать краской и делать нужное количество оттисков.
Нам показалось, что музей маловат; мы быстро все осмотрели и вернулись в центр города. У машины мы встретились с родителями и вместе пошли обедать в кафе "Огород". Там было похоже на костромское "Лимпопо": типа столовки со шведским столом. Нельзя сказать, что мы вкусно наелись, скорее просто ликвидировали голод и пошли гулять дальше.
Мы обошли парк и посмотрели старейшее деревянное здание в Вологде - дом Засецких конца XVII века.
У другого красивого деревянного здания мы увидели традиционный вологодский забор. Ну насколько он лучше безвкусного профнастила, которым сейчас все повально отгораживают свои дома от внешнего мира!
И пожалуй ничуть не худшая резьба нашлась на одном новом доме. Вот как надо строить! Особенно в историческом центре древнего города.
Мы немного прошлись вдоль набережной. Конечно, нашли красно-белую надпись "Я люблю Вологду", нынче без этого никак. Но здесь она хотя бы не закрывает вид на достопримечательности, как во
Владимире.
Набережная заставлена бронзовыми скульптурами, от памятника поэту Батюшкову вместе с его конем до увековечивающей местный говор буквы "о". Хотя мы вроде бы никакого оканья не слышали. Все-таки в
Кирове говор, видимо, более ярко выраженный и более распространенный.
На этом у нас иссякли идеи, что еще можно делать в Вологде, и мы с Димой уселись с мороженым в машине, пока родители ходили по сувенирным магазинам. Вологодское масло было бы проблематично везти, поэтому они купили несколько банок вологодской сгущенки. Выделенную нам банку мы благополучно съели в первый же день после приезда из отпуска и можем точно сказать, что сгущенка, что называется, настоящая: жирная, сладкая и вкусная.
Отель у нас опять был за городом и снова деревянный, правда, слишком близко к дороге.
Но Диме он понравился больше всех за нашу поездку.
Ужинали мы в ресторане узбекской кухни при отеле, но там было достаточно дорого и не все блюда в наличии. Зато утром нас там вполне нормально покормили завтраком, включенным в стоимость номера.
Все время пребывания в Вологде у меня назойливо вертелась в голове песня "Где же моя темноглазая, где?". Дима по этому поводу надо мной периодически подшучивал, спрашивая: "А где мы сегодня обедаем? А где мы ночуем?" И я, откинув вперед левую руку, неизменно пропевала в ответ "в Вологде-где-где-где, в Вологде-где", и мы смеялись. Но все-таки в споре между Вологдой и
Костромой мы отдадим первенство
Костроме: она более уютная, лучше сохранила старинную планировку и застройку, а в Вологде за пределами Кремлевской площади уже не ощущаешь себя в городе с историей.
Обсуждая все это, мы уже ехали в
Кириллов, сбавляя скорость из-за лосей, об опасности столкновения с которыми нас предупреждали частые таблички вдоль дороги, и вместе с тем во все глаза высматривая, не будет ли стоять лось где-нибудь в кустиках вдоль дороги. Но нет, ни одного хоть какого-нибудь завалящего лося не нашлось.